«Эмма»: восемь версий одной истории

Mar 24, 2020 15:00

В этом году исполняется 245 лет со дня рождения Джейн Остин - дата не слишком круглая, и очередной вал экранизаций всех её романов следует ждать через несколько лет. Но новую киноадаптацию «Эммы», моего любимого остиновского романа, так и хочется сравнить с предыдущими версиями: голливудскими, болливудскими и родными британскими, с переносом в современность и даже в соцсети. Так я пересмотрела их снова (а что-то увидела впервые), и решила, что пора уже каталогизировать накопившееся - не в виде топа, но в хронологическом порядке.
Заодно в этот раз мне стало интересно проследить взаимосвязь между гендером режиссера и/или сценариста и результатом их трудов - и просто удивительно, как много мужчин хотело заниматься этим старым любовным романом и как почти все они этот самый роман умудрялись на разные лады превращать в посредственные мелодрамы без тени юмора, не говоря уже о сатире. А ведь именно «Эмму» ряд исследователей и, в частности, биограф Остин Клэр Томалин называют лучшим и абсолютно совершенным произведением писательницы.
Как всегда, практикую крайне пристрастный подход, который может полностью не совпадать не только с вашими пристрастиями и взглядами, но и с моими собственными десятилетней давности.
Копирование на другие ресурсы запрещено: если хотите поделиться, публикуйте ссылку на этот пост.





Emma
1972 год
BBC, 6 серий
Режиссер Джон Гленистер
Сценарист Денис Констандурос

Это одна из первых версий и самая ранняя, из тех, что можно найти. А также самая длинная - за 6 серий они успевают почти без потерь прочитать нам всю книгу, и пожалуй, на этом добрые слова для сериала у меня заканчиваются.
В нем плохо все и всё: словно бы случайным образом набранные актеры на не подходящие им роли и каждый на своей волне, унылый темп телеспектакля (примета времени), дешевые небрежные костюмы (опять время, и я меньше всего хочу пинать бибиси семидесятых, которое из двух стульев, фикуса и занавесочки делало тогда одновременно литературную классику и Доктора Кто), ужасающе любительская постановка бала (несколько человек застенчиво потоптались в углу гостиной, танцевать никто не умел, но признаваться было бы недостойно), и ещё более ужасающие уличные съемки на фоне темных кустов, нулевая химия между довольно возрастным мистером Найтли и чопорной вечно недовольной Эммой, миссис Уэстон, напоминающая скорее вульгарную лавочницу, и нет этому конца.
Плюсы интерьеры все-таки хороши



Для поста я специально выбрала самые гламурные картинки, где все постарались на славу.





Слева направо: мистер Найтли, Эмма, Джейн Фэрфакс сидит, мистер Вудхаус, мистер Элтон, миссис Элтон, миссис Уэстон




Clueless
1995 год, США
Сценаристка и режиссер Эми Хекерлинг

Современная версия, в которой действие перенесено в не самую очевидную среду - американскую старшую школу. Именно этот фильм упоминают чаще даже условной "базовой классической" экранизации с Гвинет Пэлтроу, хотя все его достоинства можно оценить только при очень хорошем знании первоисточника. Несмотря на то, что классовые различия прекрасно накладываются на систему популярности в школе, сценаристка решила изменить практически всё вплоть до имен, разложить некоторых персонажей на двух-трех новых, а кое-где усилить игру инверсией. Например, "Уэстоны" здесь постоянно ссорятся, а отец главной героини не только не ипохондрик, но и вовсе не печется о своем здоровье, поэтому именно "Эмма" вливает в него ЗОЖ вместе с апельсиновым соком и требованием отпуска в Малибу. А сама она неглупая, но поверхностно образованная и не увлеченная учебой, кажется временами слишком уж пустенькой, но очарование Алисии Сильверстоун не оставляет шансов: не полюбить её нельзя. Как и нельзя не симпатизировать девушке, толково изучившей "Гамлета" по Мелу Гибсону.
Плюсы очень славный юноша Пол Радд
Минусы слабоватый финал










