Ну вот, в списке моих претензий к минувшему сезону кинонаград (
ненаграждение фильма "Three Billboards Outside Ebbing, Missouri" в номинациях "лучший фильм" и "лучший сценарий" на "Оскаре"- самый вопиющий момент, конечно, но у меня наберется еще с полдюжины вопросов по поводу номинантов и лауреатов различных кинопремий) появился еще один пункт - выпадение из оскаровской гонки британского инди-фильма "Film Stars Don't Die in Liverpool" из-за того, что прокат в Штатах начался только 29 декабря 2017 года.
Насчет основных номинаций (лучший фильм, режиссер, адаптированный сценарий) я не вполне уверена, но зато совершенно убеждена, что Аннетт Бенинг и Джейми Белл просто обязаны были выдвинуть на "Оскар" за их роли. Как на мой скромный вкус, в этом году в актерских номинациях были представлены гораздо более слабые работы. Да, я считаю, что Бенинг могла бы запросто заменить Мэрил Стрип и
Сиршу Ронан в этой категории, а Джейми Белл - обойти
Дэниэла Калую. Извините, никого не хотела обидеть, просто констатирую очевидный для меня факт.
И к слову сказать, британцы таки номинировали это кино на всё, что только могли, в отличие от своих заокеанских коллег. Да, фильм не вырвался в лауреаты на "БАФТА", потому что конкуренция была сильная, но он безусловно не прошел незамеченным на родине. И меня это радует, потому что это любопытное и многослойное кино, хотя оно и маскируется под обычную мелодраму большую часть времени. Я сейчас попробую сформулировать свои мысли по поводу. Надеюсь, что получится.
Если кто-то не в курсе, фильм снят по мотивам одноименных мемуаров британского актера Питера Тернера, написанных им в 1987 году. В них актер описывает свой роман со
звездой черно-белого голливудского кино Глорией Грэм, случившийся в конце 70-х, когда Тернеру не было и тридцати, а Глории уже исполнилось 55 лет. И нет, под романом подразумевалась не интрижка стареющей дивы с молодым мальчиком, а настоящая история любви - красивой, краткосрочной и трагической.
Актеры недолго пробыли вместе (лавируя между Лондоном, Ливерпулем, Лос-Анджелесом, Нью-Йорком, двумя карьерами - зарождающейся и угасающей), расстались в разгаре взаимного чувства и встретились снова, когда умиравшая от рецидива рака груди Глория попросила Питера отвезти ее в дом его родителей в Ливерпуле, где она намеревалась выздороветь, вопреки фактам и здравому смыслу. И откуда через какое-то время улетела в Нью-Йорк, чтобы в тот же день умереть там.
Отсюда и название фильма. Глория в последний момент решила, что хочет умереть дома. И ей это удалось, хотя затея с перелетом была очень рискованной, практически безнадежной. И нет, это не спойлеры, поскольку события в фильме происходят не в хронологическом порядке, так что зрителям сразу ясен финал, даже если они ничего не знают о жизни Глории Грэм.
Итак, в один не слишком прекрасный день в доме семьи Тернер в Ливерпуле раздается телефонный звонок от режиссера театра в Ланкастере, который сообщает Питеру, что Глории стало плохо во время спектакля, поэтому она в больнице. Питер мчится в Ланкастер, забирает любимую женщину и привозит ее домой, где вверяет заботам матери семейства. Это становится отправной точкой истории, а дальше перед зрителями начинают раскручиваться события последних двух лет, поданные в произвольном порядке и постоянно переносящие нас в разные времена, настроения, времена года и города.
У режиссера Пола Макгигана (хорошо знакомого нам по работе над сериалом "Шерлок") в буквальном смысле слова все двери ведут не туда, куда должны были бы вести по логике вещей. Питер открывает дверь в своем доме в 81-м и попадает прямиком в коридор лондонского доходного дома в 79-м, в их первую встречу с Глорией. например. Этот прием используется в фильме несколько раз и очень хорошо работает на общую идею картины, помогая зрителям понять причинно-следственные связи в отношениях героев и прочувствовать природу некоторых их поступков. И мы бродим по этим пространственно-временным коридорам вслед за Питером с Глорией, всё глубже проваливаясь в их историю, как Алиса в кроличью нору, и оказываясь то в Стране Чудес незамечающей ничего вокруг любви, то в Зазеркалье жестокой реальности. И от контрастов слегка рябит в глазах и кружится голова. От контрастов и еще от эклектики, многочисленных деталей и ярких пятен, которыми режиссер щедро пересыпает картинку. Иногда даже избыточно щедро, с уклоном в вульгарность. Но выглядит это уместно и правильно, здесь это явно фича, а не баг. Весь этот калейдоскоп в кадре служит одной цели - как можно более выгодно оттенить пару главных героев. Оттенить и некоторым образом отгородить от внешнего мира, которому придется временно подождать.
