Я - Доктор. Я прожил больше двух тысяч лет. Я совершил много ошибок. Пришла пора что-то с этим сделать.
© Двенадцатый Доктор
Не стоит обольщаться, «Doctor Who» - не развлекательное шоу. Прекрасный миф, как настоящая поэзия, рождается не для этого. Говорят, настоящий миф приходит в мир тогда, когда последний совсем отчаялся договориться с людьми иначе. Доктор, его ТАРДИС и каждый неслучайный эпизод - продолжение очень важной речи, едва уловимой темы. Пока мы гадаем, азартно ломаем копья, предполагаем ходы, между строк, как звезды, вспыхивают очень важные слова.
Загадка первая. Хороший ли я человек?
Доктор: Мне одиноко. Мир, который содрогался от моих шагов, и деревья, и небо - всё исчезло. И сейчас мне одиноко. Одиноко...
Клара: Ты переводишь?
Доктор: Ветер жалит теперь. А мир сер, и мне одиноко. Не могут увидеть. Не видят меня. Не могут... увидеть меня.
Клара: Кто не видит? По-моему весь Лондон видит.
© «Deep Breath»
Первый был первым. Второй категорически отказывался отвечать на прямые вопросы. Третий величественно отмахивался. Четвертому было трудно задавать вопросы. Пятый был таким сладким, да и ловко переводил тему. Отвратительный характер Шестого любые вопросы отметал. Седьмой отлично манипулировал. Восьмой так мало успел. Девятый едва успел изжить посттравматический синдром. Десятый быстро бегал. Одиннадцатый мог заболтать кого угодно. Но вот пришел он и сказал: «Listen!». На его пути, как никогда раньше, столкнулись призраки прошлого и будущего. Сама его регенерация нарушила возможный ход истории, вышла на новый виток, отменила все мыслимые и немыслимые законы своего же шоу, решив, что пришло время ответить на действительно главный вопрос: «Хороший ли я человек?».
Убеждена, время от времени мы все задается подобным вопросом. Это не просто рефлексия или калибровка самооценки, это вопрос самоопределения. Выбора. Мы задаемся им тогда, когда пытаемся принять непростое решение. Когда на чаше весов значится что-то посерьезнее школьного табеля или результатов аттестации. Не думаю, что кому-то удалось прожить жизнь без ошибок; не уверена, что все из них мы не осознавали. Так кому еще можно задать подобный вопрос, как не школьной учительнице? Для мамы, отца и друга вопрос останется риторическим, лишь тот, кто одержим верой исправить мир, не услышит в этом напрасной насмешки.
А ответить на этот вопрос будет непросто. Как не прост Двенадцатый. Чуть более отстраненный, независимый, вздорный, насмешливый, опасный. Первый вздох и Полуликий упал вниз, разбившись. Неизвестно, бросился ли он сам, поверив речи Доктора, или тот сбросил его вниз. Путешествие вглубь «доброго далека» отразило, как Доктор зол, по-настоящему зол. А ведь говорил: мне нельзя внутрь этого! Он так отчаянно доказывал, что «не герой», что был согласен ограбить самый опасный банк в космосе, оставил Клару одну решать, убивать ли Луну. Это Десятому было «жаль», Двенадцатый почти хладнокровно перешагивает через погибших. Важнее спасти тех, кто еще жив. Но дружба для него стоит выше предательства друга, а для того, чтобы Клара улыбнулась, он готов спуститься за нелюбимым Денни Пинком даже в ад. Так хороший ли ты человек, Доктор? Прости, но для меня этот вопрос риторический. Потому что для тебя - нет. Кажется, это единственная грань, которая удерживает нас от окончательного падения.
Вторая. Обнимашки
Если бы ТАРДИС приземлилась в своём полном весе, она бы раздавила Землю. © «Flatline»
Первого никому в голову не приходило обнимать. Второй и Третий были слишком величественны для этого. Четвертый, как любимый дядюшка, существовал автономно от объятий. Пятого действительно хотелось затискать. Чего нельзя было сказать о Шестом, острый язык которого и угловатые манеры редко способствовали подобным мыслям. Зато Седьмой был так непрост, что вопрос сам по себе не вставал. Восьмого затискали сразу. Девятый ловко спихнул всё на Десятого, который был настолько не промах, что еще несколько поколений регенераций будут обнимать только потому, что он был. Честно говоря, мне кажется именно Одиннадцатый изобрел словечко «обнимашки». А вот Двенадцатый старается не прятать лицо в объятиях. Это действительно так просто. Где еще так удобно прятаться, как не за ласковыми словами? Но Двенадцатый, такой таинственный и желчный, не отводит взгляда. Эпизод за эпизодом. Может ему всё же удастся научить и нас этого не делать?
