Думаю, никому тут не надо рассказывать, что ирландец Киллиан Мёрфи - это не только ценный мех обладатель многократно воспетых журналистами и режиссёрами глаз, но и потрясающий, разноплановый, всегда новый и неожиданный актёр-“хамелеон”. Он не устаёт повторять во всех интервью теми или иными словами: "Я актёр потому, что хочу играть разные роли. Разнообразие - вот моя единственная цель в карьере" (RainbowNetwork, 2006). К сожалению (или к счастью, как посмотреть), Мёрфи отдаёт особенное предпочтение независимому кино, так что многие фильмы с его участием проходят мимо возможных зрителей. Сегодня я предлагаю вашему вниманию первую часть краткого экскурса в его фильмографию (до 2006го года) - а вдруг найдётся что-то интересное, никогда не знаешь.
Дисклеймер: чукча не писатель, потому критических разборов не будет, будут только личные впечатления. По той же причине пропущу те работы, с которыми незнакома (их не очень много, в основном короткометражки).
Очень краткая биографическая справка Киллиан Мёрфи родился и вырос в пригороде Корка. Посещал католическую школу, где впервые и вышел на сцену; однако в те времена актёрство его ещё не захватило - он собирался стать рок-звездой. Вместе с братом они создали группу "The Sons of Mr. Greengenes" (по названию одной из песен Фрэнка Заппы). В 1996 году Мёрфи начал изучать право в Университетском колледже Корка, однако почти сразу провалил экзамены, потому что особо и не старался - быстро понял, что это не для него. Примерно в то же время Киллиан увидел театральную постановку "Заводного апельсина", и она разожгла в нём настолько сильный интерес, что он преследовал режиссёра этого спектакля до тех пор, пока тот не дал ему шанс поучаствовать в прослушивании для театральной компании Corcadorca. И понеслось.
Мёрфи получил роль в спектакле "Disco pigs", положив таким образом начало долгой и плодотворной дружбе с драматургом Эндой Уолшем. Изначально предполагалось, что спектакль будет идти в Корке три недели. В итоге тур закончился через два года, в течение которых спектакль проехал через Европу, Канаду и Австралию. Разумеется, с учёбой в университете и даже игрой в группе это плохо совмещалось, так что Киллиану пришлось выбирать. Он начал сниматься в короткометражках и небольших независимых фильмах, что наконец приводит нас к сути поста.
Фильмография 1999 - SUNBURN (Солнечный ожог) Милейший фильм про юного обаятельного раздолбая, который бежит от пугающей ответственности из Ирландии в Америку на летние заработки после того, как его подружка отказывается делать аборт. Там он, конечно же, находит друзей (и не только друзей), развлекается, грустит, вляпывается в новые проблемы, - и неизбежно меняется. Смотреть, если в организме наблюдается критическая нехватка лета и солнца.
2001 - ON THE EDGE (На краю) Главный герой Джонатан молод, умён, язвителен, но не особенно счастлив. После похорон отца он прыгает в угнанный BMW, отрывается напоследок, а потом направляет машину с обрыва. И остаётся жив. Встав перед выбором - тюрьма или психушка, - выбирает последнюю, не планируя, впрочем, надолго там задерживаться или расставаться с планом покончить с жизнью. Вынужденные посещения групповой терапии и разговоры с лечащим врачом (великолепный Стивен Ри) заставляют Джонатана, его новообретённого друга Тоби (Джонатан Джексон) и привлекательную, хотя и очень странную девушку Рэйчел (Триша Весси) начать разбираться в себе и причинах своей боли. Очень хороший, пусть и не особенно оптимистичный, фильм. Юмор и драма в нужных пропорциях, актёры (хотя и молодые) выкладываются в полную силу. Наверное, особенно близок тем, кого в подростковом возрасте терзала та же проблема, что и главного героя (подсказка).
