Если вы соскучились по искрометному безрассудству комедий в стиле «Дживса и Вустера»; если вы давно и страстно влюблены в грустные глаза великолепной Анны Чэнселлор или восхищены талантом и осанкой Тоби Стивенса; вам хочется чего-то бездумного, озорного, сладостно буффонадного, лишенного всякого моралите и упоительно счастливого, то эта постановка для вас. Комические пьесы варьете божественны, даны как дар уставшим держать лицо. Просто для того, чтобы ты нахохотался вволю, вытянув ноги в полумраке кинозала, забыв на два часа о любых неотложных делах.
Начнем сначала. Пьеса была возобнавлена специально для юбилея Chichester Festival театра. К 50-летию подготовили особый сезон («отдающий дань уважения прошлому, но не прекращая движения в будущее»), состоящий из восьми очень различных постановок. Но нас интересует только одна. В обновленной постановке пьесы Ноэла Кауарда главные роли достались Тоби Стивенсу и Анне Чэнселлор. Режиссером выступил Джонатан Кент, а шли спектакли с 28 сентября по 27 октября 2012 года. Теперь немного отвлечемся на саму пьесу.
Ноэл Пирс Кауард - блистательный английский драматург, актер и режиссер. Его первая пьеса «Предоставляю это вам» была поставлена в 1920 году. Но настоящей сенсацией стала вторая работа, поставленная в 1923 году пьеса «Водоворот», где Кауард выступил как автор и исполнитель главной роли. Затем последовали «Не слишком много строгих правил», «Сенная лихорадка», оперетта «Сладости с горчинкой», где не только либретто, но стихи и музыка также были написаны Кауардом. Ноэл был невероятно трудолюбив и активен, в тридцатые, сороковые, пятидесятые годы из-под его пера выходят работы одна за другой. Кроме этого он играет на сцене, пишет роман, выступает со статьями. Его легкие, ироничные, прекрасно абсурдные пьесы считаются классикой «английской комедии», часто экранизируются и охотно ставятся на подмостках всего мира.
Первая постановка нашей пьесы состоялось 24 сентября 1930 года на сцене театра «Феникс» в Лондоне. Элиота играл сам Ноэл Кауард, Виктора - Лоуренс Оливье. С тех пор Элиота в разное время исполняли Роберт Стивенс, Ричард Бертон, Алан Рикман и Мэтью Макфейден. Аманду - Элизабет Тейлор, Мэгги Смит, Ким Кэтролл и Линдсей Дункан. Помните мы говорили о байопике «Тейлор и Бертон», так вот «Частные жизни» именно та пьеса, которая ненадолго вновь свела великих супругов. Стоит ли говорить, что за постановками комедии стоят имена великих режиссеров: Джона Гилгуда, Говарда Дэвиса и Ричарда Эйра. Первый раз она была экранизирована еще в 1931 году.
Изначально второй акт с его откровенными любовными сценами, считался излишне смелым, скандальным, из-за чего часто стыдливо перекраивался. Возможно, именно это привело к тому, что о пьесе забыли, ставили время от времени без особого успеха, пока в 80-е Элизабет Тейлор и Ричард Бартон не подарили ей вторую жизнь. С тех пор она триуфально шествует не только по лонднским театрам, но и по всему миру. Трактовки бывают совершенно неожиданны, так в сети можно найти пиратский вариант спектакля с Аланом Рикманом и Линдси Дункан в главных ролях. Их версия попыталась передать темную сторону этой игривой истории. Но вернемся к сюжету. Точнее той канве, которая позволяет сценам не распадаться.
Click to view
Перед нами гостиница французского курортного городка. Терраса, которую делят на две половины поставленные в ряд кадки с невысокими деревцами. В глубине каждой половины - створчатые двери, с небольшими навесами. Параллельно рампе идет балюстрада. По обе стороны от зеленой «границы» одинаковая плетеная мебель: пара кресел и стол. Восемь часов вечера. Где-то неподалеку играет оркестр. Открываются двери правой части террасы, и появляется Сибилла Чейз, хорошенькая блондинка. Так начинается история Элиота и Аманды. Молодых, красивых, богатых и разведенных. Точнее, повторно женатых. По варьетешному (такого слова нет в русском) стечению обстоятельств Элиот с молодой женой Сибилл селится по соседству с бывшей женой Амандой и её новым мужем Виктором. Обе пары приехали провести здесь свой медовый месяц, не предполагая подобной встречи. Дальше начинается здоровая кутерьма, а мы пока отвлечемся на прекрасных актеров.
