Good

Dec 09, 2024 17:51

Запись этого спектакля появилась в сети в апреле, я сразу же скачала её - и вот до декабря никак не могла наконец сесть и посмотреть.



"Good", спектакль по пьесе С.Ф. Тейлора о либерально мыслящем немецком профессоре и литераторе посреди нацистской Германии, режиссёр Доминик Кук, в главной роли Дэвид Теннант.

Изначально он должен был играться в 2020 году. И когда его только объявили, первое, что я сделала, это пошла и купила билеты в театр. С "Ричарда II" в "Барбикане" прошло уже сто лет, и что может быть лучше Теннанта вживую на сцене и Лондона. А потом наступил ковид, театры закрылись, спектакль отложили на неопределённое будущее. В конце концов постановка вышла в октябре 2022. Лондон в кому времени превратился для меня в недостижимое далеко.
Так что да, я долго собиралась это посмотреть - и мне было страшно, что спектакль не выдержит всего веса скопившегося ожидания.
​И конечно, я беспокоилась зря. Это правда очень сильный спектакль.

​Очень минималистичный: на сцене из декораций - две сходящиеся углом стены и место, чтоб сесть, и три актёра, которые с неё не уходят. Теннант играет профессора Хальдера, Эллиот Леви и Шэрон Смолл - все остальные роли.



Между сценами никаких пауз, просто щелчок, смена света - и актёры меняют позу, голос, манеру, осанку и переключаются в другой образ. Каждый из них при этом настолько чётко очерчен, что сомнений, кто перед тобой, нигде не возникает. Правда, сами второстепенные персонажи достаточно просты, пьеса занята главным образом главным героем. Все, кого играет Смолл, вообще не столько люди, сколько обстоятельства, о которые Хальдер спотыкается. Единственный противовес ему - всё больше молчащий ближе к концу бывший друг Морис Глюкштайн. (Дополнительный слой смысла этой истории предательства и разрушения отношений, пусть и только для фанатов, создаёт то, что взаимодействие Теннанта и Леви чем-то неуловимо, но явственно напоминает взаимодействие Теннанта и Шина)



​Темп быстрый, эпизоды не всегда следуют в хронологическом порядке, зигзагами вырисовывая путь Хальдера, который ещё и вставляет свои мысленные комментарии прямо внутрь диалогов.
​Некомфортный брак, слепая выживающая из ума мать, старый друг-еврей, с которым они рассуждают, что нацистам всё равно же придётся выбросить предвыборные расистские лозунги, чтобы адекватно управлять страной. Внезапно нагрянувшая влюблённость в студентку. Карьерные и денежные перспективы, которые даёт вступление в партию. Роман в пользу эвтаназии, чтобы выплеснуть эмоции от выматывающего ухода за матерью - и внезапное лестное внимание к нему с самого верха. "Я был старым военным и специалистом по Гёте, и они любили меня. Когда тебя так любят, сложно не полюбить их в ответ".
​Я заспойлерила первый акт, простите.



​После привычки к постановкам Шекспира, современные пьесы вечно кажутся такими короткими. Что такое 1:45?.. Сжатый безжалостный этюд человеческой психологии.
​Хальдер мается, но ищет и находит всё новые объяснения, всё новые точки зрения на ситуацию, всё новые оправдания своему участию. В конце концов, среди многих вещей, которые волнуют его, проблемы евреев, конечно же, есть. Но ниже много другого на шкале приоритетов.



​Теннант - Теннант: тихо, тонко, точно, безжалостно. А ещё как вот он это умеет, что его отрицательные персонажи так по-человечески понятны со всеми их личными трудностями, но никогда не становятся от этого менее очевидно отрицательными?

Нет, не как "Ричард" или "Гамлет", но чертовски хороший, сильный спектакль.

актер: david tennant, *рецензия, раздел: спектакль

Previous post Next post
Up