Годы раба Соломона. Light

Mar 06, 2014 00:35



Вот и А.С. Пушкину не свезло.

Несмотря на легион исследователей и массу почитателей, путного фильма о нашем всем так и не сняли. Если бы люди, имеющие деньги, создатели сменили установку «гений и я» на более простую, творческий процесс перестал бы буксовать. А так лишь плодятся шедевры на тему: «Нас мало».

Мастер короткометражек Стив МакКуин не стал замахиваться на глобальное и пытаться объять необъятное. Взял историю, которую почти 30 лет никто не вспоминал, и, считай, за месяц (35 дней) состряпал фильм-претендент на премию «Оскар».

Прочитав отзывы иностранных зрителей после премьеры там, настроилась на кино, как минимум в духе климовского «Иди и смотри». Пошла. Посмотрела. Как мудро заметил мой спутник, в Советском Союзе «12 лет рабства» прошел бы с большим успехом: авторы политически подкованы, стоят на правильных позициях, так что за этими лентами будущее - скорая победа над мировым империализмом.

У нас в таких фильмах играли, чтобы получить госпремию и возможность снять «Покровские ворота». У них картину называют лучшим фильмом года и она выдвигается по всем номинациям на «Золотой глобус». Наверняка такой успех положительно скажется на дальнейшей карьере всех участников и тоскующий зритель, безусловно, за них будет рад, но…

Нас было много на челне десять в зале. Судя по разговорам, бОльшая часть присутствующих собралась ради четырехкратного номинанта на «Оскар», о чем сидящие позади девицы агрессивно спрашивали друг друга: «А где Брэд Питт?!!». Воплощение здорового образа жизни появилось ближе к финалу, одарив на правах продюсера главного героя благодатью, а истомившихся поклонников - голливудским движением мышц лица.

Соломону Нортапу повезло больше Александра Пушкина, потому что о его житье-бытье мало кто в курсе, так что любой пересказ пройдет на ура. По большому счету, история, леденящая кровь, сюжет фильма ясен из его слогана - The extraordinary true story of Solomon Northup: вряд ли раб в силу занятости успел обзавестись биографом, значит, герою все-таки удалось сбросить с себя ярмо. Если фильм намерен понравиться американским киноакадемикам, значит, в финале будет хеппи-энд. Поняв суть, остается уповать на захватывающее воплощение на экране. Увы.



Такую историю может левой ногой написать даже проваливший первую сессию студент сценарного факультета ВГИКа, а снять - его сотоварищ с режиссерского. Так танцуют дети на конкурсах бальных танцев: искренне, старательно держа позицию, честно повторяя заученные шаги. И если джайв или венский вальс вызовут у присутствующих уважение, то даже блестящая румба или танго спровоцируют максимум на умиление, потому что в силу возраста к счастью ребенок не может исполнить танец страсти так, как взрослый танцор.

Насмотревшись в детстве «Клуба кинопутешественников», до сих пор искренне верю в то, что на земле не бывает некрасивых мест - есть неумелые рассказчики. Удивительно, что оператору Шону Боббитту богатого натурного материала Луизианы не хватило для создания эффектных и захватывающих визуальных кадров, которые смогли бы разбавить прямолинейный сюжет предсказуемый ход событий. Юсову, Урусевскому, Алисову и др. хватило бы. Тот же шевелящийся на легком ветру испанский мох снять с другого ракурса - вот тебе и аллегория переворота в судьбе главного героя.

Наверное, МакКуин еще не набил руку на длинном метре. Приятнее объяснить данной причиной наличие крупных планов, снятых одним дублем, при отсутствии впечатляющей актерской игры всем тем, что в этот кадр попало. Пусть поэтому в картине обилие шаблонов (реплики, «шокирующие» сцены и финальные рыдания). Если же все это случилось из-за нехватки времени, очень жаль.

Зато нет претензий к спиричуэлс, потому что их поют вовремя и самозабвенно. Хорош Майкл Фассбендер, который в образе насильника, алкоголика и садиста-плантатора мучается вопросом, за что его не любит бог. Чиветел Эджиофор все делает по-честному, достоверно демонстрируя муки обманутого положительного героя, но выдающимся его работа фильм тоже не делает.



Теперь о прекрасном. Бенедикту Камбербэтчу повезло больше других потому, что, несмотря на небольшую роль, его герой неоднозначен. Уильям Форд - повзрослевший Эдмунд Талбот, оказавшийся вместо Австралии на юге США с вытекающими отсюда последствиями: страшно далек от народа душевными метаниями, этическими проблемами и банальным человеческим страхом. Ситуация с «Боевым конем» повторяется (Камбербэтч, кстати, в кадре и на лошади будет): в Новом Свете популярному на родине британцу пока предлагают или главную злодейскую роль, или не очень выразительные - по мелочам. «Август: графство Осейдж», который покажут в январе, тому еще один пример. Утешительно при этом раскладе философское предпочтение актера качества количеству и то, что у него есть «Шерлок» соотечественниками он востребован в полной мере.

Фильм «12 лет рабства» пригодится в период отучения от продукции компании Disney (Marvel), когда пираты и комиксы уже отторгаются, но Стоун и Тарантино еще могут сильно травмировать психику. Это кино о том, как кидают, предательстве: несчастный Соломон проходит зодиакальный цикл подобно кругам ада, теряя надежду и веру в людей. Заключительным аккордом, тем не менее, звучит гимн семье - самому ценному, по версии создателей картины, что есть у человека. Потому и рыдали зарубежные зрительницы на премьере. И писали у себя в твиттерах, что кино надо смотреть каждому.

Финальные титры фильма сообщают, что дата и место смерти Соломона Нортапа, посвятившего после освобождения свою жизнь борьбе за независимость, неизвестны. Но дело его не пропало: через 24 года в Американских Соединенных Штатах отменили рабство.

Если мимо вас прошел фильм «Судьба человека», если не знаете, про что «Летят журавли» и «Обыкновенный фашизм», если вас не пробирало на финале «Третьей звезды», тогда, вероятно, «12 лет рабства» покажется вам потрясением.

На всякий случай смотрите с субтитрами, чтобы утешиться хотя бы языком оригинала.

P.S. Спасибо Виктору Михайловичу за ботанико-астрологическую консультацию.

жанр: экранизация, актер: benedict cumberbatch, режиссер: steve mcqueen, актер: michael fassbender, жанр: исторический, *рецензия, жанр: драма

Previous post Next post
Up