Black Sails

Feb 05, 2019 02:13

Когда вы читали "Остров сокровищ" Стивенсона (или, например, смотрели одну из многочисленных экранизаций) приходил ли вам в голову вопрос - как это все началось? Как Сильвер стал пиратом? Кто такой капитан Флинт и почему его имя наводит такой ужас? Откуда взялись на острове сокровища? Почему Билли Бонс боится своих бывших товарищей?




Вот и Джонатан Е. Стейнберг с Робертом Ливайном тоже об этом задумались. И сняли приквел "Острова Сокровищ" под названием Чёрные паруса / Black Sails, переносящий нас лет за 20 до событий, описанных Р.Л.Стивенсоном. В нулевые самым главным хитом пиратской тематики были, конечно, "Пираты Карибского моря" с их мистикой и диковатым юмором. Создатели Black Sails изначально решили подойти к теме пиратов с совершенно другой стороны и сделать что-то вроде "производственной драмы" и это был очень мудрый ход. Получилась гремучая смесь всем с детства известных литературных героев и реально существовавших исторических персонажей, изнанки пиратской жизни и современного взгляда на мир, смесь кровавой драмы и приключений.


А я вам сейчас расскажу почему это хороший сериал, на какие литературные источники он опирается и что он нам может рассказать о современной идеологии. Постараюсь не спойлерить :) Но в комментах можно!

Главный вопрос - почему в сообществе british-cinema речь об американском сериале? Дело, как вы уже догадались, в британских актерах. Каст в сериале отличный - тому, кто занимался выбором актеров в Парусах нужно приз выдать - настолько они там все на своем месте и настолько колоритны. При этом все почти малоизвестны (я имею ввиду главных персонажей, что проходят через все сезоны), только Тоби Стивенс там звезда - и как раз английского разлива. Он очень здорово смотрится в роли Флинта. Оказывается он умеет щуриться не хуже Клинта Иствуда:


А гляньте какой колоритный чувак играет капитана Вэйна! Но мы не будем на нем подробно останавливаться, потому что он американец :)


А шерочка с машерочкой Рекхэм и Энн Бони (реально существовавшая пара пиратов)? Энн Бони тоже играет англичанка, Клара Пэджет.


Красотка,а?


А Том Хоппер (еще один британец) в роли молоденького Билли Бонса? Это ж загляденье просто!


Еще у нас есть одна из главных героинь - Элеонор Гатри, тоже в исполнении британки Ханны Нью.


Кроме того, из британце там еще есть Марк Райан, Руперт Пенри-Джонс, Люк Робертс, Рэй Стивенсон (эти не во всех сезонах). И наверняка кто-то еще, кого я не знаю или забыла.

Но теперь не про конкретных актеров, а про сериал в целом. Главный и жирный плюс - Черные паруса написаны на совесть. Там куча всего скрыто. Само собой, это отсылки к Острову сокровищ - из его героев в Черных парусах есть Флинт, Сильвер (поначалу вполне двуногий), Билли Бонс, Бэн Ганн и Израэль Хендс (последние двое появляются не сразу, а только в 3 и 4 сезонах) и корабль "Морж", конечно же. Кстати, для съемок был реально выстроен макет корабля в натуральную величину! Еще в сериале был прикольный очкарик с интересным поворотом в характере и судьбе - я думала из него слепого Пью сделают, но нет, сценаристы решили иначе.
Сильвер в "Острове" описывается как улыбчивый и располагающий к себе, с широким лицом и о-па - широкоскулый улыбчивый Сильвер - правда с каждый следующим сезоном он все меньше улыбался, но в первом он вполне соответствовал. Мельком отмечено, что он женат и его жена "не белой расы" (кто это помнит вообще после Стивенсона? да никто) - привет третий сезон.


Про Флинта у Стивенсона особо ничего не написано, кроме того, что его имя широко известно и наводит ужас на окружающих - тем больший простор сценаристам, хотя они вообще ни с кем особо не стеснялись.


