Stoker (UK | USA, 2013)

Feb 02, 2019 04:23

Ох. Я помню, как пыталась написать что-то внятное об этом кино, но буквы укладывались только в какой-то неконтролируемый восторженный поток сознания. Ну потому что режиссер Пак Чхан Ук, оператор Чхун Хун Чхун, автор сценария Вентворт Миллер и композиторы Клинт Мэнселл и Филипп Гласс сделали мне так красиво, что эстет во мне практически умер от счастья.
Картинка в фильме "Stoker" прекрасна до рези в глазах, так просто не бывает. Я бы за один видеоряд расцеловала авторов во все места, если бы меня к ним опрометчиво подпустили. А потом еще за кастинг, за атмосферность, за интерьеры, за мизансцены, за… Ладно, попробую все-таки обуздать восторги и хотя бы отчасти сформулировать ощущения от увиденного.

Начну, пожалуй, со своей первой реакции на кино. Я позвонила подруге через секунду после финальных титров и, пытаясь хоть как-то передать впечатления, выпалила: "Представь, что Ларс фон Триер встретился с Томом Фордом, и они решили снять готическую сказку". И да, если кто-то не понял, это был большой комплимент.
И на самом деле, этой фразой можно было бы и ограничиться, но краткость - сестра не моего таланта, увы, поэтому сейчас будут пространные попытки поверить алгеброй гармонию.

Индия Стокер - необычная и очень одаренная девушка. Замкнутая, немного странноватая тихая отличница, панически боящаяся чужих прикосновений (даже собственной матери) и считающая, что слышит и видит то, что скрыто от чужих ушей и глаз. А еще она - типичная папина дочка. Отец заменил ей друзей, круг общения и пристрастил к необычному хобби - охоте. А охотиться им было где - старый семейный особняк стоит прямо посреди мрачных лесов Теннесси. И этот дом - как будто ожившая иллюстрация к какой-нибудь жутковатой сказке о привидениях. Смотришь на это строение и понимаешь, что рано или поздно за этими стенами непременно что-то случится. И это что-то явно не будет хорошим.

Мы знакомимся с Индией в день ее 18-летия. В доме готовятся к празднику, девочка распаковывает подарки, но внезапно эта иллюзия нормальной жизни разбивается вдребезги - любимый отец Индии трагически погибает. Поддержать девочку в горе может только преданная старая экономка, потому как от матери толку в данной ситуации нет. Эта неуравновешенная особа и о себе не в состоянии позаботиться, а о дочери и говорить не приходится.
Не очень понятно, как эти женщины смогут существовать дальше на одной территории, без отца и мужа в качестве буфера между ними, но в день похорон на сцене неожиданно нарисовывается новый персонаж - Чарли, младший брат покойного, больше двух десятков лет проболтавшийся по каким-то заграницам. И с его приездом жизнь и так не вполне благополучного семейства окончательно и бесповоротно летит в тартарары.

Итак, синопсисы обещают нам триллер. И да, мы его получим - с правильным градусом нарастающего безумия, с психологическими вывертами, с тщательно выстроенными мизансценами и некоторым количеством страшных тайн прошлого и жутких семейных скелетов. Чего в этом фильме не будет, так это закрученной детективной интриги. Опытному зрителю довольно быстро станет понятно, что происходит на экране.
Да, все сюжетные нюансы просчитать невозможно, но общая картина бытия укладывается в голове примерно после просмотра первой трети фильма, максимум - половины. Особенно если заранее знать, что Вентворта Миллера вдохновила на написание сценария хичкоковская картина "Тень сомнения". И нет, это не мешает получить удовольствие от кино, потому что в данном случае гораздо важнее, как рассказаны, показаны и сыграны события, а не то, сколько хитровыебанных твистов заложено в сценарий. А рассказано, показано и сыграно просто великолепно, как на мой скромный вкус.

