Начну с того, что эта серия кажется намного проще для понимания, чем первая. Специально заглянула в комментарии поста-обсуждения - мое предположение подтвердилось. Причина этого ясна: Into The Dalek - классическая, полная история про монстра, лишенная настолько мощного психологического заряда, как в первой серии. По крайней мере, кажется такой на первый взгляд и может такой, в принципе, и остаться, при желании получить от Доктора только экшн и развлечение и не забираться в дебри доктороанализа и самоанализа. Но куда интереснее залезть настолько глубоко, насколько позволяет сценарий. Благо этот сезон, похоже, решил предоставить нам для этого все возможности...
Да, без участия самоанализа тут никак не выйдет, потому что Into The Dalek, как и каждая из предыдущих историй про далеков, ставит перед зрителем огромный этический вопрос. Фактически, самый огромный из всех возможных - вопрос понимания добра и зла, чем одно отличается от другого и где та грань, где они переходят друг в друга и их невозможно отличить без четкого внутреннего ориентира. Это неловкий вопрос, его неловко ставить, на него неловко отвечать себе самому и писать о нем при попытке анализа серии тоже неловко. Совсем уж в философские течения мы углубляться не будем, это ни к чему. Но стоит держать понимание того, насколько это громадный вопрос, поближе к сердцу. Без того, чтобы хотя бы на бытовом уровне не задать его себе, посмотреть ее не получится.
Для меня Into The Dalek - это история трех тем:
упомянутого выше понимания добра и зла,
войны
и способности сделать правильный вывод.
Я называл себя Доктор, но это было просто именем. Годы спустя я попал на Скаро и увидел вас - и я понял, кто я такой. Доктор - это не далеки.
Далеки представляют собой абсолютное зло, потому что их существованием движет ненависть ко всему живому и стремление все живое, все, что не является далеками, уничтожить. Это, на самом деле, очень любопытная концепция - что делать с абсолютным злом, с существами, в которых нет ничего, кроме ненависти и которые ни перед чем не остановятся? Какова ваша первая мысль? Уничтожить? Ведь только тогда мир будет в безопасности. А что делают далеки? Именно это. Как можно победить абсолютное зло и при этом не стать ему равным? Что отличает Доктора от далеков?
Всеми этими вопросами шоу задается с 1963 года, с момента первой встречи Первого Доктора с этой расой, нам так кстати тут подкинули цитату на этот счет. Но самая важная, на мой взгляд, для понимания динамики отношений Доктора и далеков - серия Genesis of the Daleks 1975 года. Серия, переосмыслившая их историю и содержащая два ключевых для всего шоу момента. Кто не в курсе, в этой серии таймлорды посылают Доктора на Скаро, чтобы он уничтожил далеков до их появления, в момент, когда Даврос только работал над мутацией.
Момент раз:
Click to view
Доктор: Даврос, в последний раз прошу, подумай, что ты творишь. Останови развитие далеков.
Даврос: Невозможно. Я это больше не контролирую. Цеха полностью автоматизированы для производства машин далеков.
Доктор: Дело не в машинах, а в умах существ внутри них. Умах, которые ты создал. Они - абсолютное зло.
Даврос: Зло? Нет, это не так. Они созданы просто чтобы выживать. Они могут выжить, только став главенствующей расой. Мир наступит, когда все остальные формы жизни будут подавлены, когда далеки станут высшими правителями Вселенной. Все войны закончатся. Они - сила добра, а не зла.
Доктор: Даврос, если бы ты в своей лаборатории создал вирус, что-то заразное, что-то, что могло бы убивать при любом контакте, вирус, который бы уничтожил все другие формы жизни. Ты бы позволил его использование?
Даврос: Это интересное предположение.
Доктор: Ты бы это сделал?
Даврос: Единственная жизнь - в форме микроорганизма, который обладает абсолютной властью... Потрясающая идея.
