Jun 04, 2012 22:26
Чешская республика - колыбель кирилло-мефодиевской традиции и просвещения славян.
Святые Кирилл и Мефодий
Святые Кирилл и Мефодий - величайшие благодетели наших народов. Они сумели привести широкие массы народа к христианской вере, благодаря им славянский язык сделался языком богослужения и литературным языком.
Таким образом, чехи первыми из народов Центральной и Западной Европы обрели свою национальную литературу, в то время как у других народов всей этой обширной территории книги были написаны на латыни.
К наследию солунских братьев ныне обращаются все христианские конфессии. Тем не менее, следует признать историческим фактом, что именно целенаправленные усилия римско-католической церкви привели к искоренению у нас кирилло-мефодиевской традиции и к безвозвратному уничтожению книг на церковно-славянском языке. Эта традиция, однако, сохранилась у болгар, сербов, русских, украинцев и белорусов. Чехи же лишь в новые времена, а именно - в 19-м и 20-м веке, смогли вновь осознать корни своей духовной традиции.
Православная церковь издавна отмечает день св. Кирилла 14 февраля, а день св. Мефодия - 6 апреля. Эти дни являются датами их смерти. Их общий праздник отмечается православными христианами 11 мая. Однако в Чешской Республике государственные торжества приурочены к 5 июля, потому что римско-католическая церковь выбрала именно этот день для чествования святых апостолов.
Но в то время, когда выполняли свою миссию солунские братья, ещё сохраняла своё единство вселенская апостольская церковь, составной частью которой являлся и римский патриархат. Тем не менее, споры, не прекращавшиеся с первых времён христианской эры, в конце концов переросли в настоящий раскол между восточной и западной церковью. Это произошло в 1054 году. Некогда единая церковь разделяется на римско-католическую с центром в Риме и православную (ортодоксальную), которая своим духовным главой признаёт Константинопольского патриарха, хотя административно не подчиняется ему. Отдельно взятые национальные церкви - патриархаты - далее функционируют как автокефальные (самоуправляемые, самостоятельные); они объединены вероучением в одну апостольскую вселенскую (по-гречески «кафолическую») церковь и имеет структуру, сложившуюся в 1 - 9 вв. Римская церковь первоначально также вписывалась в эту систему. Римский патриархат до 9 века участвовал во всех вселенских соборах церкви и подчинялся их решениям. Например, в 680 - 681 гг. Собор осудил Римского патриарха Гонория за то, что он впал в заблуждение монотелетизма, и Римская церковь этому решению подчинилась. Только позднее в жизни Римской церкви начала устанавливаться практика, что решения вселенских соборов должны быть одобрены римским патриархом. Восточные патриархаты были недовольны положением дел, складывающимся в римской церкви, прежде всего - введением латинского языка для всех народов, практикой индульгенций, обязательностью безбрачия для духовенства всех рангов, попытками ограничить причастие одним видом и т.п.
Католическая историография толкует схизму как «отпадение православной ветви церкви». Православная историография говорит об отпадении римского патриархата от четырёх восточных, исторически более древних патриархатов (Царьградского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского) и отказе от почитания святых апостолов в качестве своих учителей.
Отношение римско-католической церкви к делу святых апостолов Кирилла и Мефодия в течение более, чем тысячи лет, менялось и эволюционировало. Папа Иоанн Х (914 - 928) в послании от 924 года ставит в вину хорватам, что они отрекаются от св. Мефодия, имени которого он, папа, по его словам, не находит ни в одной книге среди упоминаний об отцах церкви. В 1069 г. папа Александр II (1061 - 1073) прямо называет св. Мефодия еретиком. Позднее латинская церковь полностью вытравила память о двух святых братьях в чешских землях и в Словакии. Если мы заглянем в латинские служебники для Пражского архиепископства за 1522 г. или для Оломоуцкого епископства за 1499 и 1505 гг., то уже не найдём ни одного упоминания о св. Кирилле и Мефодии.
Память о них оживает снова лишь в 19-м столетии, когда в сознании народа растёт преклонение перед магистром Яном Гусом и интерес к миссии Кирилла и Мефодия. Возникает опасность, что этот интерес может спровоцировать неконтролируемый рост влияния православной церкви. Вот тут латинская церковь «вспоминает» о двух славянских апостолах, и в 1880 г. папа Лев XIII в своей энциклике «Grande munus» (великий дар) превозносит их заслуги и назначает день их чествования - 5 июля. Эта дата никаким образом не связана с их биографией. Она была выбрана намеренно, прежде всего, чтобы отвлечь внимание от другой даты - 6 июля - дня мученической смерти магистра Яна Гуса. О том, что подробное изучение источников, связанных с жизнью и деятельностью св. Кирилла и Мефодия, долгое время было табуизировано римско-католической церковью, свидетельствует и опыт, пережитый молодым католическим священником Матеем Павликом (в будущем -епископ Горазд). Под псевдонимом П. Малый он публикует труд «Жизнь св. Кирилла и Мефодия и их отношение к Риму и Царьграду». Знакомство с историческими фактами в их взаимосвязи с миссией Кирилла и Мефодия приводит автора в лоно православия. Он становится православным епископом и принимает имя Горазд в память святого Горазда, которого Мефодий назначил своим преемником. Горазд и другие ученики Мефодия были изгнаны из Моравии. Примечательно, что первая кирилло-мефодиевская миссия в Моравии длилась около 20 лет. И деятельность новомученика св. епископа Горазда была также через 20 лет трагически оборвана фашистами в 1942 г.: за предоставление убежища чешским парашютистам чешская православная церковь была запрещена, её имущество конфисковано, а священники частью казнены, частью отправлены в рабочие лагеря в Германию.
