2 октября 1904 года родился Грэм Грин (Henry Graham Greene), литературный обозреватель, кинокритик, эссеист, английский шпион и католический писатель-моралист. Мне лучше не сказать, чем Джон Ле Каре написал о нем: «Когда я был молодым писателем, Грин был для меня чем-то вроде путеводной звезды. Я имел счастье встретиться с ним двадцать пять лет тому назад, в Вене и, подобно остальным, подпал под обаяние его магии, его власти над людьми. Он обладал потрясающей непокорностью, независимостью духа… <…> Грин будет жить и потрясать еще долго после того, как эти клеветники сойдут со сцены. Потому что у него было все, о чем они могли только мечтать: острый ум, отточенное перо, умение лепить характеры, строить сюжет, и главное - всепоглощающее, огромное чувство сострадания, благодаря которому он навсегда останется среди первых имен мировой литературы». Пройдемся сегодня бегом по некоторым экранизациям книг Грина.
В праздник, если остаться дома, дня как не бывало, но если ты идешь, скажем в три места, то тем самым праздник удлиняется в три раза. © Henry Graham Greene
Он родился в Беркампстеде (графство Хартфордшир). Учился в Беркампстед-скул, где его отец был директором, потом в Бейллиол-колледже Оксфордского университета, одновременно поступил на работу в табачную компанию, понадеявшись с ее помощью попасть в Китай. Затем недолгое время сотрудничал в местном еженедельнике. В 21 год принял католичество, а в 27 женился на Вивьен Дейрелл-Браунинг. С 1926 по 1930 служил в отделе писем лондонской «Таймс». После успеха своего первого романа «Человек внутри» (1929) из журналистику ушел и начал писать детективные и социальные романы. В конце 1930-х путешествовал по Либерии и Мексике, составив две книги путевых заметок «Путешествие без карты» (1936) и «Дороги беззакония» (1939). С 1941 по 1944 как сотрудник министерства иностранных дел находился в Западной Африке, где разворачиваются события его романа «Суть дела» (1948). Первая экранизация его романа была снята в 1934 году.
В отношениях между людьми нежность и ложь стоят тысячи правд. © Henry Graham Greene
Я начну с культовых. «Третий человек» (The Third Man) с Джозефом Коттеном и Орсоном Уэллсом 1949 года, снятый режиссером Кэролом Ридом. Фильм получивший гран-при 3-го Каннского кинофестиваля (1949), премию BAFTA (1950) в номинации «лучший британский фильм» и премию «Оскар» (1951) за лучшую операторскую работу. Не менее легендарна музыка Антона Караса, написанная для этого фильма. Картина неоднократно признавалась одним из величайших фильмов в истории кинематографа: в 1999 года Британский институт кино признал «Третьего человека» лучшим британским фильмом всех времён.
Click to view
Это действительно классика британского криминального нуара, просто нуаристей не придумать. Действие фильма происходит во второй половине 1940-х годов в полуразрушенной послевоенной Вене. Город разделён на четыре зоны оккупации: американский, английский, советский и французский секторы, а центр города, так называемая «международная зона», управляется всеми четырьмя союзниками совместно. В городе, вследствие недостатка практически любого товара, процветает чёрный рынок. По приглашению друга детства Гарри Лайма (Орсон Уэллс) в Вену приезжает автор вестернов, американский писатель Холли Мартинс (Джозеф Коттен). Добравшись по адресу, он узнаёт от дворника (Пауль Хёрбигер), что Гарри совсем недавно погиб в результате несчастного случая, произошедшего прямо под окнами его дома: его сбила машина. Мартинс успевает только на похороны друга, где встречает офицера британской военной разведки майора Кэллоуэя (Тревор Ховард) и загадочную красавицу Анну (Алида Валли). После похорон Кэллоуэй предлагает писателю выпить в баре, расспрашивает про Лайма, а затем, убедившись в полной непричастности Мартинса к расследуемому им делу, рассказывает, что Гарри Лайм был одним из главных венских гангстеров. Мартинс, знавший Лайма 20 лет, решительно отвергает такую возможность и даже пытается вступить в драку с майором. Дальше сами. Да, сценарий фильма адаптировал сам Грэм Грин, а режиссер этого фильма легендарный сэр Кэрол Рид - знаменитый британский режиссер.
