Личный опыт: фестивальный менеджмент - как бизнес и как развлечение

Oct 17, 2011 18:48




Продюсеры и менеджеры музыкальных фестивалей из разных стран собрались в Лондоне, чтобы поделиться опытом и обсудить проблемы индустрии. А после этого посмотрели на практику музыкальных фестивалей Великобритании - на лучшем фестивале по версии UK Festival Awards - Bestival.

Некторое время назад вот здесь мы писали о международной конференции менеджеров фестивалей и продюсеров, которую организует Британский Совет в Лондоне. Россию на этом симпозиуме должна была представить Евгения Галетка, управляющий директор "Пикника "Афиши". К большому сожалению, Евгения заболела и не смогла отправиться в поездку.

В итоге на саммит, а заодно и на музыкальный фестиваль Bestival, съездил президент продюсерской компании GreenWave Music Александр Чепарухин. От него у нас есть подробный отчёт о поездке. С удовольствием делимся этим текстом с вами и особенно рекоммендуем вторую его часть - личные вечатления Александра от выступлений The Cure, PJ Harvey, Mogway и живой рассказ с картинками об атмосфере фестиваля!



Спасибо Британскому Совету - совершенно неожиданно для себя я совершил поездку в Англию и побывал на одном из самых интересных фестивалей Великобритании, да и всей Европы.

Сначала был однодневный семинар - Festival Visionaries Masterclass, организованный британской Ассоциацией независимых фестивалей AIF (Association of Independent Festivals).
Семинар проходил на 5-м этаже Royal Festival Hall. Здесь, в одном из самых престижных концертных залов мира, построенном в 1951 году, я уже был до этого не раз. Когда-то я выходил на его сцену во время концерта уникальной тувинской группы Хуун Хуур Ту, рассказывал о Туве и ее музыке. Зал, вмещающий почти 3 тысячи человек, был переполнен, и реакция была невероятно теплой.

Вообще Лондон - один из самых благодарных городов мира для музыкантов. Сюда не так легко попасть, но если уж попал и стал любим публикой - больше чем в Лондоне зрителей собрать вряд ли удастся где-нибудь еще на планете.

Здесь, в Royal Festival Hall я впервые увидел выступления многих замечательных артистов - Kraftwerk, David Byrne, Lou Reed, Patti Smith, Brian Wilson, Iggy Pop и др.

Я давно дружу и сотрудничаю с организаторами двух замечательных фестивалей Meltdown и London Jazz Festival, которые проходят в Royal Festival Hall и других залах South Bank Centre - Queen Elizabeth Hall и Purcell Room. Новая встреча с промоутерами South Bank Centre вызвала новую волну взаимного интереса. И я надеюсь, что за этим последуют новые концерты российских артистов.

На 5-й этаж я никогда раньше не поднимался. А зря - отсюда открывается живописный вид на Темзу, колесо обозрения London Eye и Биг Бен. И в перекурах на балконе многие участники фотографировались на фоне этих хрестоматийных видов. Приятно было столкнуться здесь с моими старыми партнерами Робом Чаллисом (Rob Challice) и Анке Линк (Anke Link) из лондонского Coda Agency - они знают толк в хорошей музыке, наши вкусы очень близки. Они соединили когда-то в одной программе Хуун Хуурту и замечательную Нину Настасью из Нью-Йорка, я привозил в Москву и Питер их мексиканских фаворитов Los De Abajo.

На семинаре выступали организаторы различных британских фестивалей. Здесь я встретил старых знакомых из руководства фестиваля Питера Гэбриэла WOMAD. За последние годы я побывал на многих WOMADах - в Англии, США, Испании, Австралии, Новой Зеландии. Ключевую роль на всех этих фестивалях играют директор Chris Smith и программный директор Paula Henderson. Хуун Хуурту выступали на WOMAD много раз. А в этом году на WOMADELAIDE в Австралии впервые выступила моя любимая Даха-Браха из Киева. Надеюсь, это станет началом ее триумфального шествия по всему миру.

