Doctor Who: Robot of Sherwood

Sep 13, 2014 14:46



«Лучшие [сценарии] всегда удивляют очень быстрой переменой: в одну секунду они заставляют вас улыбаться, а в следующую - грустить. Думаю, это присуще всем хорошим вещам».
-Марк Гэтисс в интервью Den Of Geek

У сценариев Марка есть одна интересная особенность: их очень сложно анализировать. Попытка равносильна интеллектуальному самоубийству. Я не считаю прочих сценаристов глупее, но ум Гэтисса - это нечто совершенно уникальное, необъятное и очень, очень странное. Чтобы угнаться за ним, нужна такая же космическая эрудиция, так что даже и пытаться страшно.

Cудя по тому, что эта серия в обозримом мне пространстве - первая в сезоне, на которую целую неделю отсутствовали полноценные отзывы (при том, что хвалят ее больше), что-то в этом есть. Но она тысячу раз заслуживает отдельного поста, поэтому будет хотя бы попытка собрать впечатления.

«Для меня Робин Гуд - это сказка. Мне не очень нравятся более жесткие версии, в которые пытаются добавить какую-то историческую мрачность, потому что, по-моему, смысл не в этом. Мы знаем, что он не мог существовать. Поэтому когда он появляется, Доктор уверен: что-то не так, и начинает строить предположения, как, наверное, и все зрители. И минископ! Который является отсылкой к старой истории с Джоном Пертви»

Минископ - это штука, в которую для развлечения помещают живых существ с частью окружающей среды. По сути - стеклянный шар с пейзажем внутри, только выглядит иначе. Конечно же, в прошлом Доктору очень не понравилось столкновение с таким объектом. История называется Carnival of Monsters, и в ней помимо всего прочего были впечатляющие монстры Драшиги, нечто среднее между динозаврами и морскими змеями. Тогда Доктор тоже попал в странную историческую среду - неудивительно, что он вспомнил об этом теперь.

На Третьего также трогательно намекает момент, когда Доктор выбивает меч из рук Робина на турнире. Третий постоянно пользовался схожим стилем борьбы. Не буду даже пытаться перечислить все отсылки - преднамеренные или те, что видишь, потому что хочется видеть, - но хочу сказать, что Доктор Капальди с каждой серией все больше утверждается в магической способности словно матрешка содержать в себе голоса каждого из Докторов, обладая при этом собственной яркой индивидуальностью. Иначе как волшебством сериала это не назвать. Каждый раз что-то екает в груди - но нет, показалось, Капальди на экране. И это прекрасно.

Утверждается в себе с каждой серией и Клара, которая так внезапно расцвела рядом с Двенадцатым и порой выполняет роль главного, а не компаньона-приложения к Доктору (в чем, кстати, тоже ничего плохого нет: сериал все-таки называется "Доктор Кто", а не "Клара", "Эми" или "Роуз"). Динамика их отношений поменялась не так, как можно было бы ожидать, впервые увидев ворчливого, менее терпимого, ставшего "взрослее" Доктора. Именно Клара часто оказывается взрослой при совершеннейшем мальчишке Двенадцатом. Не хочу на этот раз углубляться в психологию, думаю, таких возможностей будет еще масса, но их отношения от регенерации, похоже, только выиграли. За исключением первой серии в ситуациях, когда Доктор не вполне уверен в себе, за него с этим успешно справляется она. Клара знает, чего хочет, знает, с кем рядом находится и знает, почему. Она сейчас (возможно, кроме несколько обсессивного желания все контролировать - покажут ли нам причину ее боязни просто отпустить? кто знает) представляет собой самую гармонично развитую, здоровую личность из всех компаньонов XXI века. Поэтому особенно интересно, по какому пути она пойдет дальше.



«Уже очевидно, что Доктор Питера сильно отличается от Доктора Мэтта, люди окончательно поняли, что он более "темный", не настолько явно человек, менее терпелив с окружающими, но настроение этой серии - намного беспечней, потому, что разнообразие - это хорошо, и так должно быть».

У Доктора много лиц. Для каждого свое. Одна и та же серия воспринимается совершенно по-разному, мало где можно увидеть настолько противоположные мнения о каждой мелочи, как в обсуждениях любой из них. Многое - в глазах смотрящего (и далек увидит хорошего далека, а не хорошего человека). Смена света и тени, смена жанров заложены в шоу с рождения, и это - один из самых захватывающих фактов о нем. Robot of Sherwood, очевидно, задумывался как возможность перевести дух между эмоционально тяжелыми первыми сериями и следующей, которая, похоже, будет по-настоящему страшной. Это правильное решение, но в итоге суть оказалась не так-то проста. Лучшие [сценарии] всегда удивляют очень быстрой переменой: в одну секунду они заставляют вас улыбаться, а в следующую - грустить, говорит Гэтисс, и эти слова можно отнести и к его собственным работам. Перед нами - классическая приключенческая история с элементами комедии, пронизанная светом в буквальном смысле. Не знаю, как вы, а лично я, когда смотрела ее, смеялась в голос и хлопала в ладоши от восторга. Бен Уитли, режиссер первых двух эпизодов, снимает мрачные вещи с черным-пречерным юмором, он кинорежиссер, и это заметно. Смотреть Робота после Deep Breath и Into the Dalek - словно выйти из прекрасной лесной чащи на не менее прекрасную солнечную поляну. Но, как и в случае с слишком веселым смехом Робин Гуда и его банды, под этим светом затаилось что-то еще. Серьезность, которую подозреваешь и которая периодически проявляется то там, то тут - взглядом, мимикой, интонацией, вопросом - в полной мере ударяет в конце истории, когда уже не ждешь.

И так, почти ненароком, между делом, в одну фразу Гэтисс уместил всего Доктора. Что он значит - и в реальности сериала, и в жизни.
...perhaps others will be heroes in our name. Perhaps we will both be stories. May those stories never end.
...возможно, другие станут героями в нашу честь. Возможно, мы оба станем историями. Пусть эти истории никогда не заканчиваются.

Герой не может считать себя героем. Герой - он тоже в глазах смотрящего. И пусть эти истории никогда не заканчиваются, потому что они нужны, и будут нужны всегда.

Марк сравнивает Двенадцатого с ранним Томом Бейкером - из-за этой ворчливости, отстраненности, резкости, и Robot of Sherwood считает похожей настроением на одну из тех историй (называет конкретно Key to Time). А еще он признает, что жанром этой серии, будь она кино, стала бы полицейская комедия, в которой партнеры поначалу терпеть друг друга не могут, но потом начинают друг другу нравиться - с Доктором и Робином произошло именно это.

Если в прошлом сезоне серии действительно соответствовали жанрам кино, то в этом, похоже, в каждой серии ставится вопрос, ответ на который проявляется через столкновение Доктора с кем-то еще - Безликим, или далеком Расти, или Робин Гудом.
8.01 - Доктор?
8.02 - Хороший человек?
8.03 - Герой?

Что дальше?

сценарист: mark gatiss, doctor who: аналитика

Previous post Next post
Up