Я не буду сейчас про режиссера, оператора, сценарий и музыку. У меня столько восторженных междометий в лексиконе не найдется. А вот об актерах поговорим непременно. И начнем с исполнителей ролей второго плана.
Знаете, в этом фильме нет ни одной проходной актерской работы. Даже самые крошечные эпизодические рольки сыграны блестяще (мадам экономка и восхитительная тетя Джин, мое вам почтение).
Да и у Николь Кидман здесь роль второго плана, по большому счету. Да, ее персонаж вроде бы заявлен третьим главным действующим лицом, и да, актриса великолепно отыграла свою небольшую партию. Но тем не менее, она в этой картине является всего лишь фоном для великолепного дуэта Мии Васиковски и Мэттью Гуда. И нет, я не пытаюсь ни в коем случае принизить талант Николь. Хорошо сыграть фоновую роль, правильно ассистируя партнерам по съемочной площадке, тоже нетривиальная задача для актера. И Кидман справилась с ней прекрасно.
Ну и наконец, Миа с Мэттью, да. Мама дорогая, что они творят! Творят как каждый по отдельности, так и дуэтом - дуэтом с какой-то невероятной, практически физиологической "химией".
Васиковска бесконечно прекрасна в роли Индии, от ее игры волосы на загривке шевелятся временами. И этот взгляд… Девушка умеет очень громко молчать в камеру, если вы понимаете, о чем я. А безумная полуулыбка Гуда и инфернальный блеск его прекрасных глаз действуют на меня похлеще, чем взгляд удава на обреченного кролика. А уж на сцене игры на фоно в четыре руки вы меня чуть не потеряли, ей-богу.

Так, вы уже на низком старте и вот-вот сорветесь искать фильм? Притормозите, плиз, и послушайте меня, мои дорогие. Прежде чем браться за это кино, вам нужно еще кое-что знать о нем. Фильм абсолютно аморален, изрядно провокативен, с нехилым эротическо-инцестным подтекстом и сценами, непредназначенными для глаз особо впечатлительных мам маленьких детей. Если вы уверены, что все перечисленное вас не смущает, полный вперед. Меня вот не смутило, но я люблю извращенные игры разума и детальную препарацию нездоровой психики.
Кстати, об эротическом подтексте. Изначально роль Чарли должен был играть Колин Ферт. И при том, что я нисколько не сомневаюсь в его способности сыграть подобного персонажа, я очень рада, что в итоге его заменил Мэттью Гуд. Потому что с учетом возраста Ферта линия Индия-Чарли могла бы потрясти даже мою отнюдь не хрупкую психику.

Вот и все, пожалуй. Мои поздравления южнокорейскому режиссеру с блистательным дебютом на англоязычном кинорынке, а Вентворту Миллеру - с достойной заявкой на карьеру сценариста. В этой ипостаси господин Миллер понравился мне больше, чем в актерской, надо сказать, так что с нетерпением жду продолжения банкета. Зря, что ли, он литературу изучал в Пристонском университете, пусть использует полученное образование на радость зрителям.
Кстати, об образовании Вентворта. Я бы не отказалась почитать на досуге его дипломную работу со сравнительным анализом романов "Джейн Эйр" и "Антуанетта", поскольку вторая книга вызвала у меня в свое время целую гамму сложных эмоций. Не как отдельный постколониальный роман, а именно как приквел к "Джейн Эйр". То есть, я понимала, что такой вариант развития событий был вполне возможен, но мне его не хотелось, скажем так. Ладно, это уже совсем другой разговор, к фильму он не относится.

А по поводу фильма добавлю только, что я в очередной раз не поняла логику российских локализаторов, назвавших это кино "Порочные игры". Но у меня на локализаторов названий и их перлы давний профессиональный кинопереводческий зуб, так что я уже ничему не удивляюсь, только бурчу немного.

Трейлер:

image Click to view



Небольшая фичуретка:

image Click to view



Мэттью Гуд рассказывает о фильме:

image Click to view






























актер: matthew goode, жанр: триллер, раздел: фильм, *рецензия

Previous post Next post
Up