Доктор: Но сделал ли бы ты это?
Даврос: Да... да.
Держать в своей руке капсулу, содержащую такую власть, знать, что жизнь и смерть в таких масштабах - мой выбор... Знать, что малейшее давление моих пальцев, достаточное, чтобы разбить стекло, станет концом всему... Да, я бы это сделал! Такая власть подняла бы меня выше богов! И через далеков я буду обладать этой властью!
Момент два:
(к сожалению, не удалось найти клип)
Сара: Чего ты ждешь?
Доктор: Соедини эти два проводка - и далекам конец. Есть ли у меня право?
Сара: Уничтожить далеков? Не сомневайся.
Доктор: Я сомневаюсь. Понимаешь, некоторые вещи в мире изменятся к лучшему из-за далеков. Многие будущие миры станут союзниками только из-за страха перед далеками.
Сара: Но все не так просто.
Доктор: Но в конце концов ответственность за это на мне и только на мне. Представь, если бы кто-то, кто знает будущее, указал тебе на ребенка и сказал, что этот ребенок вырастет в абсолютное зло, станет беспощадным диктатором, который уничтожит миллионы жизней, смогла бы ты тогда убить этого ребенка?
Сара: Мы говорим о далеках, самых злых существах, которые когда-либо были изобретены. Ты должен их уничтожить. Ты должен выполнить миссию таймлордов.
Доктор: Имею ли я на это право? Просто дотронуться одним проводом до другого - и все. Далеков больше не будет. Миллиарды людей, тысячи поколений смогут жить без страха, в мире и никогда даже не узнают слово далек.
Сара: Так в чем же дело? Если бы тебе нужно было уничтожить заболевание или какую-нибудь бактерию, ты бы не сомневался.
Доктор: Но если я убью, сотру целую разумную форму жизни, тогда я стану таким же как они. Я буду не лучше далеков.
Эти два диалога наглядно показывают, что есть далеки и что есть Доктор. В чем между ними разница. Геноцид во имя благой цели остается геноцидом, и Доктор осознает это лучше других, лучше даже своих самых человечных компаньонов. Даврос мечтает о власти; Доктор считает себя не вправе распоряжаться судьбой разумных существ. Он сделает все, чтобы остановить их, победит их множество раз, даже возненавидит, но не соединит два проводка и не сотрет их с лица вселенной, не примет окончательного решения.
Если при прочтении этого возникло ощущение, что это какой-то немного не такой Доктор, которого вы знаете - правильно. Потому что потом случилась Война времени. А там, где начинается война, там заканчиваются рассуждения о добре и зле. Заканчивается выбор. Не хочу углубляться в эту тему, она слишком объемна и слишком болезненна для всех, но здесь, в контексте Доктора, хотелось бы исходить из очень спорной, я знаю, мысли, что в войне не бывает правых и неправых и не бывает радостной победы. Война - это катастрофа, которая уничтожает не только физически, но и морально, несмотря на результат. Она уничтожила таймлордов, превратила их в нечто совершенно не лучше далеков, с которыми они боролись. С ними случилось именно то, чего боялся Доктор лично для себя. (Пользуясь случаем, если интересует этот вопрос, рекомендую почитать книжку Джона Бойна "Абсолютист" - там очень хорошо показано, что бывает, если во время войны мыслить человеческими, этическими категориями и не делить все на черное и белое)
Война времени навсегда изменила Доктора. Спасибо юбилею за то, что приоткрыл нам эту часть истории. Просто напомнить:
Click to view
Вот эти 7 минут - они для понимания всего, что нам показывали с 2005 года, критически важны. Доктор не участвовал в войне, потому что он Доктор и это противоречит всему, чем он себя считает, всему, во что он верит. Но ситуация тупиковая, никто уже не способен увидеть разницы между таймлордами и далеками - и он отказывается от своего имени и становится воином. Это - акт абсолютного самопожертвования с его стороны, это куда тяжелее, чем жертвовать своим физическим существованием (что ему не впервой). War Doctor - не Доктор, и он совершает поступки, невозможные для Доктора. Учитывая все вышесказанное, можно попытаться себе представить, насколько глубока его травма после войны и после геноцида (уничтожения собственного народа!). The man who regrets and the man who forgets. Кто же тогда наш Двенадцатый Доктор? Я убеждена, что он - тот, кто возвращается к себе. Когда далек говорит Девятому, что из него выйдет хороший далек, его реакция - гнев и ужас.
