Death Comes to Pemberley (TV Mini-Series, 2013)

Feb 04, 2019 05:09

Вы будете смеяться, но прежде чем взяться за книгу Филлис Дороти Джеймс "Смерть приходит в Пемберли", являющейся продолжением знаменитого романа "Гордость и предубеждение", я таки перечитала в очередной раз (в четвертый, если мне память не изменяет) произведение Джейн Остин.
Мне просто захотелось освежить именно книжные впечатления, изрядно затуманенные в моем мозгу светлым ликом Колина Фёрта в мокрой рубашке, на который я безудержно медитирую очень много лет. Так что я быстренько перечитала роман и тут же начала читать продолжение.

"Смерть приходит в Пемберли" - это очень бойко написанный фанфик, на который не жалко потратить вечер. Автору неплохо удалось выдержать стиль Остин, она хорошо знает и явно любит оригинал, а ее интерпретация дальнейшей судьбы сестер Беннет лично у меня не вызывает никакого внутреннего протеста.
Правда, обещанная детективная линия в романе весьма слабая и просчитывается на раз, а бесконечные цитирования Остин на первых страницах изрядно утомляют, но общей картины это не портит, и книга читается легко. Ни разу не шедевр, но добротное такое чтиво для зимнего вечера, позволяющее представить жизнь героев любимого романа спустя несколько лет после счастливого финала.

Итак, после событий "Гордости и предубеждения" прошло семь лет. Элизабет с Дарси живут в Пемберли, у них невероятно счастливый брак и двое очаровательных мальчишек. Лиззи регулярно подтрунивает над мужем, Дарси умело парирует ей, а выросшая в уверенную в себе молодую женщину Джорджиана тоже не отстает от брата с невесткой по части шутливых словесных дуэлей.
И, вообще, в поместье царит дух всеобщей любви и большого человеческого счастья. Прислуга и соседи обожают чету Дарси, все давно простили Элизабет ее сомнительное происхождение, увидев, какая отличная жена, мать и хозяйка вышла из нее. Чета Дарси обожает друг друга, а вместе они до полусмерти обожают Джорджиану, которая от души платит им взаимностью.

И, как будто, этого мало, обожаемая сестрица Джейн живет всего в нескольких милях от Пемберли, а в ее поместье тоже царит бесконечная идиллия. Правда, малышей у нее уже трое, она умудрилась подарить близнецов своему драгоценному Бингли в первые роды. И они периодически всей оравой сваливаются в Пемберли, где нежно общаются с родственниками. Кроме того, они еще и регулярно привозят с собой очаровательного молодого адвоката Генри, приятно скрашивающего часы досуга Джорджианы.
А еще в Пемберли регулярно наезжает знакомый нам красавец-полковник, кузен Дарси, а в небольшом приходе неподалеку обитает сестрица Мэри с мужем-священником. Ага, в девках засиделась вовсе и не она, а Китти. Правда, после отъезда взбалмошной Лидии Китти изрядно образумилась и теперь является тихой отрадой родителей.
Ну а Лидия так и таскается по гарнизонам за своим ненаглядным Уикхемом, ага. Ни благоразумия, ни денег, ни элементарной порядочности у Джорджа с годами не прибавилось, но зато он успел стать героем войны и любимцем тещи с тестем. В Пемберли чету Уикхемов не принимают, разумеется, но вот к Бингли Лидия наезжает регулярно, добрая Джейн не может оттолкнуть сестру.

Вот такой примерно расклад и наблюдался в жизни героев на момент начала романа Джеймс. Мы застаем поместье Пемберли за подготовкой к ежегодному грандиозному балу, все заняты по самую макушку, но неожиданно ненастным вечером у порога особняка вываливается из экипажа рыдающая Лидия, и жизнь в Пемберли никогда не станет прежней.
Да-да, тут же начнет развиваться та самая обещанная детективная линия, появится закос под викторианский роман с привидениями (вот без этого я бы с удовольствием обошлась, но бог с ним), а в центре всего этого бардака окажется никто иной, как балбес Уикхем.

Как я уже написала выше, книжка вполне читабельная, и я с нетерпением ждала ее экранизации. Во-первых, быстро стало известно, что на роль Уикхема взяли мою прелесть Мэттью Гуда, что порадовало меня чрезвычайно. И не только потому что Мэттью прекрасен по факту своего существования, но и потому что повзрослевший Уикхем вполне виделся мне именно таким - сексуальным взрослым мальчишкой с недобрым блеском в глазах. Я надеюсь, никто не будет здесь спорить, что Гуд у нас супер-пупер-специалист по части сексуальности и шальных глаз? Нет, вы можете попробовать поспорить, конечно, но вряд ли вам удастся меня переубедить.
Во-вторых, мне было до чертиков любопытно, как ужасно симпатичный мне Мэттью Риз справится с ролью Дарси. Помните, девушки, мы даже опрос по этому поводу устраивали ? И большинством голосов выдали Мэттью Ризу кредит доверия, кстати говоря. Оправдалось ли наше доверие? Это я вам дальше расскажу, не будем опережать события.

К сожалению, из-за рабочего аврала я смогла добраться до минисериала только спустя месяц после премьеры, так что к моменту просмотра я успела немного оценить реакцию зрителей и критиков. Реакция была неплохой, надо сказать. Более чем приличный рейтинг на IMDb, например. Да и общая тональность отзывов в сети была благожелательной. Не восторженной, но однозначно доброжелательной.
Так что я уселась за просмотр со спокойной душой, никаких неприятных сюрпризов не ожидая. Но неприятные сюрпризы случились, увы, и случились неоднократно, как это ни грустно. И не то чтобы меня это радовало, но дальше будет много резких слов.
Простите, поклонники экранизации, если таковые здесь имеются, ничего с собой поделать не могу.

