«Гордость и предубеждение», часть шестая: зомби, холлмарк, теленовеллы и снова мюзикл

Nov 17, 2020 14:05

Ссылки на предыдущие посты:
Часть первая: от Бродвея до Европы (посвященная всем черно-белым постановкам)
Часть вторая: два классических сериала BBC
Часть третья: фильм Джо Райта
Часть четвертая: от дневника Бриджит Джонс до видеоблога
Часть пятая: от английского детектива до русского мюзикла



Pride and Prejudice and Zombies
Великобритания, США, 2016

По мотивам одноименного романа-мэшапа Сета Грэма-Смита, соединяющего зомби-хоррор с романом Джейн Остин: Элизабет Беннет и её сестры должны не только попытаться устроить свое будущее, но и спасти настоящее, постоянно обороняясь от нападений нежити.
Новая угроза полностью меняет динамику внутри Лонгборна и при этом вторит тексту Остин: понадобилось нашествие зомби, чтобы мистер Беннет активно занялся дочерьми и послал их обучаться в Китае, а не модной Японии. Правда, с наследством по-прежнему туго, но столь далекие перспективы здесь интересуют только миссис Беннет. Девушки даже проводят время в библиотеке отца, вместо вышивки - заточка и чистка оружия. Вместо разговора в спальне Джейн и Элизабет обсуждают бал в тренировочной схватке в подвале. А во враждебной обстановке Незерфилда Элизабет парирует намеки мисс Бингли и суровую невозмутимость Дарси цитатой на китайском из трактата "Искусство войны". Болезнь Джейн в Незерфилде здесь несет в себе дополнительную опасность: не от укуса ли зомби она страдает. Режиссер (он же сценарист) предлагает довольно ёрническое решение вечных претензий пуристов "Бингли заходит в спальню больной Джейн" - прекрасно, в этот раз к ней зайдет Дарси по делу и с мухами.

В диалогах главных героев всегда присутствует более или менее явно выраженное предложение к бою, которое находит разрешение в сцене первого предложения: эта Элизабет может себе позволить вместе с вербальным возмущением самое настоящее физическое. При этом весь эпизод несет очевидный эротический заряд - в контактном бою больше всего достается пуговицам, а фраза "вы последний джентльмен на свете, за которого я могла бы выйти замуж" сопровождается выпадом кинжала в сердце. Физических ран нет, а самолюбию и сердцу удар нанесен. Третий акт фильма почти лишен остиновских цитат, но часть финальных откровений Дарси попадает в письмо, что делает его более эмоциональным.





Фильм жестко ограничен хронометражем и потребностью совместить каноничный сюжет с новым, хотя он и пытается преуспеть на нескольких планах и потрафить всем зрителям, а в итоге, как и многие проекты, годами откладываемые и сменившие не одного автора, теряет остроту. В отличие от книги Сета Грэма-Смита, здесь отчетливее прорисована постколониальная идея, но ближе к концу она бледнеет на фоне экшна. А протофеминизм в образах главных героинь - боевые навыки дочерей Беннет, отказ Элизабет бросать свои занятия ради мужа, леди Кэтрин как известная воительница, вызывающая уважение Элизабет и после "битвы за Дарси" выказывающая ответное уважение к ней - очевиден, но нехватка экранного времени касается почти всех отношений и аналогия с независимостью и решительностью Элизабет временами теряется. Ничего столь же революционного, как в свое время Джейн Остин, авторы своей героине не предлагают.

В полном соответствии с названием, у фильма два финала: обычный со свадьбами и открытый, с нападением зомби, после титров.