Click to view
Несчастье, как и набожность, может войти в привычку. © Henry Graham Greene
Сестра Грина Барбара говорила, что его ум иногда пугал ее как своей проницательностью и остротой, так и своей жестокостью. Она восхищалась его не сентиментальностью, но отмечала, что «с ним всегда приходилось полагаться только на себя: если попадешь в беду, он может настолько заинтересоваться твоей реакцией, что забудет тебе помочь». А мы переходим к картине «Конец романа» (The End of the Affair) - фильм 1999 года по одноимённой повести (1951) Грэма Грина, снятый Нилом Джорданом с участием звезд мирового экрана Рэйфа Файнса, Джулианны Мур и Стивена Ри. Снова в центре повествования писатель, снова тайны, загадки, ненависть и номинации на «Золотой глобус».
Click to view
Из приятных бонусов Иэн Харт, Джейсон Айзекс, Хизер-Джей Джонс, невероятная музыка Майкла Наймана.
Click to view
Ересь - всего лишь другое название свободы мысли. © Henry Graham Greene
Грин интересен тем, что одинаково любим читателями и высоколобыми критиками. Сложно сказать прост он или пуст, но многие из его произведений - завораживают. Как например, следующую британская лента по мотивам романа Грэма «Тихий американец» (The Quiet American). Режиссер - австралиец Филлип Нойс (Phillip Noyce), а в главных ролях - Майкл Кейн и Брендан Фрейзер. Сайгон, 1952 год. Опытный британский журналист Томас Фаулер живет в экзотическом восточном раю, найдя свое счастье в объятиях юной красавицы Фонг. Приезд молодого американца Пайла развеивает скуку Томаса, уставшего от местных политических стычек и интриг, но когда Пайл признается, что страстно любит Фонг, их дружба превращается в острое противостояние. Как итог, номинация на «Оскар», угадайте кому.
Click to view
Слава - самое сильное возбуждающее средство. © Henry Graham Greene
Хотите чего-нибудь посвежее. Пожалуйста, «Брайтонский леденец» (Brighton Rock), 2010 год. Режиссер - Роуэн Жоффе (Rowan Joffе), возможно памятный по триллеру с Колином Фёртом и Николь Кидман (там еще есть чудный Стронг) «Прежде, чем я усну». В ролях Сэм Райли, Андреа Райзборо, Хелен Миррен, Джон Хёрт, Филип Дэвис, Энди Серкис, Шон Харрис, Джофф Белл. Достойная экранизация, отличная драма.
Click to view
В своих мыслях человек всегда свободнее, чем в речах. © Henry Graham Greene
На деле в биографии Грина много по-настоящему драматических коллизий, достойных отдельной экранизации. В школе, где отец был директором, над ним издевались настолько, что довели парня не только до клинической депрессии, но и нескольких попыток суицида. В 1926 году он обращается в католичество, объясняя это так: «Я должен был найти религию, соразмерную с моими грехами». Когда критики принялись исследовать вопросы веры в его книгах, Грин выражал недовольство, говоря, что ненавидит выражение “католический писатель". Грин несколько раз побывал кандидатом на Нобелевскую премию, он так и не получил ее. Но мы отвлеклись.
Отвлечемся на американскую телевизионную экранизацию Грина из-за трех, нет, четырех прекрасных британцев, да и самой экранизации. «Десятый человек» (The Tenth Man) 1988 года. Да, чуть не забыла, режиссер тоже британец, Джек Голд (Jack Gold), а в ролях: Энтони Хопкинс, Кристин Скотт Томас, Дерек Джекоби, Сирил Кьюсак и много еще кто. Это мини-сериал, номинации на «Золотой глобус» и прекрасная музыка. В основе сюжета - история респектабельного французского правозащитника Жана Шавеля, стихийно попавшего в заключение во время Германской оккупации, а после окончания войны, возвратившегося в уже совершенно другой город и в другую жизнь.