На самом деле, все началось весьма многообещающе. Зеленый таинственный лес, вид прекрасного поместья, прелестный хохочущий Дарси-младший в кудрях. И тут на экране появилась Элизабет, блин. Помнится, я в том самом посте-опросе насчет Мэттью Риза написала, что при таком мужском касте меня уже особо не волнует, кто будет играть Лиззи. Так вот, я оказалась категорически неправа и готова это публично признать сейчас. Потому что Элизабет Дарси в исполнении Анны Максвелл-Мартин меня натурально убила, убила в худшем смысле этого слова. Причем с первой секунды экранного времени. И это было совершенно неожиданно, потому как Анна Максвелл-Мартин - хорошая актриса и милая женщина, это как бы известный факт. Но вот её Элизабет…

Забудьте всё, что я написала выше об уверенной в себе, счастливой, жизнерадостной хозяйке поместья Пемберли. С экрана на меня смотрела невнятная тётка фасона "босая, беременная и на кухне", с измочаленным лицом, нечесаными волосами и висящем на ней мешком платье. Мне сразу пришла в голову шальная мысль, что по телеверсии Дарси оказался вампиром, питающимся по ночам кровью законной супруги. Ничем другим я подобную анемичную снулость и общую внешнюю запущенность Элизабет объяснить не могу, извините.

Короче, я так офигела от лицезрения Элизабет, что чуть было не профукала появление на экране Мэттью Риза в роли Дарси. Но потом я все-таки встряхнулась и начала присматриваться к нашему герою.
Что ж, Мэттью определенно вписался в образ лучше своей экранной партнерши, но и тут у меня есть несколько замечаний. Во-первых, я бы предпочла чуть меньше властности и раздражительности в тоне. Местами это прямо граничило с брезгливостью, по моим ощущениям. Во-вторых, градус байроновской печальной томности я бы тоже предпочла маленько поубавить, Мэттью. А то временами у твоего рта образовывалась прямо складка вековой скорби всего рода Дарси.
Но, в принципе, после Элизабет этот Дарси смотрелся вполне прилично. Теперь вопрос стоял только в том, что случится с экранной химией у актеров. Вернее, я думала, что вопрос только в этом, но вопросов оказалось намного больше.

Мало того, что авторы экранизации за какие-то грехи мои тяжкие выдали мне такую вот Элизабет, так они еще и с сюжетом решили поиграть. И поиграть самым похабным образом - изменив тональность общения в семействе Дарси.
Я писала о милых подколках, смехе и атмосфере всеобщей любви в Пемберли, да? Так вы и об этом забудьте. Чета Дарси постоянно пререкается. Причем временами у меня возникало такое чувство, что Дарси сейчас натурально врежет супружнице.
И да, Дарси все тот же упрямый осел, помешанный на поддержании родовой чести. По сериалу никаких выводов из собственной женитьбы наш красавец не сделал, а прозрение к нему пришло на последних кадрах. В книге этого бреда и близко не ходило!

И уж тем более там не ходило неуверенности Элизабет в своем браке и тяжких пиздостраданий Джорджианы на тему семейной чести. По роману первая была абсолютно уверенной в себе женой, а вторая - смелой открытой девушкой, а не снобкой-аритократкой, гоняющей туда-сюда возлюбленного из приступа дворянской спеси, чтобы потом картинно окроплять слезами каменные полы поместья.
А, кстати, о предмете обожания Джоджианы я вообще помолчу. Видит бог, я люблю Джеймса Нортона, очень люблю, но в этом минисериале у меня не срослось с его персонажем от слова "совсем". Актер очень старательно изображал типаж, названный когда-то моэмской Джулией Ламберт чистым английским юношей, но я ему так и не поверила почему-то. В общем, сделайте мне развидеть этого Генри, я вас очень прошу.

И да, наверное, нужно все-таки сказать что-нибудь хорошее для равновесия, но боюсь, много слов у меня здесь не наберется. Хотя полковник был неплох, да. И Джорджиана вполне ничего, если бы не пиздострадания. Лидия не вполне такая, как я бы хотела, но бог с ней, пусть будет такой. Ах, ну и Мэтью Гуд был очень хорош в роли Уикхема. Правда, хорош. Но, во-первых, его было очень мало. А, во-вторых, в свете всего сказанного выше, ситуацию это мало спасало.

Эх, ладно, я хотела еще долго ругаться, но буду закругляться, наверное. Если коротко подвести итоги, с моей точки зрения, "Death Comes to Pemberley" - это красивая костюмная теледрама, но она абсолютно безжизненная и блеклая, увы. Примерно, как лицо этой инкарнации Элизабет в интимных сценах. Или как её же якобы парадное платье.
И да, дело тут не только в провальной трактовке образа Элизабет и неудачной интерпретации отношений между героями, но и в общей режиссерской тональности. Где-то в этой экранной палитре мне не хватило живых красок, как будто их пожалели. И это при том, что к работе оператора никаких претензий нет, картинка очень красивая. Но остиновский дух по этому Пемберли особо не бродил, как по мне.
И это вдвойне досадно, потому что ближе к финалу у Мэттью Риза наконец-то появились нужные интонации и нужный взгляд. Я прямо увидела в нем того Дарси, на которого рассчитывала. И мне сразу стало смертельно обидно, что он не играл в этой тональности с самого начала. Эх. Грустно, девушки.

image Click to view
































жанр: экранизация, актер: matthew rhys, писатель: ф.д.джеймс, писатель: джейн остин, *рецензия, актер: matthew goode, актер: james norton, актриса: jenna coleman, актриса: anna maxwell martin

Previous post Next post
Up