Пемберли оказалось в удаленных сценах вместе с белой рубашкой и даже танцем на балу (остался прыжок в пруд, который видят только зрители)





Unleashing Mr. Darcy
США, 2016



Элизабет Скотт увольняют с должности преподавательницы в частной школе за конфликт с богатым отцом ученика и она принимает предложение своей сестры Дженны помочь ей с выступлением на выставке собак и быть хендлером её спаниеля. Донован Дарси - слегка высокомерный, но в целом вежливый судья на этой выставке. Дальше будет серия очень искусственно написанных и связанных между собой сцен, доказывающих, что Лиз груба, неуклюжа и везде опаздывает, а Дарси разве что насмешлив, в остальном же искусственно идеален. Все остальные имена изменены или отданы другим персонажам, мать Лиз и Дженны держит магазин свадебных платьев. Что ещё удивительнее, есть сиквел Marrying Mr. Darcy такого же уровня.

Вместо пруда и рубашки бассейн, из которого Дарси выходит в плавках







Aşk ve Gurur
Турция, 2017
6 серий по 120 минут

Официальный синопсис гласит: "Зейнеп - одна из пятерых детей семьи Эсен. Мурат, влюблённый в неё с самого детства, делает девушке предложение. В это же время Зейнеп знакомится с Кенаном - молодым наследником богатой семьи. Что же выберет Зейнеп: тихую гавань или бушующий океан?"
Как вы поняли, смотреть это невозможно даже в строго исследовательских целях - если вы видели хотя бы одну мелодраму канала Россия, если хотя бы просто проходили мимо телевизора в момент трансляции, вы уже видели этот бушующий океан.




Christmas at Pemberley Manor
США, 2018



Жизнерадостная и одержимая контролем Элизабет работает в компании по организации праздников под началом суровой Кэролайн Бингли. Под Рождество она отправляется в командировку, чтобы помочь устроить гуляния в маленьком городке. Дарси - глава крупной компании, приезжает продавать семейный особняк Пемберли под снос; у него плохо с шутками, но он быстро учится.
Чарльз Тревис его секретарь, Джордж Уикэм - мэр городка, Джейн Лукас помощница мэра. Чарльз и Джейн влюбляются и Дарси сразу подталкивает их друг к другу. Линия Уикэма тоже перевернута: он неглупый и симпатичный, давно влюблен в Элизабет, рассказывает ей о тайной благотворительности Дарси.
Есть и отсылки к другим романам: упоминается Уиллоби - бывший смотритель поместья, а местная газета называется "Мэнсфилд-пресс".

Конечно, это типичный фоновый ромком холлмарка, разве что выглядит чуть более милым за счет актеров, выглядящих как живые люди, а не как обычно на этом канале.




Orgulho e Paixão
Бразилия, 2018
160 серий

Полноценная теленовелла, в которой действие перенесено на сто лет вперед (спасибо популярности Аббатства Даунтон) и в другое полушарие - в южную Бразилию, к кофейным плантациям и строящимся железным дорогам. Сценаристам роман показался "не слишком сложным", поэтому они соединили героев пяти произведений Остин: собственно Гордости и предубеждения, Чувства и чувствительности, Эммы, Леди Сьюзан и Нортенгерского аббатства. Так и получилось, что в семье Бенедито пять сестер: Джейн, Элизабета и Лидия, а также Марианна и Сесилия. Эмма - лучшая подруга Элизабеты, а та вполне канонично свободная и самостоятельная, что доказывает не только противостоянием Дарси, но и появлением на балу в брючном костюме (и снова передаем привет Аббатству Даунтон), и мечтой о путешествиях по всему миру. Помимо некоторых дословно воспроизведенных книжных диалогов, есть ссылки и на другие экранизации: так, Дарси и Бингли появляются как в сериале 1995 - верхом обозревают новые владения, а аутфиты Элизабеты вторят костюмам героини в фильме 2005 года - припыленные глухие тона природной гаммы, двуслойность, тонкие мятые ткани.

Разумеется, не нужно пытаться охватить все 160 серий, вполне достаточно первых трех, обзорных видео от канала Глобо и нескольких статей. На родине сериал был популярен и обсуждаем, получил критику консервативной части общества за острые темы в почти дневное время: внебрачную беременность Лидии, переживание супружеского абьюза матерью Бингли и гомосексуальность второстепенных персонажей. Остальные зрители разделились на фанатов и тех, кто ждал более точной экранизации.

