Путешествия Гулливера // Gulliver's Travels (1996)

Jan 03, 2017 10:32





Прошло много месяцев прежде чем я смог смотреть на человека в зеркале без отвращения.
Прекрасный англо-американский минисериал, ныне почти забытый, причем незаслуженно. Лучшая экранизация "Путешествий Гулливера", да и пожалуй всего творчества Свифта, самое точное отображение духа его сатиры.

Я бы даже воздержался от совета по семейному просмотру, несмотря на рейтинг, так как слишком серьезно и глубоко затронуты темы истинно свифтовской мизантропии, особенно в финальном эпизоде с пребыванием корабельного хирурга в стране гуингмов. В остальном это блестящее и богатое зрелище с хорошей работой режиссера и сценариста, отличной игрой именитых актеров (в эпизодах блистают Омар Шариф, Питер О'Тул), что совершенно нехарактерно для телеформата того времени. Впервые в одном проекте были экранизированы почти все путешествия Гулливера включая Лапуту и даже страну струльбруггов.
Одной из темных дождливых ночей в свой дом, после непрерывной девятилетней одиссеи, возвращается Лемюэль Гулливер. Все его имущество заключается в потрепанном костюме и сумке набитой всякими странными записями и рисунками. Кроме того его психическое состояние очень нестабильно: поначалу он предпочитает спрятаться в конюшне и избегает встречи с женой, далее почти любая попытка контакта с внешним миром дает толчок к буйному переживанию прежних приключений, что воспринимается окружающими как приступы буйного помешательства. Реальность окружающая бывшего корабельного хирурга сама по себе тоже неприветлива - его дом теперь принадлежит другому врачу. купившему практику уехавшего Гулливера, его жена от безденежья пошла к нему в служанки. Сюрпризом оказывается наличие Тома, милого мальчугана примерно девяти лет, вроде как сына Лемюэля, по крайней мере его жена Мэри утверждает, что на момент ухода его в море была беременной. Как бы то ни было именно, этот сорванец и оказывается наиболее преданным новообретенному отцу человеком, внимательно выслушивающим его "бред", верящим в него и желающим по настоящему помочь. Тем более, что нынешний хозяин дома, получивший место предшественника, имеет планы получить и его семью, для чего оперативно организовывает отправку бывшего корабельного врача в психушку. Что совсем нетрудно, учитывая неадекватное поведение Гулливера с резкими и непредсказуемыми для окружающих переменами настроения во время одного непрерывного рассказа о своих приключениях.


Стройное и логичное повествование будет явлено только нам, зрителям, все же остальные: Мэри, Том, врачи и санитары психушки, ее пациенты, и финальный консилиум с привлечением досужей публики, хватают только отдельные отрывки и крупицы этой одиссеи, постоянно прерываемой обстоятельствами и медицинскими препаратами. И именно мы по настоящему поймем, что же так изменило душевное состояние героя, его повадки и мировоззрение. Вся эволюция характера идет и с эволюцией жанров в каждой стране пребывания. Так, в Лилипутии Гулливер смотрит свысока на простых жителей и высшую знать, здесь много иронии и юмора. Мелочные дрязги даже в великих волнах с Блефуску и тупоконечниками к которым привлекают Человека-Гору. Этакая знакомая Лемюэлю старая добрая Англия только намного меньше размером.
В Бробдингнеге, наоборот, Гулливер сам видит мелочность собственной страны, ее политического и общественного устройства. В тщетной попытке разъяснить королеве и двору (сплошь состоящим из мулатов в париках и одеждах эпохи Просвещения, очень похожее на Гаити времен Дессалина) разумность и неизбежность того стиля управления который принят на его родине, он удостаивается с их стороны уничижительной, полной презрения оценки как своей страны так и ее правящей элиты. Все взвешено, оценено и принято пустышкой , как и он сам, даже несмотря на демонстрацию возможностей неизвестного гармоничному обществу великанов свойств пороха, в следствии которой едва не разнесен вдребезги тронный зал. Именно та сатира которую видел Свифт по отношению к Англии, жесткая и беспощадная.

Приключения на летучем острове Лапута, побег и пребывания в "гостях" у эксцентричного историка, имеющего возможность вызывать из тьмы великих полководцев и философов (в книге это остров Глаббдобдриб), а также искушение бессмертием в плену у струльбруггов имеют несколько другой характер в отличии от всего повествования. Тут скорее порой веселая а порой жуткая борьба Гулливера с самим собой, с собственным понятным каждому преклонением перед псевдонаучными авторитетами, попытками найти утешение в прошлом, желанием физического бессмертия.

Все это подводит к главному апогею как и в книге - попаданию в страну гуингмов. Тут уж дух Джонатана Свифта наверное впервые за все время с с начала первых экранизаций перестал вертеться в гробу. Впервые самое главное путешествие и его итог показаны так как и должно, со всей мизантропией декана собора Св. Патрика. Тут талант Теда Дэнсона исполнившего роль Гулливера, достиг по настоящему гамлетовских вершин. Душераздирающий монолог перед консилиумом психиатров и публики из горожан, пришедших по обычаю поглядеть на забавного сумасшедшего просто пронзает своей горечью и пессимизмом. Йэху показаны на уровне каннибалов из итальянских эксплуатационных лент семидесятых, грязные и отвратительные создания, одержимые лишь агрессией и похотью. Тщетные попытки Гулливера стать своим среди общества разумных лошадей, обречены на поистине эпичный провал за которым следует фактически попытка самоубийства после изгнания на утлой лодчонке в океан. И спасение, которого не хочет человек изгнанный из рая.
Как ни странно последующий за этим долгожданный хеппиенд картину совсем не портит, потому как он не окончателен, финальные слова Гулливера вынесенные в эпиграф говорят о гармонии и счастье как о продолжающейся работе над собой.Trailer

image Click to view

жанр: экранизация, актер: peter o'toole, *рецензия, актриса: kristin scott thomas

Previous post Next post
Up