2001 - HOW HARRY BECAME A TREE (Как Гарри превратился в дерево) Основанный на древней китайской сказке фильм рассказывает историю одержимости одного ирландца в 1920е годы. После смерти жены фермер Гарри (Колм Мини) решает наполнить жизнь новым смыслом по принципу "величие человека измеряется силой его врагов", и выбирает в качестве своего врага владельца паба Джорджа (Эдриан Данбар) как самого успешного человека в деревушке (хотя тот и не сделал Гарри ничего плохого). Гарри всячески пытается испортить Джорджу жизнь, причём зачастую чужими руками. А на линии перекрёстного огня оказывается сын Гарри по имени Гас (Мёрфи) - тихий и застенчивый парень, который влюбляется в привезённую Джорджем "на выданье" девушку.
Не знаю, как вас, а меня больше всего всегда пугали произведения, в которых герои сами придумывают себе проблемы поэтому я так сильно не люблю Джейн Остин, погружаются в этот выдуманный мир всё глубже и глубже, и в результате совершенно перестают видеть мир реальный. Если они при этом начинают ещё и другим мешать жить - вообще труба. Так что это один из самых жутких когда-либо виденных мною фильмов (впрочем, [спойлер]для героя Мёрфи всё закончилось относительно хорошо - уж точно куда лучше, чем можно было предположить, - так что хоть это меня успокоило). Но посмотреть стоит обязательно, хотя бы ради потрясающей игры Колма Мини и Мёрфи. Одна проблема: насколько я знаю, фильм не переводился на русский, и даже приличные субтитры найти не удалось - только не особенно точный перевод с сербохорватского.
Трейлер встроить не получается, вон он по внешней ссылке, а тут просто картинка.
2001 - DISCO PIGS (Дискосвиньи) Спектакль оказался настолько успешным, что пьесу Уолша экранизировали, и Мёрфи снова сыграл главного героя. Рождённые в один день, выросшие в смежных квартирах, Свин (Мёрфи) и Свинка (Элейн Кэссиди) живут в собственном мире, говорят на известном только им языке и мало интересуются окружающими (разве что в качестве объектов насмешек). Но родители Свинки не в восторге от этой странной дружбы, тем более что Свин пугает их своей агрессивностью и нестабильностью, и однажды они просто съезжают с квартиры, а дочь переводят в закрытую школу. Свин, который не представляет жизни без девушки, отправляется на поиски. И находит. Но распавшийся симбиоз уже не восстановить, потому что Свинка увидела мир за пределами их дружбы.
Я читала критические отзывы от людей, которым посчастливилось увидеть спектакль: мол, фильм получился куда слабее. Им виднее, конечно, но меня это кино поразило. История смерти самой лучшей, казавшейся единственной в своём роде дружбы, возведённая в десятую степень, плюс первая любовь, плюс ещё детская жестокость, плюс отличный саундтрек (песня на заключительных титрах - "So new", - кстати, авторства самого Мёрфи, им же и спета). Плюс, само собой, захватывающая дух актёрская работа - такая, на которую смотришь, затаив дыхание, но в то же время хочется отвести взгляд от экрана, потому что происходящее там слишком откровенно и страшно. Не могу, однако, его посоветовать всем, только на свой страх и риск: смотреть очень тяжело, и потом долго не отпускает.
2001 - THE WAY WE LIVE NOW (Дороги, которые мы выбираем) Мини-сериал, экранизация романа Энтони Троллопа. Через несколько недель после прибытия в Лондон финансист Огастес Мелмотт, чье происхождение окутано таким же мраком, как и источник его богатств, объявляет о создании новой компании, пообещав сказочные прибыли всем, кто готов принять участие в его предприятии. Мелмотта окружает толпа богемных аристократов, хитроумных вдовушек и алчных нуворишей, и всех их объединяет желание откусить кусочек от финансового пирога, испеченного Огастесом Мелмоттом. (описание с кинопоиска) Смотреть стоит уже хотя бы просто потому, что это британская костюмная драма - жанр, заслуженно пользующийся всеобщим уважением. А также ради актёров: Дэвид Суше, Мэттью Макфейден, Ширли Хендерсон, Дуглас Ходж, Энн-Мари Дафф, Максин Пик, Дэвид Брэдли и многие-многие другие - чего ещё желать? Мёрфи в роли молодого идеалиста Пола Монтегю, мечтающего построить железную дорогу.