Click to view
В сердце у нас живёт безжалостный тиран, готовый примириться с горем множества людей, если это принесёт счастье тем, кого мы любим. © Henry Graham Greene
В 70-х годах XX века в Италии было модно вести диалог между коммунистами и католиками. И вот на одну из таких встреч коммунисты пригласили Грэма Грина как представителя католической интеллигенции. В зале висело напряженное ожидание. Но Грэм Грин первой же своей фразой снял напряжение и расположил к себе аудиторию. Он вышел на трибуну и сказал: «Знаете, у вас, коммунистов, и у нас, католиков, есть много общего». Грин дождался конца аплодисментов и продолжил: «И у вас, и у нас руки по локоть в крови». А у нас на повестке дня немного неожиданная вещица и блистательная Мэгги Смит. «Путешествия с моей тетей» (Travels with My Aunt), американцы, 1972 год, режиссер Джордж Кьюкор (George Cukor). На похоронах своей матери банковский клерк Генри Пуллинг знакомится со своей тетей, немолодой эксцентричной женщиной, которая втягивает его в водоворот приключений. Номинации на «Оскар», прекрасная музыка, и не самая простая вещица. Как и всегда у Грина.
Click to view
Писательский труд - это своего рода лечение. Я порой удивляюсь, как те, кто не сочиняет, не пишет музыки или картин, умудряются спасаться от безумия, тоски или панического ужаса, заложенных в человеческом бытии. © Henry Graham Greene
Грэм Грин определял свой роман «Наш человек в Гаване» (Our Man in Havana) как «фантастическую комедию». Произведение можно считать одновременно сатирическим изображением работы британской разведки и пародией на шпионские романы. Да, ему при этом удалось создать политический роман, который читается с легкостью детектива, оставляя простор для размышлений. Конечно у нас есть чудесная экранизация, британский фильм режиссера ... Кэрола Рида. 1959 год. Сюжет фильма, в целом, соответствует сюжету романа. Действие происходит на Кубе времён Батисты. Скромный продавец пылесосов Уормолд неожиданно становится резидентом британской разведки. Чтобы как-то оправдать денежное вознаграждение, он начинает выдумывать агентов, якобы им завербованных. К удивлению Уормолда, его фальшивые донесения воспринимаются всерьёз - не только начальством, но и врагами. В ролях: Алек Гиннесс, Бёрл Айвз, Морин О’Хара, Пол Роджерс.
Click to view
Шампанское, если вы хотите дознаться истины, развязывает язык лучше всякого детектора лжи. Оно поощряет человека к откровенности, даже к опрометчивости, в то время как детекторы лжи побуждают его лгать изощреннее. © Henry Graham Greene
Грин был способен поддерживать хорошую физическую форму не прилагая к этому никаких усилий. Когда его спрашивали как ему это удается, он отвечал, что пьет и ест все, что ему хочется, и хвастался (в том числе Фиделю Кастро), что никогда не занимался спортом. После плотного обеда он иногда говорил: «Теперь самое время для трубки», - имея в виду опиум. Раз уж мы об этом заговорили, то стоит упомянуть «Комедиантов» (The Comedians) - еще одну прекрасную экранизацию одноименного романа Грина. Действие происходит в 1960-е годы в Порт-о-Пренс (Гаити). Страной управляет диктатор Франсуа Дювальежелезной рукой подавляющий любое инакомыслие, при помощи своей преданной гвардии - тонтон-макутов. Главный герой Браун (Ричард Бартон) - хозяин роскошного столичного отеля. Он озабочен, главным образом, своим бизнесом и пытается остаться вне политической борьбы. Скучающая жена посла одной латиноамериканской страны Марта Пинеда (Элизабет Тейлор) флиртует с Брауном и между ними завязывается роман. Для полного счастья тут есть Алек Гиннесс (майор Джонс), Питер Устинов (посол и муж Мануэль Пинеда), а также музыка и номинации на «Золотой глобус» и прочее. Картина американская, франко-американская, если точнее.
