Продолжу рассказ о "Нортенгерском аббатстве" на экране, сегодня - адаптации.
Есть два веб-сериала, попытавшиеся перенести "Нортенгерское аббатство" в современность и в формат видео-блога.
The Cate Morland Chronicles (2016)
Кэт (Мэдлин Тетчер) здесь - типичная (или даже шаблонная? даже чисто по типажу внешности напоминает ту же Осгуд из "Доктора Кто", например) девочка-фанатка всего подряд, полненькая, гиперактивная болтушка, завсегдатай и активный участник всех на свете фэндомов, хозяйка блога, где уже много лет пишет свои заметки о любимых сериалах. Самый обожаемый из которых - "Тайны Удольфо".
И дальше начинается самая слабая и наивная часть - знакомые семьи, Аллены, по совместительству хозяева большого издательства и на основании этого самого блога предлагают ей работу в журнале. Кэт переезжает в Лос-Анжелес, её отправляют официально как журналиста на очередной фанатский конвент, все новые знакомые оказываются её давними восхищёнными читателями и всё такое. Да, а работа состоит в основном из сидения в собственном кабинете и ничегонеделания или писания о том, что ей интересно и в её же стиле.
На конвенте её знакомят с Генри Тилни (Дэль Опейфа) - обожаемым ей актёром из того самого сериала (конечно, он тоже читал и любит её фанатские теории!), они начинают общаться, он даёт ей интервью, далее речь идёт о подготовке большого эксклюзивного материала по поводу его грядущего возвращения к актёрской карьере. В рамках чего официально её и приглашают вместе с Генри в семейный загородный дом.
Генри тут.. ну, довольно мил, умеренно остроумен, довольно пресен.
Брат Джеймс (Роб Циммерман) тоже работает у Алленов, только в Нью-Йорке, как и Джон Торп (Ноа Мадрил), а Изабелла (Аманда Тейлор) - непостоянная сотрудница в той же редакции, что и Кэт. Торпы воспринимают Кэт как потенциального будущего нового редактора, раз Аллены явно её так отличают.
Джон Торп вполне соответствует романному, грубоватый и нагловатый, способный говорить в основном о машинах и выпивке. Изабелла тоже вполне себе Изабелла, поверхностная и корыстная, ситуацию со своей изменой объясняет тем, что для неё не работают отношения на расстоянии.
Отец Генри - медиа-магнат по прозвищу Генерал, видящий в сыновьях исключительно средство пиара. Он в кадре не появится ни разу, когда он придёт выгонять Кэт из своего дома, прозвучит только голос. Эпизоды в доме Тилни выглядят очень неубедительно, поскольку совершенно никакой вид типовой мебели и дурацкого новенького сертификата с ярмарки, свёрнутого свитком, ну никак никого в принципе не мог бы навести на мысли о тайнах.
Совсем неудачная здесь Элинор - она не сестра Генри, а его агент, нанятый против воли отца, который хотел сам контролировать жизнь и карьеры сыновей, и объяснений её унылому снулому виду и общей заторможенности нет никаких. Зато, когда Кэт прогоняют, она везёт её домой, заявляя, что нельзя же отпустить бедную расстроенную девочку одну - тем самым совершенно устраняя сюжетный момент романа, где как раз факт, что Кэтрин вынуждена была добираться домой одна, без сопровождающих, но благополучно и без приключений справилась с этой задачей, становится свидетельством её взросления и способности справляться с жизненными трудностями.
Размолвку между Кэтрин и Генри здесь вызывает то, что Кэтрин рассказывает обо всём подряд в своём блоге, в частности, пересказывает слухи о смерти жены Генерала и добавляет к этому свои основанные ни на чём рассуждения. Генри возмущён тем, что она в публичном пространстве обсуждает его семью так же, как персонажей какого-нибудь сериала, публично строит теории о них, не задумываясь о том, что это живые люди, которым может быть болезненно и оскорбительно слышать подобные вещи.