Третья. Денни Пинк и британская империя
Вы знали, что в Великобритании ветеранское движение сложилось еще в конце XIX века? Что в наши дни оно представлено многочисленными национальными ветеранскими организациям, ведущей из которых по праву считается Королевский Британский легион. Он создан в 1921 году в результате объединения четырех ранее существовавших в стране организаций ветеранов войны, принявших единый устав. Сегодня он входит в Лигу ветеранов войны стран Содружества Наций. Членом Британского легиона может стать любой бывший военнослужащий, имеющий английское подданство, когда-либо служивший в Вооруженных силах Содружества Наций, отрядах Красного Креста, а также лица, служившие на торговом флоте и в вооруженных силах союзников во время войны. Свою работу Британский легион строит сразу по нескольким направлениям. Прежде всего, это финансовая поддержка и помощь в психологической адаптации военнослужащих, увольняемых в запас или отставку, в рамках которой организация выделяет жилые дома для ветеранов, состоящих из 2-3-комнатных квартир, оказывает посильную материальную помощь, выплачивает стипендии, содействует в организации санаторного лечения тяжелобольных, службы помощи. Действуют бесплатные курсы по основам менеджмента и бизнеса, по работе с компьютерной техникой, по строительному и плотницкому ремеслу, по работе в детских дошкольных учреждениях и оказанию социальной помощи на дому. Кроме того, в структуре имеется подразделение, которое оказывает действенную помощь желающим открыть свое собственное дело. Вы еще удивляетесь, почему в сериале появился Денни Пинк?
У всего есть обратная сторона медали. Британии никогда не избавиться от имперских замашек, и ежегодно в локальных войнах гибнут сотни британских солдат. Пока кто-то отчаянно пишет об участившихся случаях самоубийств среди ветеранов, кто-то снова и снова отправляет молодых и гордых своей страной Дэнни на передовые других государств. Нет, дело не в том, что Доктор не любит военных, а в том, что глядя на них, он испытывает стыд, испытай который те, кто продолжает доказывать, что есть такой долг - убивать… не было бы больше войн.
Да, можно снять «Мусульманина», а можно ввести в семейный сериал образ вчерашнего солдата, травмированного своей виной и служением стране настолько, что не готов разделить с любимой женщиной путешествия сквозь время и пространство. Можно дать ему право голоса и дать обвинить, пусть и несправедливо, Доктора и всех мировых генералов в бездушии, в самом страшном обмане. За демократию нельзя воевать в буквальном смысле слова, еще никто не приносил свободу, убивая. Денни не просто солдат, вернувшийся с войны. Не просто солдат, ставший школьным учителем. Больше, чем герой, победивший смерть. Погибший за мир в этом мире. Он солдат, самой заветной мечтой которого было желание исправить то зло, которое он невольно совершил.
Четвертая. Дети
Какой смысл взрослеть, если не позволять себе иногда впадать в детство. © «Доктор Кто»
Даже если не учитывать, что для Доктора все мы дети, время от времени это детское шоу позволяло себе запускать в ТАРДИС детей самого разного возраста. Инопланетный школьник Адрик увязался за Четвертым, но погиб, потому что упрямый Пятый за ним не проследил. За Пятым же увязался еще один инопланетный подросток Вислор Турлоу. Первый путешествовал с внучкой. Седьмой связался с воинственным подростком Эйс. Одиннадцатый прекрасно нянчился даже с младенцами, но дети и Двенадцатый - это отдельная тема.
Он устроился смотрителем в школу! Думаете, это случайность? Случайно, что он прихватывает с собой в ТАРДИС упрямую Кортни Вудс? Да он запустил в ТАРДИС целый класс! Только ли потому, что Клара и Денни работают в школе? «Звёзды охлаждаются, планеты взрываются. Катастрофы - это метаболизм Вселенной!», но когда не остается ничего, остается ребенок, способный указать на то, что не видят взрослые. Кому, как не Доктор напомнить нам об этом? Что дети страдают от нашего невнимания, что тяжело переносят травмы, что всё еще верят нам, утратившим веру даже в собственное ИМХО. Это не только шоу для детей, это шоу для взрослых, которые так часто про них забывают.
Пятая. Я не ваша мамочка!
Не только Клара получила свою порцию шока, брошенная Доктором на убийственное решение «спасти или убить Луну». Десятый умилялся каждому монстру, доверил своё спасение не только Марте, но и людям, способным одним только словом изменить могущество времени. Одиннадцатый, в принципе, не умел не умиляться. Двенадцатый раздражается чаще, чем открывает рот. Презирающий объятия, резкий и непреклонный, он из серии в серию всем своим видом повторяет «я не ваша мамочка». Но он действительно не наша мамочка. Кажется, мы об этом забыли… между тем, много лет назад, когда сестра родила своего младенца, она пожаловалась моей маме, что не знала, как будет трудно. Что теперь у нее просто нет времени и сил на себя, что всё, что было привычным, уютным и важным отменено, потому что маленький домашний тиран перестроил дом и мир под свой собственный график. «Милая, если ты думаешь, что это трудно, начинай уже сейчас готовиться к настоящей трудности. Однажды, тебе придется его отпустить». Иногда наблюдаю за тем, как она морщится, но молчит, глядя, как её ненаглядная я снова и снова вляпываюсь в неприятности. Однажды спросила, как у нее хватило сил отпустить нас с братом в другие города устраивать свою жизнь. Она рассказала, как на похоронах подруги с ужасом наблюдала, как взрослый парень, проживший с матерью почти сорок лет, теряет почву под ногами. «Это было самым страшным, что я видела в жизни. Вырастить, поднять на ноги и не отпустить, значит так и не дать тебе повзрослеть. Если бы ты не уехала, я бы тебя выгнала».
