Collateral (TV Mini-Series, 2018)

Apr 03, 2018 15:19

Я очень хотела посмотреть этот минисериал по нескольким причинам. Во-первых, в качестве сценариста здесь выступает знаменитый британский драматург Дэвид Хэйр, автор прекрасных адаптированных сценариев к фильмам "Часы" и "Чтец". Во-вторых, заявленный жанр криминального триллера я люблю чрезвычайно, особенно в исполнении британских телевизионщиков. Ну и отличный каст, в-третьих. Кэри Маллиган, Джон Симм, Билли Пайпер, Никола Уокер. Звучит, как проект мечты любого бритомана, правда?
Так вот, не всё так просто, девочки и мальчики. И начинается это "не всё так просто" прямо с именитого автора сценария. Дэвид Хэйр умудрился вложить в минисериал не только весь свой талант и душу, но и всё свое недовольство общественно-политической системой современной Великобритании, чем вызвал восторг у одной части маститых критиков и резкое отторжение - у другой. Да и среди зрительской аудитории расклад примерной такой же.
Я со своим мнением оказалась где-то посередине между этих двух лагерей, что и попробую сейчас объяснить под катом. Надеюсь, что получится.
Начну с очевидного. Я безусловно уважаю и во многом разделяю политические убеждения Дэвида Хэйра. Да, моя мировоззренческая палитра не настолько чёрно-белая, в ней чуть больше оттенков, но основные постулаты у нас общие. Так что критиковать минисериал я буду с точки зрения вдумчивого зрителя, а не политического оппонента, поэтому имею наглость претендовать на некоторую объективность и неангажированность.
Итак, как я уже сказала, Хэйр взялся вскрывать в этом проекте все язвы современного мира в целом и британского общества в частности. Он поднимает в сценарии тему отношения к гуманитарным беженцам и экономическим мигрантам, что само по себе даёт почву для долгого и серьезного разговора, но драматург на этом не останавливается. Карьерный рост и равноправие женщин, проблемы ЛГБТ, лицемерие института церкви, манипулятивность политиков, посттравматический синдром у солдат после службы в зоне боевых действий, сексуальные домогательства на службе, умение справляться со скорбью, этические дилеммы в работе полиции и разведки, умение выстраивать отношения с отравляющими жизнь бывшими супругами…
Да-да, все эти чрезвычайно важные темы впихнуты в несчастные четыре 55-минутные серии, от чего у меня в итоге голова пошла кругом и чуть не лопнула. Слишком много всего, местами слишком интенсивно утоптано, а иногда наоборот материал подан очень поверхностно.
И я понимаю, что хотел сказать автор сценария, я даже благодарна ему за многие поднятые проблемы, но как по мне, знаменитому драматургу отказало чувство меры в этом проекте. Убери он пару-тройку сюжетных линий, сериал бы заиграл более живыми красками и перестал бы мчаться на впечатлительного зрителя со скоростью и пылом взбесившегося локомотива, сбивающего всё на своем пути.
Но чувство меры отказало сценаристу не только по части обилия сюжетных линий, увы. В последнем серии он уже откровенно перешел к лоббированию собственных убеждений с экрана. И хотя это было сделано не без изящества (преимущественно за счет мастерства актеров), я бы предпочла чуть меньше пафоса в финальном эпизоде. Если это покоробило даже меня, разделяющую взгляды Хэйра, представляю, как скрежетали зубами оппоненты при просмотре. А чего там представлять, собственно говоря? Поверхностный гуглёж отзывов о сериале моментально выдаёт набившие оскомину пассажи об излишней толерантности и либеральности европейцев. И мне очень жаль это говорить, но Хэйр дал своим оппонентам повод для побрюзжать, я не могу этого отрицать.
И тем не менее, это хороший проект. В нем качественная детективная линия, сюжет держит в напряжении, персонажи выписаны глубоко, а диалоги не лишены своеобразного черного юмора. Все актёры хороши в рамках поставленных им задач. Билли Пайпер и Никола Уокер абсолютно на своем месте, но особенно прекрасны Кэрри Маллиган и Джон Симм, чему я чрезвычайно порадовалась.
Маллиган играет детектива, только что получившего повышение и расследующего свое первое серьезное дело. И на её "счастье", случайное убийство доставщика пиццы выливается в водевиль с беженцами, контрабандой, двуличностью МИ-5, причастностью к делу армии и известного политика. Добавим к этому шестой месяц беременности героини и получим полный апофигей, ага.
Мне очень понравился персонаж Кип Гласпи. Никакого тебе блеска-каблуков-косметики-сексапила (господи, спасибо британскому ТВ за дивные образы тёток-полицейских), а исключительно ум, мягкий юмор и любовь к людям. Ага, те самые любовь и человеколюбие, которые смотрятся очень свежо на фоне легиона циничных женщин, заполонивших большие и маленькие экраны. Возможно, большое сердце детектива Гласпи и мешает ей немного в карьере, зато оно делает из нее чрезвычайно симпатичного персонажа.
Ну и вообще Кэри Маллиган умничка. Я всё никак не привыкну, что она уже такая взрослая дама.
А теперь о Джоне Симе, конечно. Да-да, я очень давняя преданная поклонница Симма, так что с энтузиазмом ловлю каждый его проект и с лупой препарирую сыгранный персонаж.
Так вот, очень хорошая здесь роль у Джона. Прежде всего, она выпадает из вереницы трагических непонятых персонажей, поселившихся у него в фильмографии в последние годы. Политик Дэвид Марс - хороший мужик с нормальной психикой и симпатичным чувством юмора, разве что временно издерганный из-за странных отношений с истеричной бывшей женой и стервой-начальницей. Но он довольно умело лавирует между всем этим, обаятельно матерясь, нянчась с дочкой (настоящая дочка Симма - мимими) и заручившись помощью секретарши, с которой у него прекрасные дружеские отношения.
И если во время просмотра минисериала "Травма" меня колбасило оттого, что Симму и Лестеру приходилось вытягивать на себе слабый материал, то здесь этого не случилось. Хэйр хорошо выписал роль для Джона.
Ну и отдельное спасибо Симму от меня за то, что обличительная речь его персонажа в адрес Великобритании была исполнена с неподдельной искренностью и мягкой человечностью, что изрядно снизило пафос написанного автором сценария текста и сделало этот монолог более личным.
И я не знаю, как вы отнесетесь к этому проекту, а я восприняла его криком души в этом дурацком мире, где в правительствах сидят глубоко непорядочные люди, а в обществе царят ксенофобия и нетерпимость во всех её проявлениях. И мне это очень понятно по-человечески, я много и горячо высказываюсь на эти темы, но я бы предпочла чуть более изящную подачу материала с экрана и не такое откровенное морализаторство.
Но я все равно с чистой совестью рекомендую этот минисериал, особенно поклонникам Мэллиган и Симма. Как я уже сказала выше, они прекрасны в этом проекте. На этом у меня всё, пожалуй.

image Click to view



































актриса: carey mulligan, актриса: billie piper, актер: john simm, жанр: триллер, актриса: nicola walker, *рецензия, раздел: сериал

Previous post Next post
Up