Дракула

Feb 21, 2020 11:33


Как большой поклонник Моффата я не могла пропустить его новую работу, хотя ее тема казалась очень сомнительной - ну под каким еще новым углом можно показать одну из самых известных в массовой культуре историй?

Но я знала, что Моффат найдет, чем нас удивить. Наверное не нужно объяснять, что я обожаю этого уникального сценариста, который умеет выдернуть почву из-под ног и перевернуть картину мира по нескольку раз в течение серии, но при этом оставить точку опоры и пристегнуть к ней ремнем безопасности, так что зритель может быть уверен, что как бы его не крутили вокруг всех осей, его не сбросят в пропасть безысходности и опустошения.

В его произведениях есть то старомодная атмосфера цельности и целомудрия, присущая авторам XIX века, целомудрия, которое заключается не в отсутствии обнаженных тел и сцен насилия, а в способности вложить смысл в обнаженность, и драму в изображение жестокости, помимо зрелищных картинок.

Было неожиданно и интересно увидеть рассуждения на тему религии от атеиста Моффата, религии как пласта культуры и философии, основным смыслом которой на протяжение долгих веков существования человечества был и остается преодоление отравляющего жизнь страха смерти, попытка смириться с несправедливостью мира. Это справедливо для любой религии, но действие этой истории происходит в культурной среде, определенной христианством, где символом является крест или распятие - принятие смерти, даже мученической смерти, в надежде на вечную жизнь.


Неудивительно, что главная героиня тут - монахиня, обвенчанная с Богом, но скептически относящаяся к возможности его существования. Она не столько борец со злом, это побочный результат ее деятельности, она искатель правды.

В общем-то суть романа Брэма Стокера в том же - это не страшилка о вампирах, не приключения, это история духовных исканий и пути людей, от лица которых ведется повествование. Жуткие события, происходящие с ними, нужны для того, чтобы найти в себе свет. Это прекрасная в своей простоте история о победе смелости, преданности и любви - во всех ее аспектах - над наивысшим злом, разрушающим бессмертную душу.

Моффат в Докторе Кто неоднократно касался вопросов бессмертия, и не в шаблонном виде вроде "бессмертными хотят быть только плохие ребята, а положительный герой может стать бессмертным только против своей воли и обязательно должен от этого страдать". Он поднимает эту тему и здесь, в новом ракурсе. Используя известные архетипы и символизм, но переосмысливая их по-другому, не повторяя ничего слепо, не ограничивая себя навязанными рамками.

Ох, это ощущение восторга, когда сценарист обвел тебя вокруг пальца, хотя ответ был на виду, и фирменная моффатовская игра в прятки, когда герои сюжета и зрители в упор не узнают лицо, которое им несколько раз показали крупным планом!

Все персонажи до единого тут прекрасны в своей уникальности, каждый со своей историей, своими страхами, демонами, борьбой.

Две первые исторические серии очаровывают своей атмосферой, но мне больше всего понравилась третья - это один из моих любимых сюжетов, когда персонаж из прошлого попадает в настоящее и восхищается всем тем новым возможностям, к которым мы привыкли и не замечаем. Потому что несмотря на негативные аспекты прогресса мир бесспорно стал намного лучше. И кто, как не гость из прошлого может об этом напомнить. Его диалог с Кейтлин очень примечателен - ведь правда, даже человек живущий на прожиточный минимум в странах первого мира в наше время живет лучше, чем короли и графы современники Дракулы, и его жизнь не ценится меньше чем их жизни. Для меня это очень жизнеутверждающее наблюдение. Ради одного этого напоминания стоило перенести графа в наше время.

Собственно, при всех его пороках у графа Дракулы есть неоспоримое достоинство - интерес и любовь к жизни. Его живой даже в мертвом теле ум ни к чему не относится поверхностно, он видит самую суть вещей.

Он видит уникальную в своей нигилистичной смелости личность там, где другие видят только недалекую девицу со смазливым личиком.

бы он ни жил, по-прежнему находятся люди, способные его удивлять.

И больше всего всего удивляет его любовь. Противоречащая смыслу, но все же существующая.

Кейтлин, переживающая за своего пьющего агрессивного мужа.

Джонни, сломленный, истерзанный в клочья, все еще не готовый смириться с тем, что это всё, что уже не случится той счастливой жизни успешного адвоката с прекрасной молодой женой, счастья, что было так близко, выдавливает из себя:

"Если ты отпустишь меня, я обещаю, что сделаю все, чтобы ты не мог добраться до тех, кого я люблю".

И это пронимающее до мороза по коже  "Не было такого для, Люси, когда я не хотел бы тебя поцеловать. И никогда не будет".

Главный вывод остается неочевиден. Чего боялся Дракула - креста, олицетворяющего Смерть? Солнца, символизирующего  жизни? Может быть в этом вся суть - он боится жить, боится умереть и в результате застрял где-то посередине?

Финал очень хорош своей завуалированностью и загадочностью. Дает возможность каждому видеть то, что ему ближе.

(Они умерли? Или очнутся в новом сезоне в другом месте новыми людьми, не помнящими о том, что случилось?).

P.S. Интересно находить отсылки к другим сценариям Моффата. Помимо очевидного противостояния двух неординарных умов, самая значимая (спойлер к Джекиллу)
[Спойлер к Джекиллу]
Возлюбленная главного героя, которая является практически реинкарнацией себя из прошлого, где начинается история. В Джекилле она была клоном, здесь потомком с очень схожим генотипом (по крайней мере, фенотипом, внешностью), которая еще и получает память своей предшественницы и по сути становится ею.


И привет Темным Водам Доктора Кто и "Don't cremate me".

сценарист: mark gatiss, сценарист: steven moffat, *рецензия

Previous post Next post
Up