Вот это самое "отгородить" проделывается режиссером на нескольких уровнях. Во-первых, чисто технически, когда камера снимает Питера с Глорией как бы обособленно от остальной картинки. Во-вторых, киноверсия этой истории нарочито избегает всего, что было в их жизни до знаменательной встречи. Дети и бывшие мужья Глории едва упоминаются (а когда и упоминаются, то как еще один штрих к портрету актрисы, а не как самостоятельные личности), а родные Питера выписаны чуть ли не статистами, хотя они важны для сюжета и у них прилично экранного времени. Такое впечатление, что главные герои находятся на авансцене, а все остальные, люди и события, стоят в глубине сцены, выдвигаясь вперед только в случае необходимости и отступая назад, как только выполнят свою функцию.
И что же рассказывают нам главные герои? Я имею в виду, помимо истории об их любви и о смерти Глории? Много чего, на самом деле.
Фильм поднимает такие актуальные темы, как профессиональная востребованность женщин в возрасте, голливудский эйджизм и жертвы, приносимые на алтарь успеха. Кстати, мне еще и поэтому обидно, что фильм прошел мимо американских киноакадемиков, учитывая нынешнюю эпоху таких серьезных волнений на женские темы в Голливуде. Ладно, не буду к этому возвращаться, чего напрасно воду в ступе толочь. Поезд ушел, что теперь поделаешь. Лучше я все-таки о фильме продолжу.
Так вот, фильм весьма многослойный, как я уже написала выше, хотя и с сильной мелодраматической канвой. И главным достоинством этого кино являются исполнители главных ролей, конечно, от них периодически дух захватывает.
Аннетт Бенинг совершенно прекрасна в роли Глории. Она забавная, нелепая, грустная, веселая, раздражающая, жалкая, трогательная. Выглядящая то на 10 лет младше реального возраста, а то на 20 лет старше. И да, камера часто не льстит Бенинг в этом фильме, что обусловлено сценарием, но актриса явно не испытывает от этого дискомфорта. Она органична с первой до последней минуты на экране. Мне кажется, это одна из лучших ролей.
Ну и Джейми Белл. Сейчас будет неожиданное признание, ребятки. Несмотря на предыдущий абзац о прекрасности Бенинг, до конца подключиться к фильму эмоционально я смогла именно благодаря игре Белла. Именно он привнес в происходящее на экране нужный мне градус человечности, часто при этом играя одним лицом и глазами. И хотя трагическая роль в этом кино у Аннетт, до слез меня довел персонаж Джейми. Иногда сдержанно сыгранное страдание цепляет гораздо глубже, чем слишком детализированная препарация такового на экране.
И, господи-боже-мой, сцена с "Ромео и Джульеттой" в театре. Вот тут у меня начисто закончилась нервная система. Кто видел фильм, тот меня понял, а остальным советую запастись салфетками к просмотру. Это было очень мощно.
Что еще? Очень хорошая Джули Уолтерс в роли матери Питера Тернера. Но я вообще люблю ее и всегда рада видеть на экране. И Ванесса Редгрейв очаровательна в своей крошечной роли. И Стивен Грэм с Кеннетом Крэнэмом тоже абсолютно на месте.
И фильм ужасно грустный, конечно, но при этом в нем есть мягкий юмор и какая-то правильная интонация, не позволяющая режиссеру и актерам скатиться в слезовыжимательное кликушество.
И да, я очень оценила, что отношения Питера и Глории показаны обычной любовной историей без излишней фиксации их самих и всех окружающих на разнице в возрасте влюбленных. Просто встретились женщина с мужчиной, без оглядки на цифры и прочие глупости, как и должно быть в идеальном мире. Аминь.
Трейлер:
Click to view
Танцуют все:
Click to view
Аннетт и Джейми отвечают на вопросы о любви и возрасте:
Click to view