Делюсь тем, что нашла сама. «Труппа Ее Величества» - (цитирую аннотацию) первый выпуск серии актерских портретов, написанных театроведом, критиком журнала «Сеанс» Лилией Шитенбург. В книгу вошли семь ярчайших представителей британской актерской школы. Среди них классики, наследие которых изучают в театральных академиях: Алек Гиннесс, Питер О’Тул, Том Кортни, Мэгги Смит, и сверхпопулярные звезды современности - Колин Ферт, Бенедикт Камбербатч и Мартин Фриман. Автор обстоятельно пишет о пути, пройденном каждым из ее героев в театре и кино.
Книга небольшая, в мягком переплете, но та нежность, четкость и уважительность тона, которым исполнена каждая глава («Алек Гиннес. Джедай Ее Величества», «Том Кортни. На длинной дистанции», «Мэгги Смит. Принцесса Греза», «Питер О’Тул. Человек и сверхчеловек», «Колин Ферт. Англичанин и континент», «Мартин Фриман. Большой маленький человек», «Бенедикт Камбербатч. Партия консерватора») - изумительны. Читать эту книгу одно удовольствие. Для примера отрывок, опубликованный в журнале «Сеанс».
Для Ферта этот сюжет и в самом деле начинался с «гордости и предубеждения»: он категорически отказывался сниматься. Использовал классический аргумент прирожденного мистера Дарси: роман Джейн Остин был «возможно и хорош, но не настолько, чтобы привлечь его внимание». Отчасти это происходило из снобизма и упрямства: «дамская литература» и ассоциации со скучными, буржуазно-благопристойными экранизациями на ВВС не вызывали энтузиазма у бунтаря (а он ведь был бунтарь). А отчасти - потому, что актер сразу увидел главный парадокс роли: мистер Дарси, обязанный мгновенно убедить публику в своей исключительности, был практически лишен средств внешней выразительности. Его жестко регламентированное поведение должно было оставаться загадочным, а поразительные поступки - внезапными. Казалось, что играть там нечего. Но продюсер Сью Бертуистл была непреклонна.
Взявшись за роль Дарси (Колин Ферт утверждал, что в конце концов оказался не в силах противиться обаянию истории), актер избрал единственно верный принцип: Less is more, как говорил Роберт Браунинг. Чем тоньше оценка, неуловимее улыбка, статичнее поза, сдержаннее жест, неподвижнее мимика - тем концентрированнее эмоция, динамичнее внутренние процессы и красноречивее молчание. (Гримеры сделали из Дарси брюнета с байроническими кудрями, осветители добавили контрастности, оператор не скупился на нижние ракурсы, и актер поддержал замысел, буквально прожигая взглядом все живое.) Не только жилеты и браммеловские шейные платки мистера Дарси были образчиком дендизма - но прежде всего сама актерская манера, диктующая тщательный отбор оценок и красок, расходуемых в гомеопатических дозах. С редкими «нарушениями режима», вроде сцены, где получивший отказ герой - взрослый солидный мужчина (ему уже почти тридцать пять), столь виртуозный в высокомерии, иронии, раздражении и дурном настроении, - мерит фирменными размашистыми шагами деревенские дорожки и смешно морщится на ходу от сердечной муки и чрезвычайной досады. Кажется, еще чуть-чуть - и он вспомнит, что значит плакать. Его репутацию спасет только деликатность вовремя потупившейся камеры.
Колин Ферт мог опасаться отсутствия эффектных внешних проявлений в роли, но именно он, уже доказавший свою профессиональную способность «в ореховой скорлупке быть властелином мира», был создан, чтобы сыграть упоительные остиновские недомолвки и изысканно-целомудренные стилистические эллипсы. С тщательно накопленной непринужденностью произнести невинное: «Мы оба не выступаем при посторонних» - и всего лишь лишний раз моргнуть, едва заметно задохнувшись от обжигающей интимности невозможного «мы». Превратить все эти намеки на «чувства, изменившиеся с апреля на противоположные» в проявления открытой страсти - это был и вправду достойный вызов.
Весь отрывок Теперь немного технического
Лилия Шитенбург - по специальности «театровед». С 1992 по 1993 год - корреспондент «Петербургского театрального журнала». С 1995 по 1998 год - корреспондент газеты «Вечерний Петербург». С 1998 по 2003 год театральный обозреватель газеты «Смена». С 2006 года - главный редактор газеты Александринского театра «Империя драмы». Публиковалась в журналах «Театральная жизнь», «Театр», «Итоги», «Город», «Красный», «Собака.ru», «Посев», газетах «Коммерсантъ», «Деловой Петербург» и др. Руководитель раздела «Театр» и автор ряда статей энциклопедии «Новейшая история отечественного кино. 1986-2000».
Журнал «
Сеанс» - чёрно-белый журнал о кино, издаётся в Санкт-Петербурге. Основан в 1989 году Любовью Аркус и Александром Голутвой. Выходит два раза в год, с 1990 года. По предложению Константина Эрнста с 2006 года «Сеанс» является соавтором и консультантом программы «Закрытый показ» Александра Гордона. С 2008 года «Сеанс» совместно с продюсером Артемом Васильевым инициировал работу над проектом «Кино открытого действия» - серией роликов социальной рекламы, посвященной детям, находящимся в различных группах риска. К настоящему времени проведены съемки трех пилотов, которые осуществили продюсер Артем Васильев, режиссеры Сергей Бодров-старший, Павел Костомаров и Александр Расторгуев, операторы Алишер Хамидходжаев и Федор Лясс, звукорежиссер Максим Беловолов, актеры Артур Смольянинов и Максим Лагашкин. В апреле 2014 года «Сеанс» провел первую в Санкт-Петербурге ретроспективу Стэнли Кубрика в рамках которой в кинотеатре «Аврора» было показано четыре фильма Кубрика. А в сентябре 2014 года «Сеанс» совместно с CoolConnections организовал в рамках кинофестиваля «Амфест» первую в России Ретроспективу Уэса Андерсона, которая прошла в пяти городах.
Книгу можно купить в сети. Например, на Озоне. Она недешевая, но в качестве подарка другу - отличный вариант. Всем доброго вечера!