Серьезный минус сериала его продолжительность: в более концентрированном формате от 10 до 16 серий это даже можно было бы посмотреть как непривычно экзотическую версию классики или очередной Гранд Отель.
Пемберли местонахождение неизвестно




мокрые рубашки никто не отменял




Pride, Prejudice, and Mistletoe
США, 2018

Дарси Фитцуильям возвращается в родной город Пемберли на Рождество, где она (да, Дарси это она) встречает повара Люка Беннета, бывшего соперника по школьным дебатам. Дальше много ёлок, омелы и подготовки к чему-то благотворительному. Происходящее не имеет отношения к роману, не смешно, не умно, не интересно и химически нейтрально.







Pride & Prejudice: Atlanta
США, 2019

Очень простая комедийная мелодрама от Lifetime в их фирменном стиле о современных женщинах: свободолюбивых, красивых, очень гламурных, даже если и небогатых. В этой версии все герои принадлежат афроамериканскому комьюнити района Атланты. Мистер Беннет - священник, мать, конечно, озабочена сватовством, но с мужем они друг друга действительно любят. Старшая Джейн - вдова с сыном, Лидия и Китти легкомысленны, Мэри вся в книгах, Элизабет - местная активистка, противостоящая застройщикам района. В отличие от сестер, матери и остальных женщин фильма, она единственная носит кудри, крупно завитые или родные мелкие. Дарси - племянник конгрессмена, собирается избираться сам, а Бингли - известный гольфист. Стивен Коллинз - бывший ученик мистера Беннета, также священник, который намеревается стать новым настоятелем баптистской церкви Атланты, как только Беннет решится выйти в отставку. Фильм старается придерживаться фабулы романа, но ему надо, чтобы все были умные и современные, поэтому в доме Беннетов благоденствие и взаимопонимание, а Лидия отказывает Уикэму, несмотря на беременность, потому что её "да" надо заслужить.

В фильме есть и кажущиеся намеренными отсылки к другим экранизациям: Дарси спасает Лиззи от внимания Коллинза примерно так же, как в фильме 1940 года, надменная тетя Кэтрин в жемчугах приезжает для судьбоносного разговора ночью, как в фильме Джо Райта, а в конце двойная свадьба, как в сериале BBC.

Новый аргумент Лиззи в споре с Кэтрин парирует, что если даже Меган Маркл смогла выйти за английского принца, то она и подавно ровня конгрессмену
Пемберли и рубашек нет





Pride and Prejudice, Cut
США, 2019

Кейт ведет канал на ютубе, у которого уже 8 миллионов подписчиков, но мечтает стать актрисой. После одного из прослушиваний она узнает, что получила главную роль Элизабет Беннет в готовящемся фильме. Вот только весь каст состоит из британцев, а она американка с соответствующим акцентом, поэтому за две недели, пока идут читка сценария и репетиции, ей нужно освоить правильное произношение.

Этот фильм, конечно, очень беден: режиссура временами почти исчезает, сценарий прямолинеен и неубедителен. Что хуже, актриса в главной роли не справляется ни с образом Кейт, ни с игрой в Элизабет. В ней нет ни обаяния, ни тепла, ни энергии, ни толики харизмы, чтобы мы верили в её восьмимиллионный канал на ютубе. Отношения персонажей максимально зеркалят романные: "миссис Беннет" по-матерински ищет пару для молодых актрис, "Джейн" быстро становится подругой героине, "Дарси" высокомерен, всех избегает, демонстративно надевая наушники, и враждует с "Уикэмом", который обвиняет его в карьерных неудачах. Вместо леди Кэтрин тут богатый инвестор, вместо признания - приглашение на ужин, вместо письма - голосовое сообщение.





