От Матильды до Агаты Кристи: почему Берти Карвел - великий мастер перевоплощений

Jan 31, 2020 14:07

Он был отвратительным мужем в Докторе Фостер и переодевался в женщину в постановке по Роальду Далю, а теперь играет сомнительного персонажа в экранизации Агаты Кристи, и это одна из его двух больших новых телеролей. Эндрю Биллен встречается с ним

The Times, 30 января 2020




Берти Карвел не совсем уверен, что это значит, и готов об этом поспорить, но он с осторожностью считает себя характерным актером. «Что такое актерская игра, если не характерная игра?» - риторически спрашивает он меня в одном из квазифилософских пассажей нашего интервью. Возможно, Мэтью Вархус, режиссер, ставивший его мисс Транчбулл в мюзикле Матильда, помог нам с определением, когда в одной газете назвал Карвела «старомодным актером с накладным носом». «Мне так понравилось. Спасибо, Мэтью!»

Одно из последствий бесконечно разнообразной карьеры Карвела, однако, состоит в том, что я сижу в скромном угловом кафе возле его дома в северном Лондоне и не имею ни малейшего представления, кто явится передо мной: мягкий вкрадчивый Саймон, муж-изменщик из Доктора Фостер; волшебник с всклокоченными волосами из Джонатана Стренджа и мистера Норрелла; или - очень надеюсь, что это будет не он - его завоевавшая награды, поглощающая стейки инкарнация владельца этой газеты Руперта Мердока из театральной постановки Чернила. Я почти уверен, что он не будет напоминать дряхлого владельца скобяной лавки, которого он играет в адаптации The Pale Horse BBC, но считаю, что он мог сохранить усы, которые отрастил для роли скользкого британского полицейского в новом триллере 4 канала Baghdad Central.




Худой до чрезвычайности Распутин - дикая борода, черная водолазка - машет мне через окно, прежде чем занять место напротив за столом. Мы начинаем, по какой-то причине, с обсуждения соревнования за лидерство в лейбористской партии, хотя он не говорит, за кого бы проголосовал. Это мудро, говорю я; если принять во внимание его Ника Клегга в Коалиции 2015 года, он может в итоге сыграть и его - или ее, шучу я, думая о Транчбулл.

«Я не уверен, что это сошло бы мне с рук сегодня, - задумчиво говорит он. - Не думаю, что, когда я начал играть в Матильде в 2012 году, кто-то задавался вопросом, имею ли я право играть женщину, и думаю, очень здорово, что сейчас такие вопросы возникли бы».

Значит, сейчас он подумал бы дважды? «Если бы возник такой вопрос, я бы тщательно все обдумал. Думаю, согласился бы, потому что это фантастическая роль и я понимаю решение Мэтью сделать такой выбор и театральную традицию, в которой оно берет истоки. В случае с Матильдой мне кажется, это история о женщинах, которую рассказывают женщины… но она не без проблем».

Он перезагружается. «Меня очень интересует вопрос - нормально ли мне играть мисс Транчбулл? Очень хочется верить, что ответ - ‘да’, и он должен быть ‘да’, но мне кажется правильным, что мы в искусстве и в театре в частности задаем вопросы о репрезентации. Кого мы представляем? Чьи голоса услышаны? Кого оставляют за рамками диалога эти, знаете, белые мертвые мужчины.

В то же время, - продолжает он, - мы должны придерживаться основополагающего принципа театра - трансформации. Я сам стал собой, осознал свою силу и привилегию через высвобождение своего воображения. И это чудесно. Так что я не хочу терять возможность это делать. Если довести эту мысль до ее логической крайности, люди будут играть только самих себя».

Все это должно сделать кастинг недавно анонсированной экранизации Матильды очень интересным. *

Именно любовь Карвела к трансформации убедила его сыграть роль Захарии Осборна в The Pale Horse BBC, экранизации известного, хоть и почти забытого детектива Агаты Кристи с отчетливым сверхъестественным подтекстом.