Когда далек говорит Двенадцатому, что он хороший далек, его реакция - тихая печаль.
Он прошел огромный путь. И пусть он не помнит, что Галлифрей спасен, это совсем новая глава в истории Доктора. И тут мы подходим к "странным" моментам в его поведении, всему тому, что заставляет нас в нем сомневаться.
Доктор, скинувший маску (об этом я писала в прошлый раз, повторяться не буду) выглядит именно так, как в сцене спасения Джорни перед начальными титрами: жесткий, бескомпромиссный, пугающий, ничего лишнего. Плюс это еще и единственный правильный способ взаимодействия с ней в ситуации, когда она эмоционально нестабильна, но должна собраться - на ее языке.
Доктор, который говорит "she cares so I don't have to" - лукавит, причем делает это намеренно. Доктор, который холодно пользуется смертью человека, чтобы спасти других - делает единственно правильный выбор. Доктор, который шутит о смерти - так выражает свою горечь и встряхивает спутников. Ему не нужно выставлять напоказ, что ему действительно есть до всего дело, что он действительно смотрит на происходящее с состраданием. Он никому уже может ничего не доказывать. Перед запуском 8 сезона и Капальди, и Моффат, и Коулман говорили о том, что у этого Доктора есть некие проблемы с коммуникацией - вот они, пожалуйста. Клара не сострадает вместо него. Клара коммуницирует с миром вместо него. Тут мне еще вспомнилось признание в любви (по факту, это именно оно), которое Стивен Моффат написал в юбилейном номере Doctor Who Magazine. Мне невыносимо думать, что кто-то, кто смотрит Доктора, этого не читал, поэтому:
But when those wise people from long ago made this hero, they told a very different story.
Instead of a gun, they gave him a screwdriver so he could fix things.
Instead of a fast car, or a tank, or a warship, they gave him a telephone box where you can call for help.
And instead of a super power - instead of a heat ray or robot body armour, or megastrength - they just gave him an extra heart.
Think about that. Two hearts. An unarmed man, fighting a good fight, with two targets in his brave old breast, and winning because he can care twice as much.
If our stories are of a hero like that, than it's just possible that we might be okay. There will never come a day when we don't need a hero like the Doctor.
Но когда, давным-давно, эти мудрые люди придумали нашего героя, они рассказали совсем другую историю.
Вместо пистолета они дали ему отвертку, чтобы он мог поправить сломанное.
Вместо быстрой машины, танка или боевого корабля они дали ему телефонную будку, куда можно позвонить за помощью.
И вместо суперспособностей - вместо теплового луча, роботизированной брони или огромной физической силы - они просто дали ему дополнительное сердце.
Подумайте об этом. Два сердца. Невооруженный человек с двумя мишенями в своей храброй древней груди, сражающийся за добро и побеждающий, потому что его это заботит вдвойне.
Если наши истории - о таком герое, то, возможно, у нас все будет в порядке. Никогда не наступит день, в который нам не нужен будет такой герой как Доктор.
Подумайте об этом, действительно. Никогда не наступит день, в который Доктор не проявит сострадание. Но неужели взрослые люди с опытом хоть какого-нибудь общения с другими людьми не способны читать между строк, судить по поступкам, а не по словам? Доктор сейчас - несравнимо больше "в себе", чем предыдущие три регенерации. Его костюм говорит "не приближайся ко мне". Он не будет удобен для Клары, он не будет удобен для окружающих, он не будет удобен для нас. Сомнения и вопросы еще не кончились. Но задавать вопросы - это полезно.
