Вчера на канале ITV стартовал третий сезон "Mr. Selfridge", и с любезного разрешения la_gatta_ciara я публикую два ее прошлогодних поста: о костюмах и декорациях в сериале. И даже тем, кто его не смотрит, может быть интересно увидеть прекрасную работу художников по воссозданию эпохи на экране.
Предупреждение: в тексте могут встретиться упоминания некоторых сюжетных поворотов. Поскольку сериал я не смотрю и о происходящем узнаю из вторых рук, не могу оценить серьезность спойлеров, но, кажется, ничего конкретного там нет. Впрочем, автор предупреждает об этом перед каждым таким абзацем, так что вы сможете его пропустить.
Итак, теперь поговорим о костюмах сериала.
[Костюмы] Для начала хочу вам представить художника по костюмам Джеймса Киста. Если вы давно читаете мой ЖЖ (или любите британскую костюмную драму), то наверняка знакомы с его работой - сериалом «Дом сестер Эллиотт». Также он делал костюмы к сериалу о прерафаэлитах «Отчаянные романтики» и т.д.
Джеймс - художник опытный, поэтому неудивительно, что он точно расставил акценты в характерах персонажей, раскрыв их через цвета и фактуры.
Гарри Селфридж. Деловой стиль начала века.
Начать, конечно, нужно с самого Гарри Селфриджа, и тут нам поможет интервью художника по костюмам, данное британскому выпуску журнала GQ.
Джеймс Кист: "Сценарий основан на книге Линди Вудхэд «Шопинг, соблазнение и мистер Селфридж», которая рассказывает историю универмага. Там опубликовано много фотографий реального Гарри Гордона Селфриджа. Книга включает в себя информацию о том, как и почему он носил определенные вещи, что и было моей отправной точкой".
Настоящий Гарри Селфридж
Экранный Гарри
"Но вы должны принять во внимание, что мы одевали не Селфриджа, мы одевали актера по имени Джереми Пивен и его внешность не является точной копией внешности Селфриджа. Мы делали то, что хорошо работает на Джереми, что помогает ему рассказывать историю. Реальный стиль мистера Селфриджа был очень формальным; он всегда носил визитки и в вечернее время - фраки. Я следовал этому, но иногда пытался немного смягчить персонаж. Есть эпизоды, когда вы можете увидеть его как человека, а не как "магазинного босса".
"Несмотря на то, что он - американец, одет он очень хорошо, по-британски. На самом деле, очень богатые американцы много копировали того, что носили в Европе в то время".
Мода 1912 г.
Разнообразить мужскую одежду того времени очень сложно, цвет в костюме использовался осторожно. Но Кист сделал это виртуозно:
Клетка чудесного жилета повторяется в галстуке.
Тут бархатный кант на лацканах и галстук одного зеленого цвета. Приятная мелочь))
"Все костюмы Селфриджа были сделаны с нуля в мастерских в Северном Лондоне, но из оригинальных тканей, - продолжает свой рассказ художник по костюмам".
"Это включало: полосатые брюки, жилеты с двойной грудью, рубашки с крахмальным воротничком, галстуки и несколько пальто различных форм, чтобы показать разное время - все основано на стиле короля Эдуарда".
Английский король Эдуард VII
Гарри Селфридж с дочерью
"Вы не можете использовать старинные вещи для съемок, потому что если чему-то 100 лет, то это и выглядит на 100 лет. А вы хотите, чтобы все выглядело современно, остро и свежо. Я нашел эти фантастически сочные шелка для жилетов Гарри, которые красиво работают на камеру и выглядят так, словно сшиты из самого дорогого шелка".
"Я всегда тяготел к этой эпохе, - делится исполнитель роли Селфриджа актер Джереми Пивен. - Я люблю каждый день сниматься в костюме. Это действительно интересно, но довольно сложно. Мы пытаемся все сделать правильно, у меня даже есть большие, золотые карманные часы!"
Продолжает художник по костюмам: "Я собрал коллекцию старинных драгоценностей, покупая их на аукционах, в благотворительных магазинах и на eBay. В моей коллекции около 40 карманных часов и у меня есть те, которые были очень похожи на часы, что он носил на самом деле".