Emma
1996 год, США, Великобритания
Режиссер и сценарист Дуглас Макграт

Большой голливудский стиль неизбежно американизирует английский роман, превращая его в мирные картинки в "Двенадцати дубах", и в конечном счете, в безликую костюмную мелодраму. Снова спорный выбор актеров - яркая Гарриет, чувственная и уверенная в себе Джейн Фэрфакс, безликие мистер Уэстон и мистер Вудхаус, а уж если кто-то чудом оказался более-менее на своем месте, сценарист выдергивает у него из рук последнюю надежду на удачу в виде текста Остин: Фрэнк Черчилл сам придумывает сплетню про Джейн, Эмма и Найтли стреляют из лука, она внезапно самостоятельно правит повозкой, а в финале, уязвленная сомнениями насчет Гарриет, несет совершеннейшую околесицу о её происхождении.
Плюсы располагающий к себе мистер Найтли, убедительная мисс Бэйтс и неотразимые ресницы Алана Камминга






Emma
1996 год
ITV, тв-фильм
Режиссер Дьярмуид Лоуренс
Сценарист Эндрю Дэвис

В этой версии акценты расставлены так, что перед нами вопреки замыслу просто линейно выстроенная личная жизнь Эммы Вудхаус: нежелательный поклонник, ненастоящий поклонник, желанный избранник, ура, свадьба. С героями этой экранизации происходит странное: едва ли эту тихую девочку и ментора с грозным взглядом можно действительно назвать друзьями. Кейт Бекинсейл играет сущее дитя, которое и обидеть грех, её Флора Пост годом ранее была гораздо более Эммой. А Марк Стронг - замечательный харизматичный актер, всегда столь точный в других ролях - зачем-то играет в лучшем случае мистера Дарси, а временами все-таки Рочестера. Этот Найтли просто эмоционально нестабилен и не только дни напролет распекает Эмму за всё подряд, но и бурно реагирует на любую человеческую слабость, и, например, вместо тонкого тихого наблюдения за пустоголовым Черчиллом, позволяет себе почти скандальное возмущение в присутствии всех действующих лиц, и кажется, едва сдерживается, чтобы не схватить стул и постучать им по стене для подкрепления своих слов, да только все стулья заняты. И лишь в последнем акте фильма он становится настоящим мистером Найтли: вдумчивым, внимательным и действительно взрослым. (Правда, только в том случае, если вы сможете забыть, как в разгар любовного объяснения он решил вспомнить, что когда-то держал трехнедельную Эмму на руках.)
Плюсы чудесная Джейн Фэрфакс и теперь понятно, откуда вырос хамоватый Сидни Паркер из Сандитона






emma
2009 год
BBC, 4 серии
Сценаристка Сэнди Уэлш
Режиссер Джим О'Хэнлон

Экранизация для поколения тамблер - начиная с титров, где все имена собственные набраны без прописных букв - и в этом нет ничего плохого. Получилась мягко осовремененная, достаточно точная, но далеко не занудная версия, в которой главная любовная линия по-настоящему slow burn и мы действительно видим, как дружба вырастает в любовь, а герои в процессе - в лучшие версии самих себя. Эмма Ромолы Гэри деятельная, непосредственная и цельная натура, а мистер Найтли Джонни Ли Миллера - самый нежный из всех, что были до него и после. К тому же, в кои-то веки младший брат мистера Найтли вышел из тени, обрел саркастичный голос, живое лицо и роль в сюжете, как это и было задумано писательницей.
Есть и любопытные находки: например, делается акцент на том, что мистер Элтон находит себе копию Эммы (при первой встрече очень заметно, что актрисы не просто одного типажа, но и почти одинаково одеты и причесаны). Быт Эммы одновременно очень роскошен - оператор намеренно медлит, следуя за ней через комнаты Хартфилда (шелка, позолота, картины, воздух и свет!), - и прост, напоминает чуть ли не студенческую жизнь, когда хозяйка сама открывает дверь и можно забежать вместе почитать письмо от поклонника.
Плюсы лучшая миссис Элтон
Минусы несмотря на длительность, некоторые сцены и реплики (в том числе, важные, например, "не настолько уж мы брат и сестра, чтобы это было неприлично") почему-то были убраны