«Осборн описывается как похожий на сову маленький человечек шестидесяти лет, лысый, в крошечных очочках, - говорит Карвел, шести футов ростом и сорока двух лет. - Мне очень нравится, что я достиг той стадии в карьере, когда вы читаете это описание и думаете: ‘интересно, свободен ли Берти Карвел’». Так что, Захария - это характерная игра в ее чистом виде? «Это чисто характерная игра».

В своих интервью Карвел, получивший первую степень по английскому языку в Университете Сассекса, а потом проучившийся три года в Королевской академии драматического искусства, умудряется совмещать энтузиазм по поводу игривости своего ремесла с очень развитым интеллектом. Когда пять лет назад мы говорили о Коалиции, он использовал жаргон греческой драмы, слова «перипетии» (превратности судьбы) и «анагноризм» (момент открытия). Еще одна его черта в качестве интервьюируемого - скупость на подробности личной жизни, поэтому я не ожидаю того, что происходит, когда я перехожу к обсуждению виртуального столкновения в февральской телепрограмме The Pale Horse и Baghdad Central.




«Боже, какой это был год, во всех отношениях, - говорит он. - В начале года я женился, а в конце года умерла моя мама после очень грустных и тяжелых нескольких месяцев. И моя жена беременна, так что скоро родится наш первый ребенок. У меня такое чувство, что жизнь меняется».

Я соболезную и поздравляю. Его жена - актриса Салли Скотт, она играла Саманту Камерон в Коалиции, но встретились они не там. «В 2009 году нас познакомили близкие друзья». Так что они никуда не торопились. «Нет, не торопились. Вообще-то она сделала мне предложение по вотсаппу, когда я снимался в Baghdad Central». Я не уверен, кого должен поздравлять. «Нас обоих. Нас обоих. Это общий итог».

И начало, конечно; начало семьи. «Да, ну вот моей маме было 38 лет, когда я родился, и я заметил, что для меня что-то изменилось примерно в этом году в плане моей… я не знаю, готовность ли это. Мне кажется, на глубоком уровне, когда ты маленький, ты рассказываешь себе историю о том, какой будет твоя жизнь, а потом она происходит».

Ребенок должен родиться в мае. Я спрашиваю, знают ли они, кого ждут. «Ну, в смысле гендера, наверно, у него будет выбор», - отвечает он так быстро, как вам только захочется.




Его мать Патриция умерла в ноябре в возрасте 80 лет. В марте она перенесла инсульт, «а потом операция, которая прошла катастрофически плохо, оставила ее в ужасном состоянии. Последние несколько месяцев были по-настоящему трагическими».

Она была в разводе с журналистом Гардиан на пенсии, и в прессе ее обычно описывают как психолога. Это создает впечатление, что Берти с братом выросли в некоем респектабельном хэмпстедском доме, где плата за частное образование не вызывала сомнений (Берти ходил в престижную частную школу Лондонского университетского колледжа). Ее настоящая биография более интересна. Дочь менеджера универмага Вулворт, она выросла на севере, изучала психологию и философию в Лондонском университете, «познакомилась со свингующим Лондоном», затем сделала карьеру государственной служащей, работая над путями развития лидерства. Во время премьерства Тэтчер она создала подразделение по лидерству, которое затем стало агентством, а позже коммерческой сетью. В середине девяностых она работала по контракту с BBC во времена управленческих революций генерального директора Джона Бёрта.

Когда Карвел называет ее «невероятной» женщиной, он также имеет в виду ее первый брак с «ливанским джентльменом», с которым она жила год в Ливане.

«Отчасти поэтому я заинтересовался Baghdad Central. У меня есть зачаточное чувство родства с этой частью мира из-за маминого любопытства и внимания к ней. Еще одна причина сняться в чем-то таком - это как быстро Запад забывает длинный шлейф своего наследия на Ближнем Востоке. И, конечно, история может укусить в ответ».