Анри Леклер. Творческая натура. (спойлеры!)
Любимец многих телезрительниц, загадочно-романтичный француз Анри Леклер переживает во 2-м сезоне личную драму. Костюм актера меняется соответственно: сначала мы видим Анри опустившимся, в заношенной одежде, небритым.
После приглашения возобновить работу в магазине, Анри постепенно возвращает себе былой лоск. Отправной точкой в этом служит подарок Агнес - модная рубашка из голубой ткани с белым воротничком (про такие рубашки я писала в посте про крахмальные воротнички и булавки)
В костюм Анри возвращаются цвет и интересные фактуры, подчеркивающие сложную, художественную натуру бывшего главы оформительского отдела. Кстати, бархат - это очень французская ткань. Когда-то Наполеон даже запретил ввоз английского сукна во Францию и обязал весь двор патриотично одеваться в бархат и лионские шелка, дабы поддержать местных производителей. Так что, пиджаки Анри еще и отражают его национальность.
Ну и во времена испытаний из костюма персонажа снова уходит цвет...
Агнес Таулер. Английская роза. (спойлер!)
Прошло время. Агнес вернулась из столицы моды Парижа, где стажировалась в качестве декоратора в магазине "Галерея Лафайет". Теперь она больше не похожа на маленькую, испуганную птичку. Агнес расцвела в буквальном смысле этого слова: в каждом ее наряде вы увидите распустившиеся цветы.
"В Великобритании мы не имеем столько денег, как в Америке, чтобы снимать сериалы, - говорит Джеймс Кист, - к тому же, в основном мы снимали в магазине, где много черного цвета, потому что такова была дневная униформа персонала, и я захотел ввести некоторые цвета".
Богатые дамы. Роскошь в деталях.
"Я сосредоточился на деталях, чтобы показать различия между классами - чем богаче персонаж, тем четче детали костюма".
"Для богатых дам я использовал кружева, цветы, бисер, шелк и атлас. Шерстяные, хлопчатобумажные ткани и лен - для всех остальных. Большинство костюмов были сшиты, но вся отделка - старинная, она была куплена мною на аукционах и eBay". Несмотря на то, что со времени действия первого сезона прошло лишь 5 лет, к 1914 году женская мода достаточно сильно изменилась. Даже силуэт стал другим".
Костюмы 1-го сезона
Если в 1909 году платья словно соскальзывали волной вдоль тела, "растекаясь лужицей" внизу, то в 1914-м году они имели завышенную талию, юбки были заужены книзу, и напоминали по силуэту сигару. Ходить в таких юбках было сложно, поэтому они значительно укоротились.
1909 г.
1914 г. Обратите внимание, как тщательно проработан низ платья, привлекая внимание на изящную ножку.
Женский туалет для визитов стал напоминать современный деловой костюм, строящийся по принципу: жакет, юбка, блузка.
Леди Мэй в костюме
Роуз в костюмах.
Роуз. Хранительница очага.
И пара слов о стиле Роуз. Создатели сериала сделали главных персонажей более привлекательными, чем их прототипы.
Розали, настоящая жена Селфриджа.
Так выглядела жена Селфриджа приблизительно в 1910-х гг.
А это прелестная Фрэнсис О’Коннор в роли Роуз.
Для того, чтобы подчернуть мягкость, женственность характера персонажа, художник по костюмам часто одевает Роуз в белый (молочный или цвет слоновой кости) цвет. Ангельский цвет, который ассоциируется у нас с чистотой.
Идеально сюда вписалась популярная в те годы белая кружевная блузка. Поскольку уже было изобретено дешевое машинное кружево, подобную блузку могла себе приобрести каждая барышня.
Согласитесь, как жена Селфриджа (и американка), она могла бы одеваться более богато и вычурно. Но создатели сериала хотели нам продемонстрировать другие качества Роуз: скромность и изящество.