Из жизни св. Кирилла и Мефодия
Оба брата были родом из греческого города Солунь (Салоники), где их отец занимал высокую государственную должность в Византийской империи. Мефодий в начале избрал путь чиновнической карьеры, но потом отказался от этого и стал монахом. Константин сразу по окончании учёбы был рукоположен в священники. В наше время учёные склонны считать, что их мать была славянского происхождения.
По просьбе моравского князя Ростислава братья были посланы императором Михаилом III и патриархом царьградским св. Фотием в Моравию в качестве миссионеров. К этой задаче они очень хорошо подготовились: разработали азбуку для славянского языка и перевели отдельные книги Священного Писания и все богослужебные книги - Святую Литургию, Вечерню, Заутреню, Повечерню, Всенощную службы, Часослов, Осмигласие, богослужения на Пасху, на посты, на праздники, а также требник (для совершения святых таинств).
В Моравию учителя прибывают в 863 г., и их миссии сопутствует огромный успех, поскольку народ понимал Евангелие и язык богослужений. Апостолы тут же отбирают способных молодых людей и учат их, чтобы в Великой Моравии как можно скорее появились свои собственные священники. Можно себе представить, насколько эта деятельность пришлась не по вкусу латинским священникам. Они понимали, что могут полностью утратить своё влияние в этой стране. В 867 г. апостолы со своими учениками отправляются через Венецию в Царьград, где их должны были рукоположить в священники. В Венеции они задержались из-за неблагоприятной погоды. В это же время их приглашают к римскому Папе Николаю I. Но они ещё не успели добраться до Рима, как Николай I умер, и его преемником стал Адриан II. Он в целом одобрил богослужение на славянском языке с одной оговоркой: чтобы Послания и Евангелие читались на двух языках - сначала на латыни, а затем на церковнославянском. В Риме Константин заболел и решил уйти в греческий монастырь. Он принимает монашеский постриг и имя Кирилл. Здесь 14 февраля 869 г. он преставился. После смерти св. Кирилла св. Мефодий был рукоположен в епископы.
Когда епископ св. Мефодий вернулся в Моравию, он узнал, что князь Ростислав низложен, что его заманили на чужбину и ослепили. (Православная церковь в чешских землях и Словакии канонизировала св. Ростислава).
В этот период св. Мефодий был тоже схвачен и, невзирая на папскую грамоту, осуждён епископами Зальцбурга, Грудзёндза и Пассау и брошен в тюрьму. Только через 2 года он был освобождён, и то лишь после вмешательства папского престола. Тогда же заключению подверглись и ученики Мефодия.
Впоследствии святой Мефодий очень успешно продолжал свою апостольскую деятельность. К этому периоду относится крещение чешского князя Борживоя и его супруги княгини Людмилы. Народ отказывался от языческих заблуждений, росли ряды отечественного духовенства: 200 священников обучил и воспитал Мефодий.
Успех его миссии вызывал откровенное недовольство латинских священников. Они снова обвинили его перед папой Иоанном VIII в том, что он проповедует народу доктрины, несовместимые с учением римской церкви, и служит литургию на варварском славянском языке. Св. Мефодий снова вызван в Рим по распоряжению преемника Адриана, папы Иоанна VIII. Тот, как и его предшественник, одобрил богослужение на славянском языке, но в то же время рукоположил в епископы Вихинга и назначил его епископом Нитры (Словакия).
Св. Мефодий побывал заодно в Царьграде, а по возвращении в Моравию приступил к завершению перевода Священного Писания на церковнославянский язык. Он подготовил себе преемника - св. Горазда. Перед самой смертью - в апреле 885 г. - св. Мефодий участвовал в богослужениях на Вербное Воскресенье и умер 6 апреля 885 г.
В Моравии пришёл к власти Сватоплук, племянник Ростислава. Он ошибочно полагал, что укрепит своё моравское государство, отдав его под власть папского престола и присоединившись к латинской церкви. Моравия не устояла как государственное образование, и центр тяжести народа переместился в Чехию, где ещё какое-то время сохранялось славянское богослужение. Некоторые чешские князья впоследствии пытались вернуть кирилло-мефодиевской церкви статус государственной. В княжение Олдржиха св. Прокоп в 1032 г. заложил на р. Сазаве славянский монастырь. Вратислав II пытался ввести славянское богослужение в общегосударственном масштабе, но папа Григорий VII (1073 - 1085) его запрещает, а в 1097 г. славянские монахи изгоняются из Сазавского монастыря. Их место заняли латинские монахи ордена бенедиктинцев. В результате были уничтожены и все церковнославянские богослужебные книги.
Однако в широких массах кирилло-мефодиевская церковь сохранялась ещё долго, она воспринималась как церковь народная и национальная. С изгнанием сазавских монахов славянская литургия не прекратила существование. В царствование Карла IV Рим был вынужден несколько раз серьёзно рассматривать этот вопрос. Наконец было разрешено строительство монастыря у славян, где служба проводилась бы по восточному обряду. Также и гуситы всерьёз думали о воссоединении с православной церковью. В 1451 г. они направили посольство в Константинополь (Царьград), начались переговоры, но вскоре Царьград был взят турками. Гуситы лишились возможности прямого контакта с православием и постепенно сблизились с германской Реформацией.
(Переведено с чешского по просьбе Самарского Дома кино, источник мне неизвестен).