В 1995 году на заре туманной юности телеканал НТВ показывал сериал “Отец Браун” с Кеннетом Мором в главной роли. Мне было двенадцать, я уже знала Шерлока Холмса, Пуаро c мисс Марпл, Мегрэ и адвоката Пэрри Мейсона. Я была готова к этой встрече.
...Это была любовь с первого взгляда:) Мор казался живым воплощением честертоновского героя: маленький, простой человек, говорящий большие, мудрые слова, человек, для которого распутывание преступлений - часть его добровольного долга перед Богом.
Маленькие детективы Честертона - это романтические сказки, философские размышления в обёртке детективного сюжета: немудрено, что это оказалось нужным и важным чтением в мои двенадцать дет:)
*почти офф-топ: меня так очаровала музыка этого имени - Кеннет Мор, что я дала его одному из героев своего рукописного романа. Впрочем, имя “Кеннет” до сих пор кажется мне одним из самых красивых британских мужских имён*.
Здесь нужен титр: “Прошло много лет”.
Уж сколько раз твердили миру… Уж сколько раз говорено-переговорено о том, что сыщик в современном детективе - это не герой без страха и упрёка; скорей всего, у него самого скелетов в шкафу побольше, чем у иного главгада. Современный зритель любит, чтоб у героя было трудное детство (чем трудней, тем лучше), мрачное прошлое (желательно с массовыми расстрелами, контузией и бегством из плена), чтоб его бросила жена/родные/дети/друзья (нужное подчеркнуть)... Ну, и конечно, чтоб он был мизантропом, социопатом, страдал синдромом Аспергера или, на худой конец, банальным алкоголизмом.
Согласна: такие герои нужны. В конце концов, сыщики из классических детективов в стиле нуар именно такие: нелюдимые, мрачные типы с крепкими кулаками и тёмным прошлым. Жанр, знаете ли, обязывает.
Современные детективные сюжеты - это не хитроумные истории с убийством в запертой комнате, это не мышьяк в кофе для тётушки, подсыпанный ради скорейшего получения наследства… Нынешний детективный сюжет - это маньяки, это похищенные дети, это тайные, самые грязные пороки… Даже тонны наркотиков и торговля оружием не столь увлекательно смотрятся в сюжете, как расчленёнка и совращение малолетних.
"Новый" отец Браун - в исполнении Марка Уильямса - не герой нашего времени. В своём роде он уникален, ибо является цельной натурой, без нравственных метаний и мучительных перерождений.
Патер Браун не толерантен, потому что он вообще не делит людей по каким-либо признакам. Он не разделяет мир на чёрное и белое, он умеет наслаждаться маленькими земными радостями - булочками, джазом, хорошей книгой и кружкой пива; у него зоркое сердце, он отличает грехи от мелких слабостей, а главное - он умеет сочувствовать и прощать.
Не менее симпатичны и те, кто вольно и невольно помогают патеру в его расследованиях: секретарь прихода миссис МакКарти (Сорха Кьюсак; о шляпках миссис М. можно залепить отдельный пост, но оставлю это дело специалистам), леди Фелисия Монтегю (Нэнси Кэррол) и гуляка праздный Сид Картер (Алекс Прайс). К четвёртому сезону эта троица уже полностью взяла на себя роль помощников патера (в первых сезонах они были сквозными персонажами, но участвовали в расследованиях не столь активно).
Разумеется, есть и те, кто не слишком рад детективному энтузиазму патера Брауна: полиция. Классическое противостояние сыщиков профессиональных и сыщиков-любителей меняет краски от сезона к сезону: сначала это был инспектор Валентайн (Хьюго Спир), усталый скептик, похожий на героя эпохи нуара (впрочем, нужно помнить, что события разворачиваются в начале 1950-ых годов, так что это как раз нужная эпоха), затем появился инспектор Салливан (Том Чэмберс), молодой герой недавней войны, убежавший в Кэмблфорд от собственных тайн (которые нам так и не рассказали, гады:)); в четвёртом сезоне появился инспектор Мэллори (Джек Дим) - таким любят изображать Лестрейда: комично упорствующим в своих ошибках.
...Конечно, патер Браун - идеальный герой. У него нет тех черт, что так часто свойственны сыщикам современных детективов. Но он и почти не похож и на честертоновского героя.
Патер Браун Уильямса - это фигура отца. А отец - это не не только вожак и наставник, это прежде - и более - всего защитник. Мне кажется, именно это было причиной для Фламбо (и я говорю не только о сериале, но и о книгах) стать его другом. Мятежная, расколотая душа Фламбо должна была отыскать “тихую гавань” - спокойную, ненавязчивую доброту патера Брауна, чтобы хоть иногда укрощать собственных демонов.
Я осмелюсь напомнить вам свою любимую фразу из эссе Честертона “Радостный ангел”: “Сказки не повинны в детских страхах; не они внушили ребенку мысль о зле или уродстве - эта мысль живет в нем, ибо зло и уродство есть на свете. Сказка учит ребенка лишь тому, что чудовище можно победить”.
Волшебные сказки - это всегда путь героя, это его поиск: он преодолевает препятствия, борется со злом, чтобы в конце обрести то, что искал: счастье, богатство, признание, семью. А что есть детектив, как не современная сказка? *я, кажется, уже говорила об этом, правда, рассуждая о Шерлоке Холмсе* Только герои нынешних “сказок” вынуждены бороться не только с чудовищами “внешними”, но и теми, что живут внутри них самих.
И я хочу сказать, что это замечательно, когда есть такой герой, не ищущий ни славы, ни богатства, у которого нет “внутренних чудищ”, а “внешних” - предостаточно. Мы привыкли к тому, что герои небезупречны, потому что жизнь небезупречна, что нет чёрного и белого.
Но, к счастью, есть патер Браун, земной герой, облачённый в чёрное, но обладающий сердцем, светлым и ясным, как летний день.