Ну вот и закончилась наша экскурсия по костюмам персонажей сериала "Мистер Селфридж". Возможно, вы еще хотели услышать про стиль леди Мэй, но тут рассказывать особенно нечего: ярко, дорого, броско. Зато значительно лучше, чем в прошлом сезоне.
И последнее, почти анекдот. В одном интервью Джереми Пивен рассказал, как один раз к нему в магазине "Селфриджес" (куда он любит ходить за покупками, поскольку, сам актер - большой модник) подскочила взволнованная дама и начала предъявлять претензии по поводу сделанного ей в салоне магазина маникюра, закончив речь словами: "Разберитесь уже со своим персоналом!" Пивен страшно горд тем, что у публики стала стираться грань между ним и настоящим Селфриджем))
Теперь предлагаю вам заглянуть на съемочную площадку сериала и посмотреть, как создавался волшебный мир магазина "Селфриджес" 1910-х гг. Мне попалась подборка фотографий с пояснениями художника-постановщика сериала Сони Клаус, я перевела текст, так что - смотрим и читаем!
Но сначала немного о самой Соне Клаус. Она больше известна как художник-декоратор режиссера Ридли Скотта, в ее резюме числятся: "Гладиатор", "Царство небесное", "Люди Икс: Первый класс", "Прометей", "Советник" и др. Исполнительный продюсер сериала Кейт Льюис сказала: "Соня была декоратором Ридли Скотта в течение многих лет, и ее внимание к деталям и дизайну феноменально. Чтобы показать, как это было бы в 1914 году, Соня в сотрудничестве с нашим ведущим режиссером Энтони Бирном сделала магазин еще более роскошным и элегантным".
1. Магазин
В бархатном пиджаке - режиссер Энтони Бирн, он снимал сериал "Вверх и вниз по лестнице".
Поиск перчаток для отдела аксессуаров был облегчен благодаря щедрому подарку от британской компании Dent and Sons (основанной в 1777): 180 пар женских кожаных перчаток и подставок для их демонстрации. Остальные перчатки, купленные на аукционах для 1-го сезона, были сложены попарно и теперь снимались в таком виде.
Так этот отдел выглядел в 20-х гг. ХХ века.
Клаус и ее команда оформила парфюмерный отдел Selfridge, вспоминая духи, которыми пользовались их матери и бабушки: Yardly, Guerlin, Floris, Shalimar, Caron, Penhaligon's и другие. Дизайнеры удивились щедрости парфюмерных компаний, которые пошли им навстречу и предоставили для съемок много ценных флаконов из своих архивов. Французский дом "Карон" даже одолжил им большую урну из хрусталя и 24-каратного золота. Раньше покупатели часто использовали свои собственные парфюмерные флаконы, в которые продавцы наливали духи прямо на прилавке.
Особенно обрадовалась Клаус большой бутылке с парфюмом от Penhaligon's: "Увидев такую, вы просто не захотите покупать маленькую. Сразу думаешь: хочу одну из тех!"
Клаус внесла существенные изменения в ресторан Palm Court, добавив бар с шампанским при входе и построив открытую террасу. Но больше всего она гордится полукруглыми кабинками для сидений, которые она установила, потому что с другой стороны стены находится женский отдел мод, и кажется, что это - раздевалки для дам. Она объясняет: "На самом деле, я хитро маскирую тот факт, что они были другой стороной кабинок в Palm Court!"
Магазинный этаж Selfridges постоянно менялся (демонтировался), чтобы сниматься в качестве других отделов магазина. На первом этаже был Palm Court и отдел дамских мод.
2. Клуб "Дельфинс"
Для колористического решения и текстиля Клаус обратилась к эдвардианскому периоду и ощущению "выцветшего величия", который она пыталась передать через павлиний сине-зеленоватый цвет, цвет мака и терракоты с золотом и зеленью. Она объясняет: "При создании эпохи всегда очень важно сохранить ощущение подлинности. Поэтому нужно изучать картины. Трудно ориентироваться на фотографии, поскольку большинство из них - черно-белые. Моими источниками вдохновения были Тулуз-Лотрек и британские художники конца 19 века Альма Тадема и Фредерик Лейтон, потому что они использовали популярные тогда цвета, и это дает убедительности нашей воссоздаваемой эпохе".