Aisha
2010 год, Индия
Режиссер Раджшри Оджха

Айша - избалованная девушка из богатой семьи, которая занимается организацией праздников и личной жизни знакомых. Арджун - "мерзопакостный банковский инвестор", её давний друг и главный критик. И всё могло бы получиться, если бы в выборе между родным колоритом и подражанием голливудским ромкомам толпа сценаристов решительно склонилась в сторону первого, не забыв при этом и Джейн Остин. Увы, у них получается топорная мультибрендовая реклама шмоток, косметики и техники, без души и любви к героине. А манера игры и некоторые ходы наводят на мысль, что это копия копии - проще говоря, скорее римейк Clueless, чем адаптация самого романа.
Плюсы окей, все очень красивые
Минусы слишком бессмысленно, чтобы можно было получить хоть какое-то удовольствие







Emma Approved
2013 год, США
веб-сериал, 72 эпизода по 4-7 минут
Режиссер и шоураннер: Берни Су

Сериал производства Pemberley Digital, который до этого выпускал аналогичный "Дневники Лиззи Беннет" того же автора, полностью выложен на их ютуб-канале.
Продолжая аналогию с соцсетями, это экранизация для поколения инстаграма. Эмма Вудхаус - самоуверенная, раздражающе жизнерадостная и категорически упрямая владелица брачного агентства. У неё есть партнер по бизнесу, Алекс Найтли, который занимается "скучными вещами" - бухгалтерией, планированием и как бы не вылететь в трубу. Эмма ведет влог - записывает короткие видео, в которых рассказывает о делах агентства, будущих свадьбах и том благословенном времени, когда она получит награду за жизненные достижения, потому что нет ничего лучше, чем дарить людям счастье. Алекс периодически появляется в ее кабинете, подсаживается рядом и флегматично снижает градус восторженности каверзными вопросами. Собственно, все действие происходит за её или его рабочими столами. Остальные персонажи, практически без потерь перенесенные из текста в интернет (например, Гарриет - помощница Эммы, Роберт Мартин - сисадмин), также регулярно появляются в кадре или во время видеозвонков. Низкобюджетное, но остроумное и убедительное доказательство, что роман вполне можно превратить в прелестный офисный ромком (и здесь даже воссоздали финальную жертву Найтли во имя совместного будущего).
Плюсы симпатичный Найтли, хорошая химия между героями
Минусы своеобразный формат, который не всем понятен









Emma.
2020 год, Великобритания
Сценаристка Элеанор Каттон
Режиссер Отэм Де Уайльд

Премьера в сети состоялась в пятницу, со дня на день появятся русские субтитры от FOCS, официальный русский дубляж выйдет 9 апреля, судя по всему. Пожалуйста, не смотрите фильм с дурным любительским переводом, который сейчас можно найти, не портите себе удовольствие.

Жанровый вопрос Впервые режиссер ни на минуту не забывает, что это комедия, но при этом не пытается делать её из подручных средств и дает юмору Остин говорить за себя. Фильм, который усмехается уже в названии - точка после имени неслучайна и сама по себе шутка. Фильм, который отдает должное стилю писательницы и тексту, в котором не было ни единой пустой фразы, ни единого отвлеченного описания природы или необязательного отступления от сюжета.