А еще он не всегда, пока еще, удобен себе. Просто не привык, разнашивает нового себя, как новые ботинки. Так мы плавно переходим к последней теме разговора - способности сделать верный вывод.
Скажу честно, я сильно об это споткнулась поначалу и, если бы не помощь
crrazycoyote, еще долго бы пыталась разобраться. Я не могла понять, как Клара, Клара, которая знает Доктора лучше, чем кто-либо, может не ответить на простой вопрос, заданный им? Когда Доктор, все еще в процессе привыкания к новому себе, настраивает себя по ней и ответ так очевидно важен для него? Чтобы понять это, видимо, нужно больше знать о воспитании. О том, что это не всегда понятный, прямолинейный процесс. О том, что то, что хочется, проще, честнее сказать - не всегда равно тому, что сказать полезно. Клара поступает как психически полноценный человек и отличный учитель. Она дает подсказки, но не готовые ответы. Он должен нащупать себя сам.
Доктор - вечный оптимист. Не унывает в безвыходных ситуациях, видит лучшее во всех живых существах. При этом, как мы помним, его история с далеками ставит их в особое положение. И - первый звоночек - Клара указывает ему на то, что по отношению к ним он проявляет стереотипное мышление, он прислушивается. По сути, то, что Доктор до сих пор готов дать шанс даже далеку - это чудо, которое не следует принимать как должное. С его стороны это гигантская работа над собой. Дело в том, что любой, абсолютно любой, самый негативный опыт в жизни ценен настолько, насколько ты способен усвоить урок, этим опытом тебе преподанный. Сделать правильный вывод из ситуации и что-то из нее вынести, обратить ее в свое развитие - это очень про оптимизм и про Доктора. Тут же, в момент, когда он получает в лицо подтверждение, что все напрасно, Доктор дает сбой - и это нормально в его положении неразношенной обуви. Процесс переработки опыта в вывод чаще не прост, чем прост. Порой людям для этого требуется помощь психолога, учителя, друга. Меланхоличный Доктор, прислонившийся к стене после починки Расти - по-человечески уязвим (уверена, у него еще не раз будут подобные моменты, это тоже абсолютно нормально, учитывая, через что он прошел). Это момент не про его эгоцентризм (который, конечно, нельзя отрицать), а про то, что порой ему нужна помощь. И хорошо, что она у него есть.
Осталось сказать про солдатов. Про Джорни, которую оставили за бортом. Странно видеть чье-то удивление на этот счет, ведь так было всегда. Доктор с самого начала не любит военных, потому что военные говорят на языке физической силы и лишают жизни других существ. Это, естественно, противоречит всему, во что верит Доктор, и это не нужно объяснять. Кроме того, после Войны времени, побывав солдатом сам, он получил дополнительную причину избегать их - точно так же, как он бежал от самого себя, того, кто уничтожил Галлифрей. Солдат не перестает быть солдатом, как далек не перестает быть далеком. Если Доктор возьмет в спутники далека, далек будет уничтожать все живое; если Доктор возьмет в спутники солдата, солдат будет продолжать сражаться - просто за Доктора. А Доктору, как известно, не нужно, чтобы за него сражались. К сожалению, он справился с этим сам.
Серии про далеков каждый раз интересны из-за бесконечного равновесия системы Доктор-далеки. Доктор никогда не уничтожит далеков, потому что он (как Доктор) не способен на подобный акт, не может приравнять себя к ним. Далеки никогда не уничтожат Доктора, потому что то, что они считают своей чистотой, является их слабостью - отсутствие человеческого фактора. Холодной логике не победить безумца, который чувствует слишком много.
Так что - till the next time.