Поскольку настроение сегодня ни к черту, то и пост получился соответствующий.
Этот пост о моей маме мне сложнее писать, чем предыдущие.
Как всегда я позвонила ей узнать о событиях быстротекущей жизни. И в ответ услышала, что спала она плохо, заснула поздно, и настроение в связи с этим «так себе». Мама моя - человек немолодой, поэтому первая мысль, что спала плохо из-за нездоровья. Спрашиваю, в каком месте что не так. Нет, говорит, со здоровьем всё нормально. Это, говорит, я переживала. Ну, думаю, час от часу не легче. Что же она такого переживала, что потом спать не могла, что могло случиться за те полсуток, что мы с ней не общались.
Оказывается, посмотрела она передачу.
История вопроса: Евгению Евтушенко 81 год. Уже около 20 лет живет он с семьей в США, в штате Оклахома. У него есть место профессора в местном университете. Есть и другой персонаж - Соломон Волков - музыковед и писатель. Соломон живет в США уже 37 лет. В свое время он интервьюировал Дмитрия Шостаковича, Иосифа Бродского. И вот Евтушенко пригласил Соломона Волкова в гости, вместе с 1 каналом. Тот приехал, и их беседа длилась 50 часов в течение 10 дней. Из этого материала был сделан трехчасовой фильм, показанный на первом канале.
Третья часть этого фильма почти полностью посвящена конфликту Евтушенко и Бродского. В свое время Евгений Александрович хлопотал о возвращении Бродского из ссылки. Надо сказать, что он по многим вопросам хлопотал и был вхож в разные кабинеты. Из-за этого его считали стукачом и «консультантом» КГБ. Сам он об этом как-то рассказал, что ему предлагали стать таковым, но он удачно отбоярился, сказав: «Вы же знаете, что я хвастун и трепло? Я обязательно где-нибудь не удержусь и проболтаюсь». И ни стукачом, ни доносчиком он не был. Как я уже говорила, он успешно хлопотал о возвращении Бродского из ссылки. По возвращении они общались. Затем, когда Бродский эмигрировал, Евтушенко рекомендовал и опять хлопотал о том, что бы Бродского взяли преподавателем в Квинс-колледж. И опять успешно.
Когда в Америку приехал сам Евтушенко , его на работу в Квинс-колледж не взяли. Уже после смерти Бродского Евтушенко передали письмо, написанное Бродским руководству колледжа В этом письме содержалось требование не брать Евтушенко на работу. Человека, который помогал ему, который объездил множество стран, был, в общем, прозападником, Бродский обвинял в антиамериканских настроениях, работе на КГБ. Надо ли говорить, что Евтушенко на работу не взяли. На похороны Бродского, кстати, Евтушенко приехал. Но отношения, которые сложились между поэтами, Евгения Александровича тяготили и тяготят до сих пор.
Ужасная несправедливость - это его мучит. «Зачем? Почему? Какая-то дьявольщина впуталась в это». Из-за случайности, недоразумения. (Речь идет о том, как Бродский встретил Евтушенко в коридорах КГБ. Евтушенко сказал, что пришел вызволять свои книги, которые у него отобрали по приезду из Америки.) А Бродский счел, что Евтушенко как раз «консультировал». Евгений Александрович все время говорит про эту случайность, стихи про нее читает - не свои, Адамовича. И ясно, что случайность непоправима и последствия неисправимы.
Соломон Волков честно старается восстановить справедливость. Но его попытки и этот рассказ о письме Бродского, где он просит не брать Евтушенко на работу в тот самый Квинс-колледж, куда его некогда Евтушенко пристраивал, только прочнее утверждают случившееся. То, что поэт Бродский мог поступать непорядочно, ничего не меняет. Что теперь толку пытаться, как ведущая радио «Свобода», установить, были ли в самом деле у Бродского основания, был ли в самом деле Евтушенко осведомителем КГБ.
А вот воспоминания Сергея Довлатова:
«Бродский перенес тяжелую операцию на сердце. Я навестил его в госпитале. Должен сказать, что Бродский меня и в нормальной обстановке подавляет. А тут я совсем растерялся.
Лежит Иосиф - бледный, чуть живой. Кругом аппаратура, провода и циферблаты.
И вот я произнес что-то совсем неуместное:
- Вы тут болеете, и зря. А Евтушенко между тем выступает против колхозов...
Действительно, что-то подобное имело место. Выступление Евтушенко на московском писательском съезде было довольно решительным.
Вот я и сказал:
- Евтушенко выступил против колхозов...
Бродский еле слышно ответил:
- Если он против, я - за.»
Так, собственно, о чем я…
Ничего из серии «филосовского юмора про жизнь» сегодня не будет. Мама моя спала плохо, заснула поздно и настроение у нее «так себе». Из-за несправедливости одного человека к другому человеку.
есть люди, которых несправедливость очень ранит.