Музеи Великобритании, часть четвертая

Jan 13, 2011 14:39



Мы продолжаем публиковать дневники победителей конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в Великобритании. Сегодняшний выпуск будем посвящен Национальному музею Айронбридж и Музею керамической плитки в Джекфилде. Может ли музеем стать целый город или действующая фабрика?

Своими впечатлениями делится Людмила Сафонова, Директор Белокалитвенского историко-краеведческого музея (Ростовская область).


Королева Виктория оставила своим подданным поистине королевский подарок: викторианский стиль и викторианскую эпоху, образцом которой является Блистс-Хилл (Blists Hill Victorian Town), целый город мастеров в Айронбридже.


Сегодня Национальный музей Айронбридж (Ironbridge Gorge Museum Trust) - это один из самых больших негосударственных музеев, объединяющий десять объектов.

Для размещения музейного городка очень удачно выбран ландшафт. Действующая копия первого паровоза медленно передвигается по рельсам. Шахта, мастерские камнетеса, столяра, сапожника. Поражает изобилие экспонируемого материала. Так сохранить, например, приспособления для изготовления протезов конечностей мог только очень бережливый или очень ленивый человек.
Действующий банк, аптека, пекарня. Кондитерская и свечной заводик, типография.. Палисаднички, свинарники с чистыми свинками и, конечно же, лошади. Купание английских тяжеловозов, их торжественное шествие по «улочкам» - тоже часть музейного сценария. Не могу дать оценку исторической достоверности увиденного, но все это работает как на создание атмосферы жизни второй половины XIX века в Великобритании, так и на получение музеем дохода.

Музей-театр, музей-инсталляция, музей-производитель продукции. Музей - большая комплексная услуга. Хотя актеры-сотрудники музея, переодетые в старинные одежды, играют свой 101-й спектакль без особого энтузиазма, в этом есть своя прелесть неспешности. Отдельным аттракционом проходила сцена на канале: пять одержимых любовью селезней гонялись за молодой уткой. Тоже часть спектакля о вечном.


На Музее керамической плитки в Джекфилде (Jackfield Tile Museum) лежит печать рафинированности. Дело, конечно, не в вычурных орнаментах, напоминающих свадебные торты. Здесь присутствует обособленность, спокойная уверенность в своей красоте и самодостаточности. Использование современных технологий и спецэффектов в темноте входа почти не воспринимается. Разнообразие, теплота и блеск керамики дают посетителям достаточно ярких эмоций.

Понятно, почему британцы гордятся самой крупной в мире фабрикой XIX века по производству керамики. Вызывает глубокое уважение та скрупулезность, с которой переносили в музей и спасали от исчезновения сотни панно, воссоздавали станцию метро, бар, ванную комнату и другие помещения. Очень уместным показалось звуковое сопровождение: шум электрички в безлюдном пространстве создает особое чувство тревоги и одиночества.
Особенно хорошо воспринимались храмовые изразцы и витражи вкупе с органной музыкой. После интерьеров музей представляет залы с образцами плитки с декором разных стилей. Вот восточные мотивы, там - модерн, воспроизводство средневековых и древнеримских мозаик. Вазы, блюда, облицовка каминов.

Если я правильно поняла, фабрика достигла расцвета на пике увлечения плиткой в 1890-е годы. В тридцатые годы прошлого века - новый всплеск моды на керамическую плитку в общественных помещениях и домашних интерьерах. Нынче фабрика также востребована, как обладатель старинных технологий производства плитки для реставрации культовых и дворцовых сооружений. Молчаливые мастера цеха полны достоинства: они творят красоту.

Полный дневник стажировки Людмилы Сафоновой, победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире».

Фото - Н.Ю. Самойленко и участники стажировки

фонд Потанина, музеи, искусство

Previous post Next post
Up