Анна Чанселлор (Anna Chancellor) - вечная аристократка британского театра, кино и телевидения. Что не удивительно, ведь Анна родилась в 1965 году в семье знатных родителей. Училась в Лондонской академии музыкального и драматического искусства. Первым заметным появлением на большом экране стала эпизодическая роль Генриэтты в фильме «Четыре свадьбы и одни похороны». Мы помним ее по ролям в «Автостопом по галактике», «Одноклассницах», «Гордости и предубеждении», чудесном сериале «Немного за сорок». За роль Ликс Сторм в телесериале «Час» она была выдвинута на премию «BAFTA TV». Кому-то она запомнилась во «Флеминге», кому-то по роли миссис Лейтон в «Воспоминаниях о будущем». Лично я ради ее леди Анстратер вернулась к просмотру «Аббатства Даунтон». А как радовалась появлению любимой актрисы в «Penny Dreadful». Анна давно заслужила отдельного рассказе здесь у нас, потому что любое её появление на экране - всегда феерверк и праздник.
Click to view
Click to view
Click to view
К Анне вернусь отдельно, а пока Тоби Стивенс (Toby Stephens), актер, которому определено задолжала больше, чем один пост. Он родился в Лондоне семье очень знаменитых британцев: Мэгги Смит и Роберта Стивенса. У него есть старший брат Крис Ларкин, актер о котором мы тоже редко вспоминаем, а зря. Но дело собственно в том, что хотя Тоби не так знаменит за рубежом, как его царственная мама, в Британии он всеобщий любимец, он любимый актер ВВС.
Тоби обучался в Лондонской академии музыкальных и драматических искусств. Его кинокарьера началась с роли Отелло в фильме «Орландо» в 1992 году. Дальше можно перечислять десятками: Орсино в «Двенадцатой ночи» 1996 года, Гилберт Маркхем в «Незнакомке из Уайлдфелл-Холла», юный Фрэнк в «Космических ковбоях» (2000), Фергюс Вульф в «Одержимости». Ким Филби в «Шпионах из Кембриджа», доктор Ник Хендерсон из «Воскрешая мертвых», Эдвард Рочестер в телеверсии «Джейн Эйр» 2006 года, принц Джон в «Робин Гуде», капитан Флинт в «Черных парусах». Эпизодические роли в «Льюисе» и «Пуаро Агаты Кристи», главная - в сериале «Vexed» (мы писали о них). Это не говоря о театре, в котором он общепризнанная звезда. Как и в матери, в нем отлично уживаются все возможные ипостаси: от откровенного паясничества до глубочайших драм. Что не говори, а смотреть на него - незамутненное удовольствие.
Click to view
Click to view
Click to view
Сибилла: (подходя к балюстраде). Она ведь была красивая, да? Эта твоя Аманда?
Элиот: Очень.
Сибилла: Красивей меня?
Элиот: В миллион раз.
Сибилла: Эллиот!
Элиот: Она была красивая, гибкая, с тонкими изящными руками, с длинными стройными ногами, и танцевала она грандиозно. Ты, кстати, тоже неплохо танцуешь.
Сибилла: Может, она и на рояле играла лучше чем я?
Элиот: На рояле она вообще не играла.
Сибилла: То-то. Может, у нее были лучшие организаторские способности?
Элиот: Не было. И еще у нее не было твоей матери.
Сибилла: Мне кажется, ты не очень-то любишь мою мать.
Элиот: Не люблю? Да я ее терпеть не могу!
Сибилла: Поверь, в глубине души она очень хорошая.
Элиот: Значит, до такой глубины я еще не докопал.
Click to view
Так чего ждать от пьесы? Ничего. Кроме прекрасных актеров и их безалаберных героев. Комедия положений не желает думать и делать выводы. Она смеется и плачет, танцует, курит, поет, азартно целуется и не предполагает ничего более. Пьеса Кауарда тяготеет к театру абсурда, потому герои в спешке и праздничной суете вдруг произносят вполне серьезные вещи, и ведут себя так, словно невидимый скальпель точно и только что надрезал нам несуществующий слой краски и обнажил нечто настоящее за пьянящими репликами. Но-но! Это английская пьеса, а значит она ни в коем случае не делает никаких громких заявлений. Зачем, если все в этом мире можно обыграть? Версия режиссера Джонатана Кента (он ставил «Женщину без тени» в Мариинском театре) почти прозрачна в своем стиле. Классические декорации, прекрасная музыка 40-х, множество деталей интерьера во втором акте и незамысловатое следование контексту. Просто прекрасно, упоительно.
Click to view
Доброго вам просмотра!