2002 - 28 DAYS LATER (28 дней спустя) И тут мы наконец подошли к тому фильму, который прославил нашего героя на весь мир и дал ему необходимый толчок в мир большого кино. Синопсис, наверное, и не нужен: все этот фильм либо смотрели, либо хотя бы наслышаны. Дэнни Бойл сделал с жанром зомби-хоррора (да, я знаю, что формально это не зомби-хоррор, но именно так фильм обычно воспринимают - и по этой причине, кстати, многие не хотят его смотреть, что меня отдельно огорчает) то, в чём он давно нуждался: очеловечил его и придал динамики. Заражённые здесь - не более чем фон, главное же действие происходит в маленьких забаррикадированных квартирах или огромных охраняемых военными поместьях. Главное - то, как люди ведут себя после апокалипсиса, то, как они приспосабливаются (или нет), как меняются. По краям шкалы Фрэнк (Брендан Глисон) и майор Вест (Кристофер Экклстон): первый не желает менять своего отношения к людям, по-прежнему им верит и готов спасать каждого; второй видит в выживших только ресурс, пушечное мясо или способ продолжать род. А посередине Селена (Наоми Харрис), которая хоть и нацелена выживать любой ценой, но всё-таки ещё верит в лучшее в людях. Джиму (Мёрфи) приходится хуже всех: его мгновенно выбрасывает в этот мир из комы, без возможности хоть как-то привыкнуть к происходящему и осознать, каково его место в этом всём. Что касается [подготовки к съёмкам] насилия в конце фильма, мне просто нужно было понять, как он к этому пришёл. Когда играешь что-то жестокое, часто нужно уединиться где-нибудь в тишине и взвинтить себя, вытащить из себя то, что в повседневной жизни не проявляется. И в этом-то и заключается главная идея фильма - каждый может сделать подобное. По большому счёту, между нами и заражёнными нет особой разницы. (Empire Online, 2002) Конец фильма, однако же, на удивление оптимистичен - во всяком случае тот, что вошёл в окончательную версию (есть альтернативные, куда более печальные, концовки - причём сам Мёрфи предпочитает именно их). Продолжение, при всех его плюсах (Роберт Карлайл!), было лишним, на мой взгляд. У этого фильма, на мой взгляд, есть только один недостаток (не исключаю, что художественно оправданный, впрочем): плохое качество изображения. Зато есть и такое достоинство, которое переплёвывает всё остальное, - саундтрек: один раз услышав "In the house - In a heartbeat" во время той самой страшной заключительной сцены, забыть её уже невозможно. И ещё, маленькая подсказка: если вы когда-то давно смотрели этот фильм, а потом побывали в Лондоне, - пересмотрите опять (хотя бы начало), неописуемые впечатления гарантированы.
2003 - INTERMISSION (Разрыв) Парень предлагает девушке взять перерыв в отношениях, чтобы проверить её на прочность, а она вдруг соглашается и быстро находит ему замену. Полицейский сомнительных моральных качеств отчаянно хочет сняться в реалити-шоу. Ещё один парень испытывает проблемы интимного характера. А ещё одна девушка внезапно понимает, что у неё и впрямь есть усы. Что связывает всех этих (и многих других) людей? А вот смотрите и узнаете. Ну и сюжетообразующее ограбление, которое (по неписаному закону всех криминальных комедий) идёт категорически не по плану. Очень чёрная, очень ирландская комедия. Помимо сюжета, смотреть можно ради: а) Колина Фаррела с родным ирландским акцентом; б) бесценного знания о том, как можно употреблять коричневый соус (простите, я не силён в кулинарии и не знаю, есть ли устоявшийся перевод его названия); в) водителя автобуса, который по громкой связи сплетничает с пассажирами. А также каст: уже упоминавшийся Колм Мини, Келли Макдональд, Ширли Хендерсон, Дэвид Уилмот (имя вряд ли что-то скажет, но если вы смотрели Ripper street, представьте молодого и безбородого сержанта Артертона) и другие знакомые лица.