Действие в Baghdad Central происходит сразу после иракской войны в 2003 году. Это история бывшего иракского полицейского (Валид Зуэйтер), которого персонаж Карвела Фрэнк Темпл призывает помочь восстановить местную полицию. Противник Темпла - неоконсервативный капитан полиции США (Кори Столл), у которого несколько иные представления о построении государства.




Карвел не воспринимает The Pale Horse как политическое произведение, что меня слегка удивляет; его написала Сара Фелпс, которая с адаптации And Then There Were None в 2015 году посвятила себя созданию карты британской истории середины двадцатого века через романы Кристи. Позже я читаю, что это дискуссия о фейковых новостях, но для Карвела общим с Baghdad Central является то, что оба эти произведения «целиком сформированы, как куски гранита».

Он добавляет: «На телевидении так часто ты отправляешься в путешествие, не зная, где место назначения». Он думает о сценариях Майка Бартлетта для Доктора Фостер? «Не хочу это слишком развивать, но там был большой элемент сотрудничества. Когда приходят черновики, знаете, вам надо делать осознанные выборы в ранних эпизодах, представляя себе траекторию».

Он считает маловероятным, что актерский состав, включая Джоди Комер, получившую признание за Killing Eve, будет доступен для третьего сезона Доктора Фостер. Однако нет сомнений во влиянии, которое этот сериал оказал. Предпоследний эпизод второго сезона, в котором Сюранна Джонс едет прямо на персонажа Карвела, Саймона, был одним из лучших клиффхангеров за последние годы. У него дома на стене висит карикатура из Ивнинг Стандард, где Тереза Мэй сидит за рулем машины и жмет на газ, когда Борис Джонсон переходит дорогу: «решится она или нет?»

«Иметь отношение к такому культурному моменту, я был так горд. Что было здорово в телевидении - мысль, что вся страна одновременно это смотрит, но этого больше почти нет».




Что у нас есть, так это взаимодействие через социальные медиа, говорю я, хотя Фелпс почувствовала на себе все прелести год назад, когда осмелилась вплести в детектив о Пуаро следы Брекзита.

«Ну то есть твиттер - блядский кошмар. Я думал об этом сегодня утром на йоге. Мне странно, что вот я здесь говорю с вами о себе более или менее публично, а я раньше очень стеснялся таких вещей. Я понял, что не возражаю против некоторой публичности мой жизни до определенной степени, но это не диалог.

Артисты когда-то всё повторяли - ‘я хочу быть в диалоге’. Я не хочу быть в диалоге. Я хочу пойти в театр, или прочитать газету, или прочитать книгу, и узнать, что автор думает о мире, и иметь возможность поразмышлять над этим. Я не собираюсь потом идти говорить ему, что он должен думать иначе».




Карвелу действительно предстоит большой год: два телесериала параллельно, большой кинопроект в Америке, о котором он не может говорить, и, конечно, ребенок.

Он сравнивает перспективу отцовства со своим единственным опытом театральной режиссуры, когда он поставил Схватку Джона Голсуорси в Чичестере в 2016 году. «Это было очень травматично на самом деле. Мэтью Вархус однажды мне сказал: ‘тебе стоит попробовать режиссуру, тогда ты поймешь, какой пиздец быть твоим режиссером’. Для меня это был невероятный рост, и я горжусь этой работой, но я подумал, что вот так оно, наверно, и быть родителем, потому что ты не можешь проконтролировать, как они справятся со своей работой, ты можешь только направлять, но если все полетит к чертям, обвинят тебя. Весь мир обвинит тебя, если у них все полетит к чертям».

Мы смеемся. Что такое характерный актер? Возможно, это просто тот, кто может полностью скрыть свою личность от аудитории. Это определение делает Карвела первым в своем классе - и эта неожиданная встреча с человеком, скрывающимся за накладным носом - огромное удовольствие.

Baghdad Central начинается в понедельник на Channel 4; The Pale Horse начинается 9 февраля на BBC One.
______________________________
* Сегодня стало известно, что на роль мисс Транчбулл в нетфликсовской экранизации «Матильды» претендует Рэйф Файнс.

*интервью, актер: bertie carvel

Previous post Next post
Up