Женский вопрос Удивительно, но это первый раз в истории романа, когда сценарием и постановкой классической экранизации занимались только женщины; неудивительно, что это пошло ему только на пользу. В частности, в центре остаются две главные линии: Эмма/мистер Найтли и Эмма/Гарриет, каждая из которых получает достаточно экранного времени, последовательное развитие и удовлетворительное завершение (включая и совершенно новые сцены). Причем, что касается истории с Гарриет, впервые от этой героини не отмахиваются, не сводят её к обслуживающему основную линию инструменту, а увлеченно исследуют женскую дружбу, первую для обеих девушек, а потому такую эмоциональную.
Аня Тейлор-Джой, которая до фильма многим представлялась спорным выбором на главную роль, справляется с ней неожиданно хорошо: ей удаются как точные реакции в комических ситуациях, так и влюбленность, а благодаря своему балетному прошлому она оказывается одной из немногих актрис в современном костюмном кино, которая ежеминутно помнит об осанке и соответствующей манере держаться. И если Ромола Гэри играет всеобщую любимицу, избалованную и часто ошибающуюся, но счастливую и довольную своим окружением, то Тейлор-Джой играет снобку, высмеивающую всех, кроме близких, излишне самоуверенную и иногда даже жесткую. Проще говоря, впервые Эмма на экране предстает с той степенью стервозности, которая улавливается в романе, и о которой писала Остин, но которая постоянно упускается при постановке.

Героический вопрос Отэм Де Уайльд в интервью заметила, что ей надоело привычное направление кастинга романтических ролей, а Джонни Флинна она выбрала за харизму и за то, что он нравится не только женщинам, но и мужчинам. Как и её любимый Стив Маккуин, он обладает способностью выглядеть на экране так, что не знаешь, чего от него ждать в следующую секунду: то ли заплачет, то ли врежет кому-то. Она изобретательно отходит от уже обязательной, но своеобразной традиции раздевать, купать или хоть намочить главного героя остиновского романа в присутствии героини, ограничиваясь изящно снятым кратким экскурсом в гардеробную джентльмена для нас (и хранители дома-музея Джейн Остин категорически одобрили). И конечно, этот мистер Найтли к началу фильма уже влюблен в Эмму (впрочем, она в него тоже) и зрительский интерес состоит в том, чтобы заметить момент, когда он это осознает.

Костюмный вопрос Во-первых, здесь никто не будет бегать без шляпок и перчаток: костюмерная словно ломится от десятков нарядов, которые непременно нужно показать, персонажам всегда есть, что надеть, и то, что они наденут, будет сидеть безукоризненно. И вообще, красивые шляпки - это круто! А создатели поставили себе целью не жульничать и не пытаться отказываться от чего-либо только потому, что это выглядит необычно для зрителей: любой аутфит из фильма исторически точен, начиная с объема кудряшек и заканчивая обувью и выбранными тканями. Во-вторых, благодаря модному изобилию и соблюдению этикета (давнее увлечение режиссера), мы замечаем красивую деталь: во время кульминационного танца мистер Найтли и Эмма не надели перчатки, что впервые делает всю эту сцену "мы не родственники" волнующе интимной. В-третьих, на дворе 2020 год, мы понимаем, что все эти восхитительные наряды не слишком-то удобны, и видим, как персонажи - не акварельные картинки из книжки, а совсем живые люди из плоти и крови - пытаются вырваться из них: после бала Эмма сбрасывает туфли на завязках, совсем как тусовщица - шпильки, а мистеру Найтли нет покоя, пока он не стащит с себя хотя бы сюртук и галстук.

Плюсы отличные актерские работы, роскошный визуальный ряд, музыка, темп и юмор
Минусы два часа пролетают как полчаса, это возмутительно








музыкальная среда, актер: josh o'connor, актер: alan cumming, писатель: джейн остин, актриса: olivia williams, актер: mark strong, актриса: romola garai, актер: oliver chris, *список, жанр: экранизация, актриса: kate beckinsale, актер: jeremy northam, актер: rupert graves, жанр: комедия, актер: bill nighy, актриса: miranda hart, актер: jonny lee miller, актер: johnny flynn

Previous post Next post
Up