Click to view
Кого видишь своими глазами, труднее ненавидеть, чем того, кого воображаешь. © Henry Graham Greene
В 30-е и в начале сороковых он написал более пятисот рецензий на фильмы, книги и пьесы, главным образом для «Спектэйтора». Кинообзоры Грина читаются и сейчас, зачастую они лучше, чем фильмы, которые он превозносил или громил. «Неадекватное чувство реальности» Хичкока раздражало Грина, Грету Гарбо он сравнивал с прекрасным арабским скакуном и тепло принял новую звезду Ингрид Бергман. Когда у Хичкока были сложности со сценарием к «Я исповедуюсь» (I Confess), Грин отказался помочь режиссеру, заявив, что заинтересован в экранизации только собственных книг. Но мы уже поняли, что он был ... немного нуарен.
Способность Грина вызывать шумиху, его розыгрыши часто выводили его в заголовки. Он выдвинул «Лолиту» Владимира Набокова на «Книгу года» в «Санди Таймс», одобрял участников «Great Train Robbery». В письме в «Спектейтор» он предложил схему для банкротства британской почтовой системы. В 50-е внимание Грина перешло с религии на политику. Он жил в отеле “Маджестик” в Сайгоне, совершал поездки в Гонконг и Сингапур. В 1953 побывал в Кении, освещая восстание Мау-Мау, в 1956 году провел несколько недель в Польше, пытаясь помочь музыканту перебраться на Запад. А еще откровенно шпионил на британскую разведку. Было ему о чем и с чего писать свои романы.
Click to view
Еще немного классики? Тогда «Поверженный идол» (The Fallen Idol), 1948 год, снова Рид, три номинации на «Оскар», сценарий адаптировал сам Грин. Рассказанная в этом триллере от лица ребенка драматическая история развертывается в иностранном посольстве в Лондоне. Посол уезжает и оставляет своего не по годам развитого и наделенного богатым воображением сына Фелипе (Хенри) на попечение дворецкого Бэйнса (Ричардсон) и его жены (Дресдел). Мальчик идеализирует доброго и участливого Бэйнса, но ненавидит его злобную, сварливую жену. Бэйнс и машинистка посольства Джули (Морган) уже давно поддерживают любовную связь, Фелипе подслушивает, как они договариваются прекратить свои отношения. Эту информацию миссис Бэйнс вытягивает из Фелипе, а затем устраивает мужу отвратительную сцену. В приступе ревнивой ярости она случайно падает с лестницы и разбивается насмерть. Мальчик слышал, как она упала, но своими глазами не видел. Когда полиция начинает расследование, Фелипе боится, что его «идол» будет арестован. И-зу-ми-тель-на-я картина!
Click to view
А как она снята!
Click to view
Это далеко и далеко не всё. Есть чудесный «Почетный консул» (The Honorary Consul) 1983 года с Майклом Кейном, Ричардом Гиром, Бобом Хоскинсом и музыкой Стенли Майерса. Сейчас о нем редко вспоминают, но в своё время он покорил капризных американцев. Да, но это классика своего времени.
Click to view
Знаете, как известный британский журналист и писатель Малкольм Маггеридж о Грэме Грине: «Грин, как доктор Джекил Стивенсона, не способен добиться гармонии внутри себя. В нем идет борьба, которая не может не прорываться на поверхность. Однажды он сказал мне, что ему просто необходимо кого-нибудь разозлить, потому что он ощущает почти физическую потребность в конфликте». Мне конфликты не нужны, потому срочно умолкаю.
Полный перечень
экранизаций Грина здесь. Достаточно
подробная биография писателя здесь.
А это бонус (британский бонус) для любимого друга. Свежая (относительно) короткометражка с Полом МакГанном «Местечко рядом с Эджвер-роуд» (A Little Place Off the Edgware Road), 2013 года.
Click to view
Всем доброго дня!