И всё бы хорошо, да вот только после даже такой одноразовой книжки как "Гордость и предубеждение Джасмин Филд" Мелиссы Натан с почти аналогичным сюжетом, фильм смотрится как копия копии - и это в лучшем случае. А телесъемка сводит на нет любые достоинства и может только раздражать - как и персонажи, игнорирующие очевидный факт, что их отношения повторяют их роли. Будь это даже студенческий фильм, снятый британцами на коленке за сто фунтов и пинту пива - появился бы шанс, что он найдет правильный тон, а среди актеров обязательно окажется будущий камбербэтч. Но пройдя жернова американского производства, он становится таким же неприятным как заменитель сахара: заменители актеров, дублеры, слабо напоминающие звездные типажи, пытаются оживить такой же слабый и ненастоящий сценарий - заменитель "истории создания хита".

учит правильно произносить слово water




Pride and Prejudice A New Musical
США, 2020
музыка и либретто Пола Гордона
режиссер Роберт Келли
В главных ролях Мэри Мэттисон и Джастин Мортеллити

Мюзикл с успехом шел с декабря 2019 по январь 2020 в Пало-Альто, Калифорния, а мировая онлайн-премьера состоялась 10 апреля (и тоже, надо сказать, при повышенном внимании аудитории). Пол Гордон, когда-то начавший с Джейн Эйр, затем адаптировавший для сцены Эмму, Чувство и чувствительность Джейн Остин и Длинноногого дядюшку Джин Уэбстер - все эти книги с яркими, свободолюбивыми героинями - кажется, никак не мог пройти мимо главного романа Джейн Остин. Правда, песни заметно уступают диалогам как текстом, так в музыке: автор со всем своим опытом никак не может выдержать их в одном жанре, и самое обидное, партия Элизабет часто страдает.






Это далеко не постановка класса А с известными солистами и шикарным оформлением сцены, здесь скромные костюмы, реквизит и прически (настолько скромные, что в какой-то момент у одной из актрис заметно отклеивается парик надо лбом), зато бережное отношение к тексту и духу романа - по крайней мере, в диалогах и последовательности событий авторы следуют книге настолько тщательно, насколько это вообще возможно.

Конечно, в 2020 у нас есть множество технически и актерски совершенных мюзиклов, ставшими открытиями в своем жанре, в том числе, доступных онлайн в записи. Но среди них нет "Гордости и предубеждения", поэтому эта версия смотрится с удовольствием - прежде всего за счет обилия юмора и искреннего желания всей команды быть на высоте. Да, декорации временами совсем условные, зато перед каждой сценой выходит актриса, играющая Мэри, и с очаровательной манерностью представляет локацию. Все письма озвучиваются их авторами - это, должно быть, единственное, в чем сценические мюзиклы будут всегда выигрывать у любого фильма, потому что им не нужно занимать внимание зрителя - их зритель хочет, чтобы актеры пели. Иронию Остин иногда усиливают интонационно, иногда привносят в диалоги что-то из авторского текста.






Камерные эпизоды, в которых ставка на актеров, почти все удачны, а некоторые из них исполняют по нескольку ролей: одна и та же актриса прекрасно справляется с ролями леди Кэтрин и миссис Гардинер, другая в первом действии Кэролайн Бингли, во втором Энн де Бург. Приезд Коллинза очень яркий и хорош от начала до конца: и первое взаимодействие с семьей Беннетов, и его номер с сестрами, и сцена предложения руки и сердца Элизабет. Сложные технически сцены - например, бал в Незерфилде - постановщику не даются, но чувствуется, что с нами заключили своего рода договор: "да, эффектных танцев у нас не будет, надо включить фантазию, зато Дарси и Элизабет смогут поговорить без помех, и вам это понравится".

