The History Boys / Любители истории / Историки (2006)

Dec 21, 2018 16:16



В нашем переводе он имел дурацкое название "Любители истории", хотя какие уж тут "любители", если речь о мальчишках-абитуриентах, которые поступают на исторический? "Историки", по-моему, было бы ближе к правде:)

1983 год, Шеффилд, гимназия для мальчиков, выпускной класс. 8 юнцов, подающих надежды - небывалый урожай светлых голов на кафедре истории, и все собираются в Оксбридж. Одно лето, дополнительный триместр, все силы школы и самих учеников брошены на то, чтоб огранить эти будущие бриллианты.



Экзамены, "результаты", поступление - тема, которая никогда не потеряет актуальности. Хотя еще это, конечно, милейшая, напитанная юмором и беспощадно-остроумной иронией, чудесная coming-of-age story, насквозь пронизанная тем жарким, солнечным чувством, когда тебе 17, и ты, кажется, всемогущ, и несмотря на все трудности, горести, разочарования и сомнения, каждый день кладет тебе под ноги начало тысячи дорог, и этого ничто в мире не в силах отменить.



Конечно, он немножко театральный, этот фильм - что неудивительно, учитывая тот факт, что он и был снят за месяц в перерыве между двумя частями блистательного мирового турне, с которым два года катался по миру одноименный спектакль того же состава, поставленный режиссером Николасом Хайтнером по свежеиспеченной пьесе Алана Беннетта. Это был могучий импульс для всех их карьер: Доминик Купер, Сэмюэль Барнетт, Джеймс Корден, Стивен Кэмпбелл Мур, Рассел Тови - все юные и невозможно прекрасные там, и атмосфера бесшабашного мальчишеского товарищества искрит и льется через край (читала совершенно мимимишное интервью Купера и Мура о том, как к концу этого безумия с History Boys они так сдружились, что несколько месяцев делили кров, и, бывало, вместо того чтобы ходить на прослушивания, целыми днями катались на великах по Лондону и всяко прожигали жизнь) :)

Но, на самом деле, самое лучшее в нем, наверное, даже не это. Под внешним безмятежно-счастливым слоем, это кино говорит о более серьезных вещах: о сути того, чему мы учим, и чем мы учим.


И самые крутые там, конечно, не ученики, а учителя. Мисс Линтотт (Фрэнсис де ла Тур) - единственная, о чьем методе мы не узнаем ничего. Она из тех, кто добросовестно из года в год "закладывает базу", кто видит насквозь и коллег, и учеников, но не спешит ни лезть им в душу, ни искрить эксцентрикой на уроках. И лишь когда она взрывается нежданной тирадой о роли женщин в истории - и женщин-донов в судьбах поступающих - мы вдруг осознаем, что эта речь - и о ней, что без ее "базы" ни искрометному Гектору, ни практичному Ирвину нечего было бы "полировать".



Эксцентричный, единственный в своем роде Гектор (Ричард Гриффитс), учитель-мечта и феерия, который учит... трудно даже сказать, чему. Должен бы, вероятно, английскому языку и литературе, но даже его предмет уклончиво называется General Studies, на деле же он представляет собой невообразимую смесь литературы, поэзии, французского языка - Боже, эту блистательно-смешную сцену надо показать отдельно:

- и общекультурной эрудиции, театрального мастерства, философии и песенок Грейси Филдс - нет знания ценнее того, которое ни зачем не нужно. Да, Гектор невообразимо прекрасен, когда он разбирает стихи. Да, его прочувствованное "Pass the parcel" запоминается не меньше, чем "Capre diem!" из "Общества мертвых поэтов" (к ним я еще вернусь). Но, пожалуй, тоньше всего он раскрывается, когда, расчувствовавшись под влиянием момента, рассказывает Ирвину о "точно рассчитанной дозе глупости", как противоядии надутой гордости "любителей слов". (И да, Беннетт не был бы собой, если бы в конце пьесы не вывел директора ровно с вот этой кошмарно-напыщенной речью про "открытый на имя каждого вклад в банке любви к слову", а Хайтнер не был бы Хайтнером, если бы не показал нам реакцию Ирвина в этом месте :))



