Выходные дни - отличный повод потратиться на мини-сериал ВВС. На этот раз подберем костюмированную драму, экранизацию современного викторианского романа Мишеля Фейбера с одноименным названием. Поводов для просмотра может быть два: отличный каст (Ромола Гарай, Крис О’Дауд, Аманда Хейл, Ричард Э. Грант, Марк Гейтисс, Берти Карвел, Джиллиан Андерсон, Блейк Ритсон, Ширли Хендерсон, Алан Уильямс, Рози Кавальеро) и отличная адаптация современной, очень неплохой британской книги. Добавим костюмы, музыку и режиссуру Марка Мандена («Ярмарка тщеславия», «Утопия», «Черные паруса», «База Куантико»), и вечер перестанет быть томным.
Сюжет
Центром повествования и книги, и сериала станет наследник парфюмерного дела, скромный представитель своего (19) века Уильям Рэкхэм (Крис О’Дауд). Наш герой мечтает стать писателем, но его незадачливый брак с хрупкой Агнесс (Аманда Хейл), привел его фактически к банкротству. Агнесс - мечта любого представительного мужчины. Кукольная, невинная до зубовного скрежета, чувствительная и полностью зависимая от собственного супруга. Одна беда, полностью неподготовленная к жизни, Агнесс не справляется с навалившимся браком и почти сходит с ума. В поисках утешения Уильям (а вы что хотели?) подается в бордель, где встречает легендарную юную проститутку по кличке Сахарок (или Конфетка, в другой озвучке). Сахарок (Ромона Гарай) полная противоположность жены - страстная, смелая, даже дерзкая, но тоже полностью подчиненная своему клиенту. Уильям покупает себе Сахарок всё чаще, а потом и просто перевозит её в свой дом. Откуда ему знать, что ласковая и столь поддерживающая его проститутка тайком пишет роман - месть, в котором с удовольствием на страницах «убивает» своих клиентов, мужчин, погубивших её, её подруг, мать, друзей. Остальное спойлеры.
Click to view
О книге
Человек воистину современный, Уильям Рэкхэм являет собою то, что можно назвать суеверным христианским атеистом, а именно, верует в Бога, который, хоть Он, быть может, и не отвечает больше за восходы солнца, сохранность Королевы или подачу хлеба насущного, но все же, когда что-то идет вкривь и вкось, первым оказывается на подозрении. © Мишель Фейбер
По заверениям российских издателей, Мишель Фейбер начал «Лепесток» еще студентом и трижды переписывал его на протяжении двадцати лет. Этот объемный, диккенсовского масштаба роман - живое, пестрое, прихотливое даже, повествование о людях, предрассудках, запретах и обычаях Англии девятнадцатого века. Книга вышла в 2002 году, а название ей дала строчка из поэмы Альфреда Теннисона. Роман вполне современный не только рождением, но и приемами. В ней история показана глазами фактически каждого персонажа, а время от времени автор обращается к читателю напрямую. Его можно смело назвать (и автора, и роман) феминистическим), ведь не смотря на центральное положение Рэкхема, всё так или иначе посвящено грустной теме рабства женщины, её зависимости в «мужской» реальности, беззащитности перед лицом агрессии и слепоты. Впрочем, это касается не только женщин. Еще один персонаж достоин самого отдельного упоминания, брат Уильяма - Генри (Марк Гейтисс), разрывающийся между фанатической верой в бога и греховной тягой к женщине, вдове Фокс (Ширли Хендерсон). Вдова, ирония автора и своего века, глава благотворительного фонда, помогающего проституткам. А в дебрях всего этого спрятан ребенок.
Click to view
Книга отлично написана, динамично, но не дидактично. Ко всему, по всему тексту романа спрятаны мета-тексты: Уильям мечтает стать писателем, Сахарок пишет свой «кровавый» роман, Генри - проповеди, Агнесс ведет дневник. Часть событий понимается или раскрывается через это.