Тулуз-Лотрек Анри. Обучение танцу в Мулен Руж.
Lawrence Alma-Tadema. Ask Me No More.
Music Lesson by Lord Frederic Leighton
Клаус знала, как сделать "Дельфинс" таинственнее и загадочнее. Был ли клуб "Дельфинс" на первом этаже? На втором этаже? В подвале? "Когда вы идете внутри, вы дезориентированы как профессиональный игрок, вы уже ни в чем не уверены... там много комнат и извилистых коридоров, пространство похоже на садок для кроликов. Важно было получить ощущение путанности: вы, возможно, идете вверх, но опускаетесь вниз, возможно, вы уже в другом здании и снова идете вниз".
Клаус хотела сделать клуб таким же таинственным, как и сам характер Дельфин. Кто такая Дельфин? Клаус шутит: "Раньше она делала фальшивые паспорта и мошенничала с деньгами... Она не может просто открыть ночной клуб и иметь пару мужей. О, нет, нет, она гораздо более интереснее, чем все это"
3. Дом Селфриджа
Для второго сезона дом Селфриджа перестроили: ведь прошло пять лет и Гарри не мог отставать от стилей и моды того времени, поскольку он сам торговал предметами декора.
Клаус внесла много изменений в дом Гарри; она добавила огромный камин, чтобы изменить расположение столовой, которая теперь может обслуживаться прямиком из кухни. Она поменяла обои, освещение, мебель и полностью переделала спальню Роуз, добавив гардеробную.
Клаус часто использует ткани, купленные в путешествиях и те, которые она забрала с других проектов: например, покрывало Роуз сшито из куска ткани, которое Соня сохранила после своей работы в качестве декоратора в фильме "Гладиатор". Когда съемки закончились, покрывало было выброшено, Клаус спасла его от мусорного контейнера и хранила в течение многих лет. В сериале использовалась еще одна интересная ткань из коллекции Клаус: лоскут красивого шелка, который она купила для фильма "Лара Крофт" с Анджелиной Джоли. Когда этой тканью, которую художник хранила более десяти лет, декорировали кровать Роуз, Клаус вздыхала: "О, это было моей мечтой, сохранить ее для своего дома", на что драпировщик Майк пошутил: "Не берите в голову, может быть это и есть - дом вашей мечты!"
Видео, где художник проводит прекрасную экскурсию по съемочной площадке:
С улицы, это здание - заброшенная ковровая фабрика, но внутри - дом Гарри Селфриджа и знаковый магазин. Художник-постановщик Соня Клаус любезно взяла нас в турне по съемочной площадке и рассказала, как создавался великолепный фон для шоу. Она объяснила, что действие 2-го сезона сериала происходит в 1914 году - через 5 лет после того, когда мы в последний раз видели Гарри. Соня говорит: "Люди хотят видеть каждый дюйм декораций, подчеркивающий, что Гарри стал миллионером". Поэтому Соня и ее команда дизайнеров внесли изменения в столовую и гостиную. Джереми Пивен: "У нас на съемочной площадке сейчас чувствуется женское влияние. Все выглядит более богатым и красивым. Я предполагаю, что тут во многом нужна была женская рука". В то время как нас впечатляет дом Селфриджа, реальная радость приходит, когда вы входите через вращающиеся двери в магазин Selfridges. Они массивные! Аманда Аббингтон (мисс Мардл): "Каждый день вы словно находитесь в магазине игрушек, потому что играете с этим замечательным реквизитом. Вы переноситесь в 1914-1915 гг, и это замечательно!" В сериале снимаются как настоящие предметы, которые покупатели могли бы увидеть в Selfridges, так и воссозданные местными дизайнерами - вплоть до мельчайших пуховок. Соня рассказывает о чайном салоне, который в те годы был местом для отдыха. Исполнительный продюсер Шерри Гулд: "Это потрясающе. Я имею в виду, что художник является абсолютным гением, а ее команда - сказочники, они действительно подняли уровень сериала".