В конце Кэт раскаивается и объявляет, что на этом прекращает вести свой влог. Генри возвращается к озвученной ей в самом начале мысли, что она обычная девушка, но хочет всё же хочет быть героиней собственной истории, и спрашивает, получилось ли у неё, на что та отвечает, что повзрослела и готова к сиквелу. Умеренно удачная попытка переосмыслить остиновское начало романа, но ладно, сойдёт.
В принципе, за исключением зашкаливающей наивности в изображении журналистской работы, как адаптация это выглядит довольно неплохо. За исключением слова "выглядит" - грубые монтажные склейки и отрезание голов кадром очень режут глаз. (в этом плане "Emma Aprroved" пока остаётся наиболее качественно сделанной веб-попыткой из тех, что я видела).
Northbound (2015)
Тут всё начинается с подобной же фразы про "а вот бы я была героиней", но вывод будет другой.
Кэтрин(Элис Хейл) 16, она только что закончила школу в родном маленьком городке в Вирджинии и едет в колледж в Нью-Йорк. Понятия не имеет, что ей выбрать специальностью и чего она вообще хочет, единственная её страсть - чтение young adult литературы и ничего больше (что, несмотря на подходящий возраст, кажется мне более жалким, чем чтение только готических романов на рубеже XVIII - XIX веков, так как возможностей и доступа нынче куда больше). Вся она - такое очень милое, доброе, ласковое и очень наивное существо.
Джейми (Саманта Розермел) из брата становится сестрой-лесбиянкой, с Изабеллой (Сара Сампино) они вначале числятся подружками и уже в процессе начинают встречаться. Изабелла здесь - приземлённая и практичная девушка, считающая, что специальность нужно выбирать из соображений последующего трудоустройства, вот бухгалтеры всегда нужны.
Странное превращение претерпевает Джон Торп (Йен Бойльон): он не грубый, не хам, не хвастун. Он несколько зануда, любит историю и уже помощник профессора. Он интересуется машинами, но вовсе не так уж много о них говорит. Не любит художественную литературу и особенно young adult - и это, по сути, главное его преступление. Он не врёт Кэтрин, что Тилни якобы куда-то ушли без неё, и когда та разминулась с ними, вполне резонно замечает, что они сами виноваты, что не подтвердили, что придут. Единственный реально нехороший поступок с его стороны - когда он в этой ситуации с прогулкой без разрешения Кэт отправляет смс с её телефона. Но в целом весь этот эпизод выглядит не особо убедительно, Тилни правда смотрятся в нём в большей степени виноватыми (в век существования мобильной-то связи). И в целом в общении с Джоном это Кэт производит впечатление маленькой дурочки, а не он - хвастливого нахала.
Девушка, с которой Изабелла изменяет Джейми, здесь не имеет никакого отношения к семье Тилни, это исключительно закадровый персонаж, молодая предпринимательница.
Генри Тилни (Джереми Стюарт) - парень дружелюбный, умный без выпячивания этого и склонный к дурачествам, знакомится с Кэтрин, когда она на первой в своей жизни вечеринке застенчиво прячется в ванной, а он приходит развлечь её. Здесь милая Элинор (Лили Али-Ошатц), она правда похожа на человека, который не душа большой компании, но с которым приятно общаться.