2003 - GIRL WITH A PEARL EARRING (Девушка с жемчужной серёжкой) 1665 год, голландский город Дельфт. В дом художника Йоханнеса Вермеера приходит 16-летняя девушка Гриет, чтобы работать служанкой. Вскоре она обращает на себя внимание живописца, потому что, несмотря на свой юный возраст, Гриет тонко чувствует не только результат творчества, но и сам процесс, механизм создания полотен, которым суждено будет жить в веках. Однажды Вермеер обращается с просьбой к Гриет - позировать ему для новой картины… (описание с кинопоиска) Это очень красивое кино. Свет поставлен потрясающе, и некоторые кадры, да простят меня настоящие знатоки живописи, выглядят не хуже картин Вермеера. Плюс восхитительные Скарлетт Йохансон и Колин Ферт. Но биопики (тем более вымышленные) - это жанр на любителя, так что советовать однозначно не могу. У Мёрфи тут роль довольно скромная (помощник мясника, влюблённый в Гриет).
(трейлер с голландскими субтитрами не потому, что кино про голландца, просто этот куда лучше пафосного официального)
2003 - COLD MOUNTAIN (Холодная гора) Кровавый период Гражданской войны в США: американский конфедерат Инман пытается добраться с линии фронта домой, в Холодную Гору (штат Северная Каролина), где оставил свою возлюбленную Аду. Ада пытается выжить одна в разоренном тылу. На помощь ей приходит бродяжка Руби, которая учит светскую барышню азам ведения хозяйства… (описание с кинопоиска) Тут у Мёрфи тоже очень маленькая роль, зато Джуд Лоу, Николь Кидман и Рене Зельвегер, которая за эту роль даже получила Оскара, плюс хорошие отзывы от критиков (я смотрела этот фильм очень давно и плохо помню, так что больше ничего добавить и не могу).
2005 - BATMAN BEGINS (Бэтмен: начало) Тут тоже и без синопсиса всё ясно. Не всем, однако, известно, что Мёрфи изначально пробовался на роль самого Брюса Уэйна. Отрывок из допматериалов, где Нолан говорит (в общих чертах): "На роль Уэйна он не подходил, но его игра была невероятной, так что все в команде взяли его на заметку. Я пошёл в студию и попросил взять его на роль Крэйна".
Кристофер Нолан: "у него удивительные глаза; я всё время придумывал причины заставить его снимать очки на крупных планах" (я честно била себя по рукам, чтобы обойтись без упоминаний глаз, но Нолан сам сказал, так что и мне можно немного пофангерлить).
И о личном: собственно, для меня тесное знакомство с фильмографией Мёрфи началось именно с этого фильма. Точнее, через 7 лет после его выхода, когда я села пересматривать первые две части трилогии в порядке подготовки к третьей. И пропала где-то на месяц, пока не пересмотрела всё, до чего можно было дотянуться. Так что доктор Крэйн занимает особое место в моём сердце, и так полном психопатов всех мастей (вот такая вот девичья слабость).
2005 - RED EYE (Ночной рейс) Лиз, менеджер отеля, летит домой после похорон бабушки. Рейс задерживают, и во время ожидания в аэропорту она знакомится с Джексоном, обаятельным молодым человеком, а потом ещё и оказывается в соседнем с ним кресле в самолёте. История любви с первого взгляда? А вот фигушки. Совы не то, чем кажутся, а случайностей не бывает, и место работы героини вдруг оказывается самым важным в сюжете. Очень крепко сбитый триллер, не дающий отвлечься ни на секунду. Мёрфи в роли профессионального киллера - чего ещё желать? Бонусом в небольшой роли шотландец Брайан Кокс (лирическое отступление: мне как-то довелось поболтать с ним после спектакля и с тех пор особенно приятно видеть его на экране, уж очень приветливый и доброжелательный человек оказался).