В прошлом году Крис затеял первый WOMAD в мусульманском мире - в Абу-Даби. И два фестиваля 2010 и 2011 гг. прошли там с громадным успехом. Я уверен, что наше активное сотрудничество с WOMAD продолжится. Мы даже обсудили с Крисом возможность российского WOMAD - красивейших мест для фестивалей в России немало, вот только неразвитая инфраструктура и визовый режим создают сложности.

Но это не мешает мне и моей компании GreenWave активизировать свою фестивальную активность в России, расширять ее географию. Помимо крупнейшего фестиваля в России - «Сотворение мира» в Казани, мы проводим ряд фестивалей в Перми и Пермском крае - «Движение», «Музыка свободы», «ГогольФест Пермь». Кроме того, уже несколько лет я являюсь арт-директором «Саянского кольца» в Шушенском Красноярского края, который вызывает все больший интерес и собирает до 40-50 тыс зрителей со всей Сибири. Я рассказал о своих фестивалях британским и другим зарубежным коллегам.

На семинаре были организаторы фестивалей из Украины, Эстонии, Аргентины, Австралии, Новой Зеландии, Китая, Индии, Италии, Иордании, Ливана, Польши, Испании, Палестинской автономии.
Они слушали и обсуждали доклады английских коллег - основателей и организаторов фестивалей Glastonbury, WOMAD, Greener, Glasgowbury, End of The Road, Lake of Stars, Evolution, Shambala, Green Man, Leefest, Eden Sessions.

Обсуждались вопросы определения направленности и развития идентичности фестиваля, составления программы, спонсорства, менеджмента и безопасности.

Мне, конечно, наиболее интересна была тема программной политики. Здесь мне, без ложной скромности, есть чем поделиться с любыми фестивальными корифеями. Программы наших казанских и пермских фестивалей получились действительно уникальными.

Мы доказали, что любая искренняя и талантливая музыка может вызывать энтузиазм массовой аудитории, независимо от стилей, жанров и уровня «звездности» артистов.






На следующий день, в 6 утра, мы начали 5-часовую поездку на Isle of Wight. Этот остров, расположенный юго-западнее Портсмута - фестивальная легенда.
На фестивалях Isle of Wight 1968-1970 выступили почти все суперзвезды рока тех лет. Возобновившись в 2002 году, этот фестиваль продолжает из года в год подтверждать репутацию «парада звезд».

Но мы ехали на Bestival - гораздо более «молодой» фестиваль, проходящий в живописном сельском парке Robin Hill. Первый Bestival прошел в 2004 году, и с тех пор ее аудитория увеличилась с 10 тыс до 60 тыс. В 2010 году Bestival получил главную награду UK Festival Awards - Best Major Festival, т.е. был признан попросту лучшим фестивалем Великобритании!

Я думаю, этим он обязан трем факторам - живописная холмистая местность, хорошая организация и, самое главное - разнообразная и изысканная программа, которую определяет Rob Da Bank - один из популярнейших диджеев и продюсеров Британии. Суперзвезды соседствуют здесь с совсем юными дарованиями, сверхмодная танцевальная музыка - с архаическим психоделическим роком. Полная эклектика. Мне этот подход очень близок.

Основные музыкальные впечатления. На главной «хедлайнерской» сцене мне по-настоящему понравилось только одно выступление. Но какое! The Cure - возможно, лучший рок-концерт в жизни. Ничего подобного по искренности, драйву, масштабу я не видел никогда. Концерт эпической, космической, гигантской мощи. Два с половиной часа, с двумя бисами минут по 40 каждый - где вы еще такое видели на фестивале?

image Click to view



Главная сцена - большое испытание. Не многие его выдерживают. Не всякая музыка может вообще существовать на такой сцене. А вот The Cure как раз в гигантском формате органичны, с их романтикой, кинжальными аранжировками и эпической статью. И это - не "индустрия", как Muse или те же U2. Это - настоящая магия. Честно говоря, я собирался бесстрастно понаблюдать за увядающими легендами прошлого, которых я в свое время как-то "пропустил", а в итоге получил потрясение, пустил слезу и сорвал себе колени и шею в неконтролируемых экстатических плясках.