Но вот с адаптацией сюжета дальше вышло нечто странное. Генри и Элинор - дети сурового профессора истории. Элинор собирается идти по его стопам, а вот Генри намерен пойти учителем в школу, чего отец не одобряет (интересная аналогия священнослужителю из оригинала). Кэтрин берёт себе курс истории у него и сначала получает хорошие отметки, но ближе к концу семестра начинает протестовать против его сухой манеры изложения. С подачи Элинор она стала читать готические романы, и ей хочется включить наблюдения над художественными текстами в работы по истории. Все её уговаривают выполнять то, что сказано в задании, а не нести отсебятину, раскрыть которую всё равно не хватает объёма. Она упорствует, ссорится на этой почве с Генри, который упрекает её, что она напрасно смотрит на свои попытки доказать что-то профессору как на героическую борьбу за правду из книжек. В итоге Кэтрин не может решить, что делать, пишет итоговую работу в последний момент и заваливает её. В этот же момент она внезапно получает сообщение, что профессор Тилни выкинул её из числа приглашённых с ним в исследовательскую поездку в Англию, от перспективы которой она до того была в восторге. Но потом выясняется, что сделал он это не из-за её последних работ, а потому, что коварный Джон Торп раскрыл ему глаза на тот факт, что Кэтрин - ещё только первокурсница без специальности. На этом месте я несколько зависла, потому что я понимаю про набирание курсов самими студентами на свой выбор и всё такое, но не может же у профессора вообще не быть информации о записавшихся к нему студентах. Ну и общий посыл в итоге звучит как-то больше похоже на сомнительное "не высовывайся и будь хорошей девочкой", чем на "учись выбирать свои схватки", как создатели, наверное, хотели.
В конце Кэтрин решает, что в качестве специальности будет изучать кино, снимать жильё вместе с Элинор и в целом вернётся в колледж теперь уже с лучшим пониманием, чего хочет.
Не могу сказать, что в этом варианте всё удалось, но посмотреть на попытку обыграть сюжет "Нортенгерского аббатства" не через очевидный вариант фанатства в качестве главной темы было любопытно.
Ruby in Paradise, 1993
Это даже не адаптация, сходство сюжетных ходов с романом Остин в этом фильме очень условное, но всё же да, он явно был у режиссера (Виктор Нуньес) на уме.
Недавно потерявшая мать юная девушка Руби (Эшли Джадд) в поисках себя приезжает куда-то в американский приморский курортный город, устраивается работать в магазинчик для туристов на берегу - ну знаете, всё от сувениров до одежды и пляжных принадлежностей.
Сперва сходится с сыном хозяйки магазина (Бентли Мичем), которого интересует в основном секс и который очень плохо понимает слово "нет".
Потом встречает другого молодого человека (Тодд Филд), дауншифтера и экологического активиста, нежного и с чувством юмора.
Отношения с ним выглядят как просто сказочно счастливая история, готовый хэппи-энд, но Руби чувствует подвох и ловушку. Собственно, противопоставление "готические романы - жизнь" здесь превращается в "общепринятые представления из масскультуры - собственная жизнь". Постепенно проявляются моменты, когда Майк оказывается слишком уверенным в своей правоте, навязывающим свои мнения - и фильм решает эту проблему по принципу "всё или ничего": чтобы не оказаться в ловушке любви и брака, ведущих к отказу от себя, Руби предпочитает дать их отношениям сойти на нет в принципе и быть одной.
Вместо традиционной романтики она к концу фильма всё больше находит поддержку в приятельстве и дружбах с другими женщинами: хозяйкой магазина, которая встаёт на её сторону против собственного сына, темнокожей ровесницы, которая работает там же и учится в колледже, работницах прачечной, куда Руби устраивается на время, младшей соседки из дурной семьи напротив.
Фильм очень тягучий и медлительный, много чисто бытовых сцен, просто иллюстрирующих маленькую тихую жизнь на одного, которую Руби себе выстраивает, и до некоторой степени её меняющиеся настроения. Общая идея вырисовывается задолго до конца фильма, на самом деле, и эта тягучесть совершенно не идёт ему на пользу - ему не хватает для этого лиризма. Не смотри я ради этого поста, скорее всего бросила. Насколько соглашаться с феминистическим посылом, вопрос к зрителю.
Это всё, что я нашла по "Нортенгерскому аббатству". Осенью планирую взяться за "Мэнсфилд-парк")