Невозможно сильнее любить. Доктор не просто по-прежнему верит в людей, он знает, что даже тогда, как всё человечество совокупно откажется от света, добра, любви, справедливости… найдется хотя бы один. Хотя бы один единственный безумец, способный этому противостоять. Что достаточно только одного. Всего одного человека. Самой хрупкой, напуганной и отчаявшейся девушки, чтобы спасти не только Луну, но и (что гораздо важнее) мечту.
Шестая. Для чего люди собираются вместе на каждое Рождество
Перед самым Новым годом всё пошло вразнос. Переругались даже те, кто разговаривать еще не научился. Телевизор, как оголтелый, едва успевал истерически предвещать ужасы и напасти. Такое ощущение, что если бы сейчас случился Апокалипсис, его бы просто не заметили. В год столетия Первой из мировых войн; год, завершивший битву у Одинокой горы, чтобы оставить нас с предвкушением войны колец; год войн настоящих, мне впервые не хотелось ехать домой. Еще над Москвой повалил снег, чемодан, возомнивший себя снегоуборочной машиной, повис на моей руке, как капризный ребенок, упираясь и канюча. В вагон я почти упала. И пока засыпала под мерный перестук колес, где-то в Лондоне Клара и Доктор снова встретились ради последнего Рождества. Одно из изумительных свойств этого шоу заключается в том, что оно словно слышит мои (и убеждена не только мои) страхи, сомнения, самые глупые мысли. Как еще напомнить мне, что важнее всего, важнее самых важных доктрин было, есть и будет только одно. Если мы не способны победить время и смерть, стоит ради жизни и близких победить свои обиды.
Вы же не ожидали, что начну рассказывать о том, что Великобритания, как любое нормальное демократическое государство, очень обеспокоено прогрессирующей разобщенностью современных семей? Нет? Слава Доктору! Так о чем я? Разодравшись с любимым братом не на жизнь, а на смерть, раз пять пересмотрела полюбившийся эпизод, сквозь зубы повторяя себе «Каждое Рождество, как последнее. Каждое, как последнее. Для кого-то это Рождество может стать последним». Помириться, конечно, не помогло, но удержало от дальнейших «боевых действий».
Седьмая. Смерть в раю
Это большой старый мир. Решай, что действительно держит тебя здесь. © «Доктор Кто»
Еще один непреложный закон лирики, если поэт не говорит о любви и боге, значит он пишет о смерти. Величайший дар и проклятье человечества: конечность самого существования, настолько пряная, острая и таинственная, что перед её лицом мы иногда забываем о жизни. Зачем она в семейном шоу? Почему её болезненно, до голосов в голове, переживает крохотная Мэйв? Люди и монстры и раньше погибали в шоу. Одна время его даже обвиняли в излишней пропаганде насилия (это к олдскулу). Но ньюскул до последнего времени щадил своего зрителя. Погибали единицы, случайные участники битв. Те, кого Доктор не успевал спасти. Но спутники… Розу не только спасли в другой реальности, но и создали там все условия, чтобы она не скучала по этой. Ривер спасли, сохранив в памяти огромного компьютера. Гибель Донны заменило беспамятство. Смерть Пондов … осталась надписью на могильной камне, затерянной где-то в отдаленном будущем. Джеку просто досталось бессмертие и собственное шоу. Спутники и раньше теряли близких: скорбела по родителям Сара Джейн Смит, Донне не хватало отца, Роза чуть не разнесла планету, пытаясь спасти своего. Но еще никогда шоу не отражало все стадии самого страшного горя - потери.
От шока через отрицания к гневу. От гнева к эйфории и апатии. Денни Пинк умер еще и для того, чтобы мы поговорили о смерти. Кто-то должен об этом поговорить. О том, что обрушится на тебя, когда дверь в неизведанное закроется за кем-то другим, кем-то близким. Пинк так трогательно идеален в рождественской серии, что я пыталась не искусать собственные локти. Да, именно такими мы начинаем их помнить через какое-то время. Величественными, любящими, безупречными. Безупречными настолько, что мы теряем голову от боли. Как, зачем, а нужно ли мне просыпаться? Доктор будил не только Клару. В мире миллионы людей болезненно переживают утрату, кто-то не изживает её никогда, разрушая собственные жизни и жизни близких. Стоит ли удивляться тому, что величайшее шоу в истории человечества заговорило об этом?
P.S. К слову о шляпе.
Рисовать не умею, а вот признавать ошибки обязана. И пусть у вашего Мастера характер Рани, и еще никто не объяснил, что это за штуковины, распыляющие людей и Повелителей времени, сказали Мастер, значит Мастер.
* осторожно оглядывается
Дураку, конечно, наука: не пытайся быть умнее Стивена Моффата, но где-то над всем этим ехидно звенит голосок Эндрю Скотта, всё время повторяя: «Соскучились по мне?». Поживем - увидим.