Як-40 самолёт и завод. 

Aug 09, 2023 16:40



Як-40 авиапредприятия Северсталь
Как советская интернациональная идеология прикончила самолёт с перспективами на развитие,
что негативно отразилось на Саратовском авиационном заводе.
Всё началось во второй половине 40-х годов, когда возникла необходимость заменить на местных авиалиниях самолёт Ил-12 который разработали в КБ Ильюшина в инициативном порядке.
За дело взялись в КБ Яковлева.
Там решили сделать самолёт максимально дешёвым в эксплуатации и оснастить его турбовинтовым двигателем.
В КБ Ильюшина не парились и на основе Ил-12 сделали Ил-14 всё с теми-же дорогими в эксплуатации поршневыми двигателями.
Яковлевцы проиграли, у них возникла проблема с двигателями, тогда ещё не было достаточно мощных и надёжных  турбовинтовых  движков в этом сегменте авиации.
Но они не сдались и продолжили разработку самолёта,  в инициативном порядке несколько изменив концепцию.
Двигателей стало три, они стали турбореактивными и переехали в хвост самолёта.
В 1960 году вышло постановление СовМина СССР о создании самолёта для местных авиалиний на замену Ли-2, Ил-12 и Ил-14.
И тут Яковлевцы не сплоховали. Ведь у них был уже практически готовый самолёт, правда в чертежах.
Но у Ильюшина не было и этого.  Оставалось добавить к нему хороший двигатель.
Согласно постановлению СовМина СССР его разработали на Запорожском «Прогрессе».
Там-же в 1967 году началось его серийное производство.
Уже в 1965 году был готов лётный прототип.
В 1966  21 октября состоялся первый полёт Як-40  с тремя двухконтурными турбореактивными двигателями (ТРДД) АИ-25. Пилотировали машину лётчики-испытатели А. Л. Колосов, Ю. В. Петров. Тогда же самолёт был запущен в серийное производство на авиационном заводе в Саратове, а первые самолёты были переданы «Аэрофлоту».

Первые регулярные рейсы Як-40 начались из аэропорта Быково, что нашло отражение в гербе городского поселения Быково Раменского района Московской области в 2009 году.
Самолёт серийно строили на Саратовском авиазаводе с 1966 по 1981 годы.
Всего было построено 1012 единиц.  К концу 70-х годов был готов вариант самолёта с двумя двигателями,
что делало его ещё более дешёвым в эксплуатации. Что на местных авиалиниях самый важный параметр.
Билеты на автобус должны быть дешёвыми.
В 1981 году  Як-40 прекратили выпускать, все разработки по этой теме закрыли.
То что  Як-40 был основной продукцией целого огромного завода, как-то во внимание не приняли.
Як-42 не давал необходимой загрузки и завод начал деградацию.
А всё дело в том что Як-40 составил конкуренцию чехословацкому L- 410.
Видимо товарищи из Праги кому надо шепнули нужное слово, кому надо подарили нужный подарок и всё.
Перспективный самолёт практически уничтожили.
А что Саратовский авиационный завод.
А он так и не оправился от такого удара. Завод влачил жалкое существование все 80-е годы. Потом 90-е его практически добили.
В 2012 году завод был официально ликвидирован.
Кстати сказать это единственный в России авиазавод который прекратил своё существование вообще.
Вот так, политика Политбюро ЦК КПСС, основанная на государственной идеологии, которая запрещала обижатьтоварищей из разных стран погубила и самолёт и завод.

PS
4 декабря 2018 года взлетел СТР-40ДТ.
Это не что иное как Як-40 с двумя движками.



СТР-40ДТ - демонстратор технологий производства лёгких цельнокомпозитных турбореактивных самолётов взамен Як-40. Для перевозки 19−32 пассажиров с увеличенной скоростью перелёта (до 700 км/ч вместо 510 км/ч) на дальность около 4000 км при возможности использования аэродромов лёгкой авиации.

Таким внешне мог стать Як-40М2

Самолёты, КПСС, Промышленность, Россия сегодня, СССР, Сумерки

Previous post Next post
Up