«Into The Dalek». Эстетическая рефлексия стыда

Sep 04, 2014 10:00

Мы присутствовали при историческом моменте. Такое вышло впервые: Доктор проник внутрь своего страшного врага и сделал много большее - открыл ему своё сознание. Такое в наших личных вселенных происходит не каждый день! Исключительное мгновение, ситуация и материал. Потому моё сегодняшнее, очень субъективное исследование второй серии восьмого сезона будет касаться трех аспектов:

1. Предположения «Почему и зачем это случилось в личной истории Доктора?»;
2. Догадок, почему это важно для вселенной мифа;
3. Размышлений, зачем это нам, зрителям 21 века.

Привычные жанровые предупреждения. Мне потребуются факты, потому текст неизбежно несет в себе спойлеры к серии. Это моя вольная, субъективная … нет, не трактовка. Это всего лишь история о том, что видится мне в этой серии, в этом сериале и в этом мифе. Возможно, это будет скучно, и определенно не похоже на то, что обычно делаю для Доктора.



Я смотрю в твою душу, Доктор! Я вижу великолепие, исключительность и ненависть! © Далек Расти

Где именно начинается эта серия? В тот момент, когда посреди смертельного боя, за секунду до гибели корабля, Доктор спасает отважную Джорни Блю, лейтенанта Объединенного Межгалактического Сопротивления? Или в тот момент, когда Двенадцатый «похищает» Клару, чтобы задать ей единственный вопрос? Вопрос, ответ на который вызывает ужас. Бесстрашный Доктор боится узнать: «Хороший ли он человек?». Вот вам две линии.

Первая предполагает вопрос: как Доктора занесло на место битвы с далеками? Ушел за кофе в Глазго и «отвлекся»? На что? Могу просто предположить. Мы ведь все смотрели «The Day of the Doctor». Брови Двенадцатого однозначно вызвали самый истеричный ажиотаж, которого не припомнят все брови мира, даже объединившиеся в суверенное государство бровей. Да, там где брови, там и сам. Можем предположить, что Двенадцатый отвлекся на то звездное мгновение в личной истории Доктора, когда Галлифрей был спасен и утерян. Это забыли Доктор - воин, и Десятый Доктор (чужая для них временная линия), но всё, что помнит Одиннадцатый автоматически помнит следующая реинкарнация Двенадцатый. Это же один человек, или точнее, один и тот же инопланетянин.

Но почему Доктора так волнует «хороший ли он человек?». Он вообще не человек! Понятно, что утрирую, но этот вопрос действительно важен. Дело в том, что он выдает с потрохами очень важное чувство - стыда.

Сразу оговорим разницу между родственными чувствами: «стыда» и «вины». Говоря проще: вина в большей степени связана с действием «я сделал что-то неправильное», а стыд затрагивает идентичность, то есть примерно - «я какой-то неправильный». Важно и то, что стыд - чувство социальное, оно связано не просто с оценкой действия, а оценкой других людей или общества. Это страх порицания, отрицания, несовместимости. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели. Свидетели того, за что стыдно - те, перед кем стыдно. Потому Доктор спрашивает Клару. Она не нужна для определения «качества Доктора», она и есть причина стыда. Проще: Доктор осуждает себя потому, что ему кажется, что его осудит друг - землянин. Наш современник, по сути, метафора каждого зрителя.

Что нам дает первое предположение? Доктор обещал найти свой дом. Вполне уместно начать поиски с места, где всё пропало. Значит, Доктор возвращается во Временную войну. Что ещё важнее: «Последняя Великая Война» возвращается к нам.

Зачем нам нужно второе? Потому что стыд - это важнейшее переживание. Фактически, оно носит регулятивные функции, поддерживающие оптимальный, здоровый способ контактирования с миром. Говоря по-русски: стыд то, что удерживает нас на тонкой грани между нашим пониманием «добра и зла» и пониманием «добра и зла» окружающего нас мира. Если грубее, я вот считаю, что съесть все орехи в корзинке, когда нервничаешь просто необходимо. Но в моей семье жадность считают не только величайшим пороком, но и относят к ней поедание вкусностей в одиночку. Это удерживает меня не только от плохого поступка, но и от переедания. Всё-всё-всё! Сейчас стану серьезнее.

image Click to view



Большинство событий, вызывающих стыд, не являются автоматическим процессом и не возникают сами по себе. Это всегда ролевая модель. Дело в том, что чувство стыда требует первоначального сравнения поведения с какой-то условной нормой. Девятого останавливает ужас в глазах Розы. Десятый размышляет о том, чем он отличается от Хенди. Рожденный в пылу битвы, полу-Доктор не знает стыда. Стыда, который удерживает Доктора не только от геноцида, но и делает верным своей клятве.

