Мы продолжаем публиковать дневники победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» о поездке в Великобританию.
В сегодняшнем выпуске вы посетите
Оксфордский Музей Эшмолин (Ashmolean Museum) и Дом-музей Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне (Shakespeare's Birthplace).
Елена Дмитриева, Директор Музея Коломенской пастилы, расскажет о том, могут ли в музейных витринах оригиналы соседствовать с копиями и где проходит грань между музеем и театром.
Музей Эшмолин (Ashmolean Museum) - старейший музей Великобритании. Музей находится в университетском городе Оксфорде с населением 150 000 человек. В 1683 г. сэр Лаенс Эшмол передал свою весьма известную тогда коллекцию предметов археологии и искусств университету города Оксфорд и завещал открыть музей для публики. Сейчас музей принадлежит университету и располагается в величественном историческом здании, в которое он переехал в 1900 году. Основу коллекции составляют предметы восточного и западного искусства, а также известная коллекция гипсовых копий скульптур с античных оригиналов.
Свой рассказ главный менеджер музея Генри начал с таких слов: «Когда мы примерно 12 лет назад приняли решение о реконструкции здания музея, мы обратились в одну из лучших лондонских архитектурных компаний, специализирующихся на приспособлении исторических зданий. Проведя необходимые обследования, первое, что они предложили, это снести старое здание музея и построить новое». Неправда ли, знакомая ситуация? Надо отдать должное таланту архитектора Рика Матера, компромиссное решение все же было найдено. Главные фасады и залы музея были сохранены и отреставрированы. Расширить же экспозиционное пространство в три раза и открыть новый образовательный центр, удалось только за счет строительства нового здания на месте разобранных старых хозяйственных построек. Теперь уникальная коллекция музея Эшмолин размещается в уникальном современном здании, тактично вписанном в исторический контекст.
Генри признался нам, что первоначальный сценарий музейной экспозиции был весьма консервативен, коллекции группировались по залам, в соответствии с темой и эпохой. Но эта идея не понравилась главному спонсору. Они настаивали, что новая экспозиция должна привлечь больше посетителей из разных слоев населения, особенно людей с низкими доходами и разнообразные этнические группы. Музею предложили пересмотреть традиционные принципы экспонирования и внедрить новые подходы, раскрывающие роль наследия в современной жизни. - Тогда, сказал Генри, мы решили перевернуть все с ног на голову. Мы перемешали ранее обособленные залы музея и предложили изучать культуру во взаимосвязи и развитии. Так родилась новая концепция музея, концепция «перекрестка культур», которая делает музей Эшмолин уникальным в мире.
Например, на первом этаже располагается вся коллекция, связанная с древним миром. Здесь не только Рим, Египет, но и Китай, Индия, Япония. Это позволяет посетителю сравнить предметы одного периода из разных культур. На втором этаже повествование разделилось на две темы. Первая «Азиатские перекрестки, где показано взаимодействие Средиземноморских стран, Исламского мира, Индии, расположенных на одном континенте и вторая «Запад встречается с Востоком», где наглядно демонстрируется взаимосвязь Запада и Востока в результате интенсивного торгового обмена. В цокольном этаже экспозиция выстраивается вокруг какой-либо идеи. Например, есть зал, посвященный деньгам или галерея, которая раскрывает человеческий образ, как люди изображали человеческое тело в разных культурах и в разные времена.
Современная политика музея допускает использование копий рядом с оригиналами для лучшей иллюстрации главной идеи. И это обстоятельство вызвало в нашей компании бурное обсуждение. Оправдана ли демонстрация гипсовой копии внушительного размера в самом красивом и центральном зале музея вместе с подлинниками ради лучшей наглядности и простоты восприятия экспозиции? С точки зрения кураторов музея, оправдана, так как это позволяет достичь главной цели - эффективной коммуникации с посетителем. Нам показалось, что в данном случае принцип подлинности был подчинен наглядности и зрелищности экспозиции.
Дом-музей Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне (Shakespeare's Birthplace), где знаменитый британец родился и провел детские годы, место очень людное. Толпы китайских, японских, американских туристов обеспечивают так называемый «товарный поток». Музей принадлежит трасту The Shakespeare Birthplace trust, силами которого был выкуплен дом Шекспира и два деревянных дома, примыкавших к нему. С целью обеспечения безопасности оригинального дома Шекспира оба соседних дома были снесены, на месте которых в 1981 году по проекту архитектора Laurence Williams был построен Шекспировский центр.
Музей использует разнообразные средства предъявления музейной информации. Процесс осмотра состоит из самостоятельного знакомства с экспозицией по сценарию, жестко контролирующему время нахождения в зале. Сначала посетитель попадает в пространство, где демонстрируется на мониторе пятиминутный ролик с фрагментами из фильмов и спектаклей, снятых по пьесам Шекспира. После окончания демонстрации ролика, дверь в соседнее помещение автоматически открывается, увлекая посетителей в другой зал, похожий на кинозал, правда без кресел. Здесь показывается небольшой фильм, созданный на основе рисунков, фрагментов из спектаклей, рассказывающий биографию Шекспира. В этом зале используются художественные инсталляции, макет старого театра, который подсвечивается по сценарию.
После окончания осмотра вас вежливо направят в дом Шекспира, в главную экспозицию музея. Переход от первого здания собственно к дому проходит через сад, где высажены растения, которые упоминаются в произведениях гения. Комнаты дома Шекспира обставлены по типологии, трогать предметы запрещается. Роль смотрителей и экскурсовода в каждой комнате выполняет одетый в костюм того времени актер, который вступает со зрителем в коммуникацию. В заключении осмотра представлена информация с планами города, самого дома и др. Для людей в инвалидных колясках предлагается в первом этаже здания прогуляться по виртуальному музею в сопровождении костюмированного гида.
Выходя из дома, вы сможете стать участником какой-либо шекспировской сцены. Прямо в саду разыгрываются небольшие спектакли. Выход из музея, как и полагается во всех британских музеях, организован через сувенирный магазин. В основном представлена печатная продукция, а также активно используется тема нанесения изречений Шекспира на футболки, кружки и др.
В окончании дня для полного погружения в творчество Шекспира мы посетили знаменитый королевский
Шекспировский театр Royal Shakespeare Company. В тот вечер мы наслаждались игрой талантливых актеров, передающих новые образы Антонио и Клеопатры.
Дневник стажировки Елены Дмитриевой, победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Вы найдете на сайте
http://museum.fondpotanin.ru.
Фото - Н.Ю. Самойленко и участники стажировки