Элизабет здесь энергичная, активная, прямолинейная, очень смелая - её роль усилена, там где у Остин намеки, умолчание, у этой героини критический взгляд на положение вещей. Дарси самолюбив и горд, но очень уверен в себе, пусть и не бросается быть душой компании: первым вступает в разговор с Уикэмом, почти бесцеремонно управляет Бингли и выглядит абсолютно самодовольным, предлагая руку и сердце. Тем симпатичнее (и смешнее, конечно) он выглядит в первом длинном диалоге в Незерфилде, когда внезапно осознает, что ему нравятся и эти глаза, и этот смелый тон, тем больше он располагает к себе, когда начинает меняться.






Чтение письма становится почти диалогом - Дарси и Лиззи на одной сцене, он озвучивает написанное, она комментирует его признания, но поскольку это не разговор в полной мере, он становится максимально откровенным.

Одна из лучших сцен, на мой взгляд, - визит в Розингс и конфронтация с леди Кэтрин. Во-первых, это отличный дуэт, во-вторых, он изобретательно очерчивает характеры героев, обнаруживая в Элизабет присутствие духа в любой ситуации, а в мистере Дарси - живое чувство юмора и готовность перейти на её сторону. Самовосхваление леди Кэтрин поддерживают все герои, вплоть до слуг на заднем плане, вплоть до Шарлотты и полковника, - все, кроме Дарси. А в момент, когда Элизабет подкалывает хозяйку дома, он неожиданно смеется в голос и тут же зажимает рот ладонью - да, это не слишком тонко, но для мюзикла подходящий яркий эпизод, который вкупе с его восхищенным взглядом в конце песни окончательно располагает зрителей к герою. Вообще этот мюзикл - редкий случай, когда роль Дарси прописана лучше, глубже, объемнее других, и мы знаем о нем, его переживаниях и чувствах больше, чем Элизабет, и одновременно - одинаково много о душевном состоянии каждого из них. Такой подход не соответствует роману, в котором читатель почти всегда находится в фокале Элизабет, и получил весьма сдержанную реакцию критиков, но все эти "пропущенные сцены" придают постановке определенное обаяние (а Джастин Мортеллити вообще её главная удача), и спустя 200 лет можно уже дать Дарси возможность рассказать о себе хотя бы на этой маленькой сцене.






В этом списке нет корейской дорамы Гордость и предубеждение | Omangwa pyeongyeon и китайской комедии Mr. Pride vs. Miss Prejudice | Ao Jiao Yu Pian Jian | 傲娇与偏见, которые не имеют ничего общего с романом, кроме названия, но регулярно ошибочно упоминаются как снятые по мотивам.

В списке должен был быть сериал от ITV, но с момента объявления первой информации прошло уже больше трех лет и шансов на то, что этот проект ещё важен для канала, почти нет. Зато пока я делала эти посты, канал CW решил, что нам нужна ещё одна современная адаптация Остин, но на этот раз всех шести романов (пусть и начнут они с "Гордости и предубеждения" на всякий случай).
И пока в моде переносы сюжета в наше время, удивительно, что кроме слабой попытки в Бразилии, никто не экспериментировал с 20 веком: с тридцатыми и их предчувствием перемен, или с сороковыми и самым концом войны, раз уж сеттинг регентства и шляпки действительно кажутся всем такими банальными. Как и жаль, что BBC не пытается больше повторить свой успех: раньше их экранизации отделяли 10-15 лет, но с премьеры сериала Сью Бертуисл и Эндрю Дэвиса прошло уже 25 лет, и канал едва ли выглядит заинтересованным в новом. Тем не менее, даже в классически точной экранизации есть способы добиться свежести восприятия: Элизабет могла бы разрушать четвертую стену комментариями в духе Энн Листер и Флибэг, давая новую возможность для текста Остин, прежде остававшегося за пределами сценария. Не говоря уже о том, что множество диалогов вообще никогда не звучали на экране, и даже при такой долгой и разнообразной истории адаптации для кино и телевидения возможности романа по-прежнему безграничны.

жанр: экранизация, актриса: lily james, актер: charles dance, писатель: джейн остин, *список

Previous post Next post
Up