Тут мы сделаем очень важное (и быстрое) лирическое отступление на тему «Доктор и военные». Как Восьмой стал Доктором - воином мы увидели в специальном спин-оффе. Это логика мифа: вооруженный лишь отверткой и своими сердцами, странник мог стал солдатом только поневоле, в ужасных условиях. Это порождает травму, навыки … и не исчезает никуда. Двенадцатый, как и Десятый, демонстрирует своё неприятие армии. Но он всё еще сотрудник ЮНИТа. Бригадир Сэр Алистер Гордон Летбридж-Стюарт долгое время был не только верным союзником, но и одним из самых близких друзей А капитан Джек Харкнесс не только бывший Агент Времени и ловкий мошенник, а в первую очередь - хороший солдат. Возможно, это вовсе не то, что нравится Доктору в Джеке в первую очередь, но однозначно оно не мешает ему принимать друга таким, каков он есть. Доктор не терпит армий, как любых военизированных (да и не только) организаций, но что касается солдат… то он любил монстров и поужаснее. Был бы шанс - любил бы и далеков.

Эта работа одинаково смущает того, кто совсем не знаком с ней и еще больше того, кто знает, как хорошо делать её. Солдатам не нужна любовь, у них есть оружие. Доктор не носит оружия. Чувствую интуитивно, что он не «взял» с собой Джорни не только потому, что «ему жаль, что она солдат». Дело тут вовсе не в ней… Повторю за Кларой и оставлю интригой до следующей записи.

Доктор так долго бежал от памяти. Памяти потери, но еще больше - вины. Теперь «вина» снята, так почему он чувствует стыд? Потому что война возвращается. Доктор должен будет вернуться к её событиям.



Далек Расти не первый, кто бросает в лицо Доктора «хороший далек - это ты». Это предположил далек Девятому. Об этом всё время твердил Даврос. Далек Каан предрекал Десятому. Что интересно оба они (Каан и Расти) приходят к одному и тому же выводу «далеки должны быть уничтожены». Как величайшее зло во Вселенной. Глубоко в душе Доктор с этим согласен. Мне кажется, этого он и стыдится.

Помните в другой чудесной британской классике:

- Это связь между мной и Волан-де-Мортом… что если её причина в том, что я становлюсь на него похожим. Я чувствую такую злость! Всё время! Что, если после всего что я пережил, что-то сломалось во мне, и я становлюсь плохим?

- Вовсе ты не плохой человек, Гарри. Ты очень хороший человек, с которым случилось много плохого, понимаешь? К тому же мир не разделен на плохих и хороших. В каждом есть и светлая и темная сторона. Главное то, какую выбрал ты. Это определяет все. ©

Гарри приходит в ужас, оказавшись во сне внутри змеи Волан-де-Морта, чувствуя тоже, что и тот. Схожесть судеб сводит его с ума, юный волшебник не способен осознать, где начинается собственная пубертатная агрессия, где заканчивается чуждая злоба. Параллели? Доктор впервые в истории мифа заходит так далеко. Нет, не просто внутрь далека, он соединяет их сознания. Найти сходство так легко. Помните клятву? «Не быть злодеем или трусом, не отступать и не сдаваться». Далек не может быть трусом, никогда не отступает и не сдается, добро и зло не известно ему. Задайся Доктор схожей с далеками целью, клятва помогла бы ему…

Знаете, в чем уязвимые места далеков? Высокомерие и отсутствие воображения. Потому Двенадцатый так удивлен, что Расти «увидел красоту». Предполагал ли Доктор, что исправленный Далек снова станет уничтожать? Убеждена в этом. Почему взялся «лечить»? Потому что Доктор - не далек, он полон эмоций, из который надежда - самая любимая. Он готов рискнуть собой и другими, чтобы попытаться исправить одного далека. Одного, чтобы изменить всех. Это очень личная история для Повелителя Времени, который в самом начале мог уничтожить расу, вырожденных до абсолютной ненависти ко всему живому, мутантов. Мог, но не посмел. Не был уверен, что «имеет право». От этого удерживает не вина, а именно стыд. Регулятор возбуждения: желания, гнева, агрессии, нарциссизма.

Так как наговорила я уже с три далека короба, подведем промежуточный итог:
  • Доктор вынужден вернутся к Войне Времени (из-за событий «Дня Доктора» или в поисках родной планеты).
  • Это травмирующие само по себе событие усугубляется встречей не только с самым большим врагом, но и неизбежным стыдом.
  • Сама память провоцирует чувство стыда. Доктор снова вынужден пожертвовать кем-то ради жизней остальных.
  • Он, как никогда, близок и схож с самым страшным своим кошмаром. Что может быть страшнее, чем враг заглянувший в тебя и нашедший там … себя.
Нет-нет, Доктор! Ты - не хороший далек, ты просто хороший Доктор, с которым случилось очень много плохого. Так устроен мир: каждый видит в другом … себя. Сними шоры с уязвимого глаза далека и … далек во всем увидит далека. Знаешь, что отличает тебя от него? Стыд! Двенадцатого не нужно убеждать в том, что он не далек. Но само предположение мучит! Это действительная победа Доктора.

