Ох. Если вы почитаете комментарии к трейлеру этого фильма на YouTube, то заметите, что все пишут о том, что плакали над этим кино, как ни над одним другим. Близкая подруга тоже спросила меня, сильно ли я плакала во время просмотра. И это очень предсказуемый вопрос, учитывая сюжет картины и мою склонность проливать литры слез перед экраном.
Так вот, я не плакала. Я просто оцепенела к концу, а слёзы застряли где-то в горле, так и не вырвавшись наружу. И в этом, пожалуй, вся суть фильма "Third Star". Ни режиссер, ни актёры не выжимают из зрителя слёзы, впадая в сопливую жалостливость, что не редкость в фильмах на подобную тему. Нет, они просто заставят вас сопереживать главному герою так, что у вас будут даже кости болеть и дергаться нервы на лице от отчаяния. Но сначала вы будете много смеяться. И много злиться. И в какой-то момент, возможно, захотите прекратить смотреть фильм. Или, как я, наоборот не шелохнётесь ни разу за полтора часа, чтобы не пропустить ни один кадр, не дай боже. И чтобы еще несколько минут после финальных титров сидеть в ступоре, пытаясь научиться снова дышать.
Итак, четверо друзей отправляются в путешествие к живописному заливу. Все как положено: палатки, видеокамера, запасы еды. А еще морфий, трость и импровизированная инвалидная коляска, потому что без них 29-летнему Джеймсу поездку не одолеть. Джеймс умирает от рака, ему уже никогда не исполнится 30 лет, но он хочет дать себе шанс в последний раз увидеть закат над морем.
Я бы сказала, что "Third Star" - это кино не для всех. Нет, не в силу какой-то высоколобости и особой интеллектуальной элитарности. Просто многое в этом фильме может вызвать раздражение, отторжение и даже протест. Во-первых, вас может нервировать нарочитая псевдодокументальность и приземленная манера повествования. Ну и обычные атрибуты независимой малобюджетки здесь в ассортименте - прыгающая камера, съёмка с рук, рваный монтаж. Если вы любите подобные артхаузные приемы, как я, вам будет легко смотреть. А если нет, я не уверена, что вам стоит браться за этот фильм.
Но особенности съемки - это еще полбеды. "Беда" начнется дальше. Вам не покажут типичного киношного умирающего героя, держущегося бодрячком и утешающего убитых горем родных и близких. Нет, Джеймс не такой. Он будет циничен, временами капризен, а порой и по-настоящему жесток с друзьями. Он будет учить их жизни и негодовать, что они не ценят то, что у них есть. Он будет вести себя, как ведут себя настоящие, а не киношные, раковые больные. Я проходила это с папой 24,5 года назад и наблюдала у больных при смерти, работая когда-то в доме престарелых. И друзья Джеймса тоже не будут вести себя по-киношному. Они будут огрызаться, он будет злить их. А еще они будут много шутить. Шутить цинично, на грани фола. Это многих возмутит, я знаю. А я смеялась, а пару раз даже хохотала в голос. Потому что я знаю, что только так и можно пережить весь этот кошмар и самому умирающему и тем, кто рядом с ним. Мы с папой тоже много смеялись в те моменты, когда его не раздражало всё вокруг.
Потому что наступает в жизни момент, когда главным становится ваш близкий человек, его желания и его чувство собственного достоинства. И какой бы дикой ни была его последняя просьба, её нужно выполнить, потому что она важнее ваших чувств, желаний и того, что нам предписывает мораль, религия, бог, чёрт и еще неизвестно кто.
Тяжелый фильм, да. Но при этом и жизнеутверждающий, как это ни странно звучит. Потому что Джеймс все-таки плюнул в лицо смерти. И потому что Майлз помог ему в этом. И просто потому, что они все-таки дошли до залива, несмотря на слёзы, споры, обиды и даже драки.
И да, вся четверка актеров прекрасна, но Бенедикт Камбербэтч и Джей Джей Филд из меня душу вынули в финале, вряд ли я когда-нибудь забуду их дуэт в этой картине.