Молодой и амбициозный Ирвин (Стивен Кэмпбелл Мур) ему и противостоит, и поклоняется. Как справедливо заметил Николас Хайтнер, на фоне Гектора ему трудно снискать симпатии. Он, как и положено временному учителю, нанятому специально для этой задачи, тренирует "на результат", что так любит и нынешняя школа, и тогдашняя (в лице уморительно гротескного директора - Клайва Мериссона) тоже, и что обычно начисто выхолащивает из образования - собственно, образование. Он дает "шпоры" по каждому вопросу и лайфхаки на все случаи жизни, в отличие от Гектора, который учит своих избранных заглядывать вглубь страниц. Нам с нашими ЕГЭ все эти метания близки и понятны. Но. Но еще Ирвин учит - задаваться вопросами, проводить параллели, искать неочевидные ответы и острые углы зрения. Обходить препятствия, прокладывать себе извилистые дорожки, которые приведут к цели. Быть - взрослым? Не он ли первым учит их, что это такое - жить реальную жизнь? И да, он меньше Гектора "рисуется на фоне" и больше всех болеет за их поступление - конечно, перешагивая ту безопасную грань, за которой ожидает неизбежная расплата кусками сердца.

Кто из них прав?

Вот здесь спрятано то, за что я больше всего этот фильм люблю - у него нет однозначных ответов.

Тут невольно приходит на ум "Общество мертвых поэтов" - и сеттинг похож, и проблематика в чем-то тоже. Я, на самом деле, "Общество мертвых поэтов" в юности обожала, да и сейчас люблю, но только с возрастом оно мне стало казаться... как бы это... немного young adult. Очень однозначный посыл у него. Китинг - хороший, администрация школы - ужасная, родители тоже вполне однозначно все пофэйлили, и вот вам результат. Но в конце все равно - "О, капитан мой, капитан!" и "Сapre diem!" и, несмотря на то, что "Поэты" - драма-драма, а "Историки", казалось бы, комедия, - на деле послевкусие после них у меня остается ровно наоборот.

Беннетт написал, мне кажется, очень раненую пьесу. Много пронзительной нежности и тщетности по отношению к людям - в том, как он ставит вопросы. В том, что у него нет ни одного морально однозначного персонажа. Это очень про то, как в жизни. Гектор - учитель от бога, И он делает совершенно непростительные вещи. И - ученики переживают его уход и пытаются его предотвратить. И - тот один из них, кто его заложил, в будущем станет судьей. И его коллеги болеют за него не меньше, и одновременно очень ясно понимают, где грань, и - "A grope is a grope. It is not the Annunciation!" сочетается в одной сцене с обсуждением на полном серьезе, что, если бы не случайность, ничего бы не вскрылось и работал бы он себе спокойно дальше.

- Думаешь, это оставит в нас след на всю жизнь?
- Хотелось бы надеяться.

И то, как показан сдвиг культурной парадигмы, со всеми этими античными и ренессансными идеями и отсылками к Одену. И попытка определить неопределимое - чтО есть эти, иногда внезапно нас настигающие, такие своеобразные отношения наставничества и ученичества - которые наша нынешняя культура уже почти полностью свела к массовому получению измеримого результата, но до конца выхолостить не смогла - а где не смогла, там плещется у самых ног зыбкое, странное, иногда опасное, не вписывающееся никуда. И - отражающийся и в Гекторе, и в Ирвине вопрос о цене: чем ты жертвуешь, от чего отказываешься в себе, чтобы оставаться учителем? Что происходит с тобой, когда ты переступаешь грань и перестаешь им быть? И остаешься ли (становишься ли) ты при этом собой? "Кто этот я?", как спрашивал незабвенный Фигаро.

И - возвращаясь бумерангом к их ученикам - он снова превращается в вопрос об успехе и успешности. О цене и о содержании образования и о том, как оно влияет и не влияет на последующую жизнь.

Мне нравится, как в фильме финал смягчен. Оригинальная пьеса сильно жестче по отношению и к Познеру, и к Ирвину, и Беннетт, помнится, в связи с Познером много говорил о том, что "лузер" - не английское понятие, и что это невозможно объяснить за пределами родной британской почвы :) Но тот условный хэппи-энд, который в фильме, он хоть немножко приглушает для меня под конец душевный сквозняк - а может, я просто их слишком люблю и по-девочковому рада, что хоть что-то в их жизни хоть как-то условно "нормально" :) (и да, я понимаю, что самый тру британский хэппи-энд был как раз в пьесе - из серии "в общем, все умерли (с), а кто не умер - тот жил долго и несчастливо" :)))

Ну и вот, на сладкое - любимая сцена, не могу не положить. Во-первых, это идеальное пособие по взлому границ, просто-таки учебник, и очень классно сыграно при том (про химию тут я вообще умолчу). Ну и во-вторых, это, конечно, простенький примерчик, но мне ужасно нравится, как выстроена мизансцена, в том числе - в пространстве. И театральная сыгранность чувствуется :)

жанр: комедия, актер: dominic cooper, жанр: мелодрама, раздел: фильм, актер: james corden, *рецензия

Previous post Next post
Up