А зачем это нам? Почему из всех тем в этой вселенной сценаристы выбрали именно эту? Стыд? Уже же была вина, подавлявшая память Доктора. Лишавшая сна. Самоубийственная вина. Мы же весь первый сезон снимали посттравматический синдром ветерана Временной Войны. Потом столько лечили Доктора любовью, дружбой и человеческими жертвами? Наконец, так блистательно «изжили». Отпраздновали пятидесятилетний юбилей мифа, а теперь вернулись к стыду? Только ли война тому причина?

image Click to view



Посмотрите на мир вокруг. Уровень агрессии. Коллективный и частный. Сетевой и реальный. Техника стремительно развивается, а мы еще более стремительно мутируем, основательно подзастряв, в породившем когда-то две мировые войны, имперском мышлении.

Ворую у Куртца: «История - нескончаемое повествование о мужчинах и женщинах, творящих жестокость над теми, кто на них непохож. А стоит лишь понизить статус человека, очернив его расу, род, этническое или национальное происхождение, класс, так сразу же становится легче попирать его личное нравственное достоинство». Как бы я хотела, чтобы Доктор сейчас был с нами. Доктор, восхищенный каждым встреченным монстром. Доктор, увлеченный каждым существом. Доктор, который никогда не встречал несущественных рас. Доктор, способный разделить частное от общего. Что самое страшное важное, он живет в каждом из нас. Имя ему - стыд.

Не смейтесь! Вы думаете, это я так решила? Не Наташкиного ума дело! Одним из магистральных направлений научного поиска в современной этической теории и одновременно важнейшей практической задачей на пути глобализации современного мира является создание универсальной (глобальной, планетарной, общечеловеческой) этики. Это мне святейшество Далай-лама рассказал, в одной чудной книге.

Миру нужна такая система ценностей, которая могла бы стать основой для единого культурного пространства всего человечества. Иными словами, глобальная этика призвана найти такие безусловные ценности, которые содержатся во всех культурах и принимаются представителями всех этносов, социальных групп и классов, как верующими разных конфессий, так и атеистами. Такие определения добра и зла, которые были бы приемлемы для всех людей. Для этого ученые всего мира исследуют природу зла. Высказываю одну из версий.

Исследователи проблемы морального зла указывают, что оно имеет два принципиально разных источника, два наиболее частых проявления: враждебность и распущенность. «Первая вырастает из активного стремления к самоутверждению за счёт другого человека и выражается в различных модификациях отрицательного отношения к нему. Вторая коренится в нежелании сопротивляться внешнему давлению и владеть своими собственными побуждениями». Короче, первое - все виды насилия, второе - культ потребления (получения удовольствия). Не удивляйтесь, единственный регулятор и того, и другого - стыд.

«Доктор Кто» - проекция, всегда актуальная проекция, как на частную социальную ситуацию на родине, так и во всем мире. Когда Гретхен погибала, Наташа рыдала в три ручья не только потому, что она сентиментальная дура с гормональным дисбалансом. Это жесткая метафора того, что кто-то всегда гибнет за идею. Все идеи кровожадны, пусть некоторые из них и отличают нас от далеков.

Потому для меня эта серия - не про страх, войну, далеков, ненависть или нанотехнологии. Она - про стыд, который заставляет меня сражаться. Не с миром, а за него. Потому что сверяет мои представления с лучшими образцами: родителями, друзьями, Доктором. Может быть потому, что меня всё еще не оставляет надежда.

P.S. Великолепный сценарий: гибкий, динамичный, многослойный. Невероятный Капальди. Сердце моё отдано, вверено и верно. Как никогда. Удивительный баланс движений и эмоций, огромный спектр которых буквально сносит. Клара, как персонаж, стремительно взрослеет. Дженна расцвела и окончательно растопила моё сердце. Всё ругала себя, что не сделала отдельный пост о ней. Зря ругала, нас ждет много сюрпризов.

Впечатляющий Денни Пинк. Я заинтригована… хотя, как и наш Доктор, не сильно жалую вояк. Посттравматический синдром после занятий военной подготовкой в советской школе (кто - то сразу вспомнит штаны «с лампасами», муштру, пыльные противогазы и прапорщика с амбициями генерала).

Серия одно из самых сильных кино-впечатлений за последние месяцы.

Да. Мне стыдно, но орехи я всё же схомячила все. Это к тому, что всё гораздо сложнее. Стыд (бла-бла-бла) тоже бывает немотивированный, тормозит самооценку и пр. Но, к сожалению, одно чувство, одна серия и даже пятьдесят лет чудесного сериала не способны «исправить» мир. Но всё начинается с малого.

актер: peter capaldi, doctor who: аналитика

Previous post Next post
Up