2005 - BREAKFAST ON PLUTO (Завтрак на Плутоне) И вот наконец-то мы добрались до него! Не могу сказать, что это лучшая роль Мёрфи (тем более что сам Киллиан вообще свои роли не сравнивает: "ты хорош ровно настолько, насколько хорош твой самый недавний фильм"), но это совершенно точно один из самых лучших фильмов, которые я видела в жизни.
Киттен хочет только двух вещей в жизни: любить и быть любимой, а ещё найти свою мать. Проблема в том, что по паспорту она Патрик Брэйден, гражданин Ирландии, а мать предположительно живёт в Лондоне, а на дворе 70е года - время наибольшей активности IRA, ирландской республиканской армии. Закончится всё хорошо, но по дороге персонажам - и нам вместе с ними - придётся очень многое пережить.
Про этот фильм совершенно невозможно рассказывать, его нужно смотреть. Им нужно вдохновляться. Киттен - удивительный пример неиссякающего оптимизма и безграничного доверия. Это может быть опасно, но, если начистоту, только такое отношение к жизни стоит того, чтобы её проживать. Не все люди, с которыми Киттен сталкивалась, оказывались стоящими доверия, иногда она еле выбиралась из передряг живой, - но веры не теряла. Киттен - на первый взгляд такая хрупкая, такая слабая, - на поверку оказывается крепче и сильнее всех мужественных героев вместе взятых, и мне кажется, что силы она берёт именно оттуда - из веры в людей. Этой веры хватало даже на то, чтобы менять окружающих: полицейские, пытающиеся выбить признание из опасного террориста Брэйдена, в конце концов нежно выносят избитую и обессиленную Киттен из камеры на руках (Киттен даже в такой момент не теряет чувства юмора: Если бы я не была террористом-трансвеститом, вы бы женились на мне?) и уводят особенно уязвимую в тот момент девушку с улицы, чтобы устроить её на относительно легальную и безопасную работу. И этой веры хватило на то, чтобы в конце концов найти семью - не ту, на которую она рассчитывала, а даже лучше. Киттен, словом, - мой герой. Этот фильм нужно смотреть всем. И часто. Он очень... терапевтический.
Про игру Мёрфи только скажу, что хотя я начала смотреть фильм именно потому, что он там есть, совершенно ничего не зная о сюжете и персонажах, - с первого же кадра вообще забыла, что Киттен кто-то там играет. Я видела человека, причём настолько живого и настоящего, что казалось - она вот-вот шагнёт с экрана в комнату и начнёт болтать. И мне очень хотелось, чтобы шагнула, потому что иметь такого друга - это счастье. Ну и, конечно же, я с первого же кадра видела именно женщину. Такую, которой никогда даже не надеюсь стать сама. Для подготовки к роли он, к слову, и впрямь переодевался и шёл тусоваться с трансвеститами в Лондоне (немного зная город, предполагаю, что в Сохо). "Это потрясающие люди, восхитительные. Очень добрые и оберегающие. Они всего лишь хотят выглядеть красиво - не такое уж большое дело. Это просто самовыражение. Кто-то любит рыбачить, кто-то - одеваться в женскую одежду" (Empire, 2006). И ещё цитата: "Я не думаю, что это кино специально ставит какие-то вопросы. Всё очень просто: Патрик всего лишь хочет красиво выглядеть и быть любимым. Это, пожалуй, прежде всего кино про победу невинности. Оно затрагивает некоторые проблемы, вроде предрассудков и политического насилия, но только косвенно. По большей части это кино про человека, который отправляется в путешествие, и про то, как путешествие становится целью" (RainbowNetwork, 2006).
Если я вас ещё не убедила, то вот список (и то неполный) актёров: Лиам Нисон, Брендон Глисон, Стивен Ри, Рут Маккейб, Шарлин МакКенна, Иэн Харт, Лиам Каннингем (в небольшой, но о-о-о-очень запоминающейся роли). И прекрасный саундтрек.
А ещё там есть далек. Правда, это очень грустная история.