Кроме Острова сокровищ, есть отсылки к "Всеобщей истории пиратства" (Д.Дэфо) - именно там рассказывается про Рекхэма и Энн Бони, про Вудса Роджерса, про Вэйна и капитана Хорниголда,"Скарборо" и капитан Хьюм тоже оттуда и конечно же Тич "Черная борода". А еще у Д.Дэфо есть роман "Жизнь и пиратские приключения славного капитана Сингльтона" - я думаю, что Синглтон, оспаривающий капитанство у Флинта в первой серии - это реверанс в эту сторону. С героями "Всеобщей истории пиратства" сценаристы поступают тоже по своему усмотрению - где-то сохраняют, и весьма бережно, сюжетные линии, где-то меняют мелкие детали, где-то не мелкие (например, оставляют в живых Рекхэма).
Сцена драки с Синглтоном. И вот так почти все время - в смысле насилие и рок-н-ролл :)


Но кроме этих очевидных отсылок - с прямым заимствованием имен и сюжетных поворотов, есть неочевидные, например отсылки к знаменитому герою Р.Сабатини, капитану Бладу. У Флинта несомненно что-то есть от Блада - хотя бы образованность и любовь к книгам и чтению (это подчеркивается и в Бладе и в Флинте). Но не только образованность - Блад романтический герой, он движим любовью к Арабелле и в конце воссоединяется с ней. А что Флинт? - он тоже движим воспоминаниями о главном чувстве в своей жизни, и его действия и стремления тоже обусловлены его любовью (ну, какие времена, такие и лавстори). В Бладе подчеркнуто, что он стал пиратом волей обстоятельств, мы должны сочувствовать ему - он исполнял свой долг, а его злые законники сделали заключенным, а потом рабом. Что же мы видим в случае с Флинтом? Да, он тоже пострадавший и мы тоже должны ему сочувствовать. Правда Флинт совсем не так благороден и щепетилен в вопросах чести, как Блад - видимо, по нынешним временам это уже не важно. Мою догадку насчет отсылок к Сабатини подтверждает еще тот факт, что любовнице Флинта - бывшей леди Гамильтон (тоже не простое имя, с историей) сценаристы дали в изгнании имя Миссис Барлоу - так звали квартирную хозяйку капитана Блада.


Наверное что-то и от "Золотой чаши" Стейнбека есть - по крайней мере именно там (и кажется нигде больше) есть упоминание о капитане, одержимом идеей построить собственную независимую пиратскую страну.

У Артура Конан Дойля есть рассказы про пиратов - сборник "Капитан Шарки". Я их прочла и не зря - создатели сериала тоже явно это сделали. Там есть как раз бунт команды против капитана и вообще все довольно кроваво и жестоко, а еще там есть Нэд Лоу - жутковатый псих-пират из второго сезона (и у Конан Дойля он тоже упоминается именно как пример крайне и жестокого и беспринципного пирата).


Короче, сценаристы Черных парусов проделали хорошую домашнюю работу, поставим им за это пятерку :) Даже когда зритель этого всего не считывает и не знает - сама работа, это примерно как портрет, написанный художником, знающим анатомию - есть отличие от портрета, написанного любителем.

А теперь про современную идеологию - потому что любое художественное произведение всегда говорит о времени, когда оно создано, а уж тем более развлекательное кино, которое должно быть понятно и интересно современному зрителю. Обилие в начале 18 века бисексуальных персонажей - это явно не про историю, это про современность и моду, а в сериале как минимум три любовных треугольника (в смысле с отношениями на троих, а не в смысле "третьего лишнего"). Кстати, сериал строго +18, отгоните детей от экранов!
И явная примета времени - слишком много женщин у власти. Они были, конечно, и в 18 веке и в раньше и позже, но их было все-таки немного, а в сериале обязательно везде командуют женщины - Гатри в Насау, Макс в борделе, Королева на острове, Мади, у рабов в поместье тоже тетка командует, Миранда, у которой Флинт под каблуком и даже бабка Гатри в Пенсильвании. Воля ваша, но это настолько противоречит изображаемому времени, что режет глаз не меньше чем чистенькие беленькие (и целые, несмотря на постоянный мордобой) зубы у всех героев :)


И, конечно, там есть обязательный эпизод с идеологически верной линией - "Новый Свет - это дар, в котором мы (англичане) можем исправить свои ошибки и начать все заново", то есть Америка - земля обетованная и говорит об этом самый положительный герой сериала - ничем не запятнавший себя, с продвинутой современной моралью и гомосексуалист в придачу, пострадавший за это.