Величие The Cure я не очень понимал. За подведенными глазами и губной помадой не мог разглядеть творца, да и не пытался особенно. А после Bestival я - абсолютный фанат. Лучше поздно, чем никогда) Теперь я буду буквально добиваться выступления The Cure на казанском «Сотворении мира» - лучшего завершающего акта для этого фестиваля просто не придумаешь.

А вот для других звезд главная сцена оказалась великовата. Я имею в виду прежде всего Bjork и PJ Harvey. Их камерные по сути выступления как-то потерялись на громадном поле. Здесь есть одна универсальная проблема, в связи с которой я не хочу делать фестивали со многими сценами. Как ни настраивай звук, но сцены все равно друг другу иногда мешают. The Cure это победительно преодолели. А звездные женщины - нет. У них было много медленных и тихих песен, в которые буквально врывались звуки с ближайшей площадки.

На второй по значению сцене Big Top два мощнейших сета отыграли шотландцы, хорошо известные и бывавшие в России - Mogwai и Primal Scream. На этой площадке был особенно мощный и «проникающий» звук, которые хорошо поддержал и усилил шотландскую псходелическую лавину.




Но самое лучшее впечатление на меня произвел ряд небольших танцевальных тентов, где не было суперзвезд, но с утра до утра был калейдоскоп отличных неизвестных артистов. Часто они объединялись в немыслимые комбинации, а публика танцевала до упаду. По части декадентского отрыва и угара Bestival не знает равных. Особенно впечатляющую программу представил Club Dada. После этого подумалось - музыкальная Англия жива. Дабстеп, психоделика, фанк, этно, рок, реггей, ска, электроника - такой терпкий замес всего.

По крайней мере 5-6 групп, увиденных мной на Bestival, точно приедут в этом году на мои российские фестивали.

Я не смогу упустить ни феноменальный интернациональный ска оркестр Top Cats из Лондона, ни юных лондонских ретро-рокеров Mad Dog, ни романтичных датчан Our Broken Garden и др.




Атмосфера была соответствующей. Невероятные одежды - от шуб и ушанок до почти полной наготы. Боевые раскраски, парики.




И при этом почти все - в резиновых сапогах до колен. И не зря. В последний день пошел дождь, и территория фестиваля по классической английской традиции превратилась в месиво грязи. Я упал несколько раз, и пришлось мне осваивать новый способ передвижения - ползком по лужам и грязи.




Наутро после фестиваля десятки тысяч молодых паломников штурмовали паромы и отправлялись на большую землю - в Портсмут , оставляя на пристани горы резиновых сапог. Сиденья и проходы на паромах и даже в поездах Портсмут-Лондон были аккуратно задрапированы целлофаном, который быстро покрывался толстым слоем грязи.

Из Лондона я так никогда не летел - в мокрой и грязной одежде, остро пахнущей навозом. Сочувствую моим соседям по самолету.




Зато не было в последние годы события, которое могло бы сравниться с Bestival по практическому влиянию на мои «творческие планы». Не зря отправил меня туда Британский Совет - еще раз спасибо ему за это.

Мы тоже говорим Александру большое спасибо за отличные фотографии, интересные впечатления и воодушевляющие планы!
Надеемся, что и вам, дорогие друзья, тоже понравилось! Полный фотоотчёт с Bestival от Александра Чепарухина смотрите у нас на Фликре!

creative economy, Креативная экономика, музыка, bestival

Previous post Next post
Up