Сам Мишель родился в Нидерландах, школу заканчивал в Мельбурне, вместе со второй женой эмигрировал в Шотландию. Интересно, что сам себя считает шотландцем. Шотландцы не против такого «земляка», сейчас увенчанного всеми возможными литературными наградами. Но номинация «Лепестка» на Букер сильно осложнилась его по-прежнему голландским гражданством.
Его первый роман - был историей ужасов, второй - повестью о репетициях церковной капеллы. «Лепесток» стал третьей, и принес автору успех и славу. Он стал бестселлером в США, Италии, Франции, Голландии и Бельгии. Сложно сказать, как у нас, но рецензии на него в сети вполне восторженные.
О сериале
Неужели единственная цель современного мира состоит в том, чтобы разрушать идеалы и вскармливать цинизм? © Мишель Фейбер
Об адаптации романа ВВС было объявлено в 2010 году. В Великобритании его ожидали. 4 серии вызвали в основном благожелательные отзывы, не без яростных исключений. Впрочем, это случается с каждой хорошей работой. Звездный состав предполагал большую заявку, но был те, кто считал его избыточным (кто эти люди, кому бывает много хороших актеров?). Упрекали в «сказочности», в излишней феминизации темы (ну-ну), но подчеркивали стильность, смелость и открытый финал работы. Думаю, тут судить вам самим, но атмосферность, яркость и зрелость этой работы безусловна.
Ромола («Сенсация», «Суфражистка», «Час», «Эмма») традиционно хороша и обаятельна в роли прекрасного Сахарка (или Конфетки, как уверяют некоторые порталы). Крис О’Дауд («Голгофа», «Святой Винсент», «Компьютерщики», замечательная версия спектакля «О людях и мышах») решает тут непростую задачу: его герой стержень - сюжета и один из самых неоднозначных его героев. Следить за решениями актера в этом случае неподдельное удовольствие. Ко всему, его взаимодействие с партнершами - отдельный бонус каждой из серий.
Click to view
Каждый из актеров заслуживает отдельного упоминания, но какой тут (по секрету) Марк Гейтисс! Собственно он, а не роман, привел меня в сериал, но спускаясь за одним, не теряешь, а только приобретаешь остальное. Генри, трогательный и безумный, тема - отдельного разговора. Тем более в партнерстве с Ширли Хендерсон («На игле», «Гарри Поттер» (кто не помнит Плаксу Миртл), «Доктор Кто», «Смерть в раю», «Хэмиш Макбет»).
Click to view
Работа Джиллиан Андерсон была отдельно отмечена критиками и поклонниками. Скажем так, тут её такой… не ожидаешь. В остальном традиционно прекрасно и блистательно.
Итого
Время возвышает всякого, кто достоин того. © Мишель Фейбер
Оператор проекта Лу Кроули («Агент», «Долгая дорога к свободе», «45 лет»). Композитор - Кристобал Тапия де Веер («Утопия», «Люди», «Трактир «Ямайка»). Четыре серии укладываются в 3 часа 56 минут. Художником по костюмам выступила Энни Саймонс («Пустая корона», «Доктор Живаго», «Шекспир на новый лад», «Демоны Да Винчи», «Большие надежды» (мини-сериал, 2011), «Дракула» (мини-сериал, 2013), фантастический «Переживая за Боя», «Дворец Джо», «Суинни Тодд», «Спасите Грейс», «Ночной дозор» (1995)).
Click to view
Художник - постановщик проекта Грант Монтгомери («Казанова» (с Теннантом), «Птичья песня», «Переживая за Боя», «Острые козырьки», «Мисс Марпл Агаты Кристи», «Бесстыдники», свежий «Беовульф», «Смерть приходит в Пемберли», «Трактир «Ямайка»», «Танцы на грани», «Льюис»). Что к этом у еще можно прибавить?
Click to view
Всем добрых выходных!