Я назвала жанр сериала смесью приключений с производственной драмой, но эта драма не столько про то, как устроено было пиратство в те времена (откуда и почему оно возникло и так далее - про это как раз и не упоминается вовсе), и даже не про быт - хотя этого немного есть и это хорошо. Это скорее драма про изнанку власти. Власти и борьбы за нее. Власти материальной, так сказать - в политике, торговле и т.д. и власти над умами - силе имени, силе репутации. Причем не просто зритель должен по поступкам героев догадаться, а прям словами через рот все объясняется - много говорится героями о "силе истории", силе разговоров и сплетен, о роли злодеев и героев - вообще в сериале очень много чего про пиар, по сути.
Кстати, о словах - надо отметить, что в сериале очень интересный язык - это явно не тот словарный запас, которым пользовались реальные пираты, это такой почти современный бизнес-язык (пополам с ругательствами, конечно) - но в данном случае это воспринимается положительно - ну вот такая фишка у сериала - литературные диалоги.


Еще к несомненным плюсам сериала надо отнести работу с массовкой - полное ощущение населенного города и постоянной толпы везде и вообще охотно и много показывают какие-то малюсенькие бытовые сценки, но они придают объем и достоверность - вот кто-то выливает помои, вот что-то делает, вот дети бегают, вот торговцы, вот девицы в борделе слоняются - всегда есть задний план, на котором происходит какая-то жизнь, а не просто герои в пустоте сидят.


Показывают будни - подготовка корабля, обсуждение оружия, количества людей, - короче мясо на костях, придающее жизнь и достоверность. Сюда же, к достоверности и грим - точнее это выглядит как его отсутсвие - моряки почти все загорелые, а рыжий Стивенс ходит с облупленным красным носом и конопат как черт - очень классно сморится, так и должен выглядеть рыжий англичанин в тропиках во времена, когда солнцезащитный крем еще не придумали.


Но в следующих сезонах их всех уже гримируют иначе и этот чудесный эффект пропадает, увы.

А еще, конечно, оригинальный и запоминающийся саундтрек - это тоже дорогого стоит! Мне очень понравилась главная музыкальная тема - особенно вот это тревожное назойливое вступление, как будто оса бьется о стекло.

image Click to view



Самый лучший первый сезон, прям огонь. Второй похуже, дальше - еще хуже (имхо). Первый сезон и особенно первая серия! - очень аккуратно написаны - от эпизода к эпизоду обязательно связь. Вот герои говорят о чем-то - а вот нам это показали, а вот перекинули мостик дальше - очень хорошо это смотрится. Маленький минус - несколько прямолинейных шуток, они как-то диссонируют, но это я придираюсь. Первый сезон (и самое начало второго) были хороши своей скоростью и тем, что два главных героя (Флинт и Сильвер) все время балансировали на грани - каждый поворот, каждая серия могла закончится катастрофой и смертью для них. И все это лихо закручивалось вокруг приключений, гонки за сокровищами, амбиций и борьбы за власть. С каждым следующим сезоном это все тухло, пока не протухло окончательно. Но остановиться на первом сезоне сложно, потому что финал там такой, что смотреть следующую серию хочется немедленно.

Во втором сезоне нам показывают (помимо дальнейшего развития событий) как Флинт из добропорядочного морского офицера стал тем, кем он стал.


Но если втрой сезон хуже, но смотреть еще можно, то третий сезон просто скучен. Все эти бесконечные монологи/диалоги Флинта/Сильвера/Мади о том, что "тяжела ты, шапка Мономаха" - это тоска. Флинта пытаются изобразить более пугающим и темным, чем он был до этого - ну не знаю, ничего более пугающего, чем то, что он делал в первом сезоне не происходит. Он не сильно меняется. Ну обрил голову и перестал улыбаться. Но это на поверхности. По поступкам и прочему особых перемен нет. Что из себя представляет Флинт в первом сезоне - умный, хитрый, находчивый, безжалостный человек, который стремится к цели не взирая на препятствия и готов применить насилие не раздумывая о последствиях - Гатри, Синглтон и Гейтс тому порукой. И в этом смысле он не сильно меняется - его репутация и так хуже некуда.


А четвертый сезон еще скучнее и медленнее. Они вроде пытались сохранить и повороты и опасности, но по сути главные герои отошли в тень, все стало пробуксовывать. Колеса вроде крутятся, дым валит, а движения нет. Все перемены и твисты все равно не воспринимались твистами. Уныло все как-то стало. Как будто все устали - и создатели сериала и герои внутри него.

Но поначалу - 1 и 2 сезоны - сериал все-таки хорош и я рекомендую тем, кому интересна тема, кто любит интриги и неожиданные повороты, кого не пугают откровенные сцены разнообразного насилия и кто не устает следить за сложными, запутанными и меняющимися отношениями многочисленных героев.


жанр: приключения, актер: toby stephens, *рецензия, актер: rupert penry-jones

Previous post Next post
Up