На рождество Иоанна Предтечи

Jul 07, 2017 17:14

Лучше, чем автор слов, приведенных в ниже следующей статье о величайшем пророке, Предтече и Крестителе Господнем Иоанне, я написать не могу.

Вот такой он - Креститель Господа нашего Иисуса Христа, хрупкий с виду сосуд, наполненный непостижимой силой Божией благодати, ангел во плоти Иоанн.
Человек, обладающий необыкновенной властью слова, который не себя пришёл прославить и возвеличить в народе Израиля, хотя ничего ему это не стоило (столь огромно было почитание Иоанна в народе), а пришел он явить истинного Спасителя Израиля и всего мира Иисуса Христа. Явить и после этого уйти. Найдётся ли сегодня среди всех православных хотя бы один такой человек? Едва ли...

Но мы знаем, что нам обещано Господом. Не одного, а даже двоих Своих свидетелей пошлёт нам Господь! Всё самое поразительное впереди! Не один Израиль..., вся земля будет потрясена их проповедью покаяния!

Больше, чем пророк

Екатерина  Иванова,

07.07.2017

Рождество пророка Иоанна Предтечи празднуется Православной Церковью с особой торжественностью. И это не удивительно, ведь обстоятельства его рождения были совершенно исключительными. Это было время, когда уже совсем скоро должно было случиться на земле главное Рождество в человеческой истории - рождение Спасителя, и знойный воздух Палестины дрожал от напряжения... Не все чувствовали этот огненный жар сбывающихся пророчеств, не все видели Ангелов, сходящих с Небес на землю. Но первосвященник Захария был одним из тех, кто встретился с вестником воли Божией лицом к лицу...

Тот самый Архангел



..Это случилось, когда Захария вошел в Иерусалимский храм для каждения - самого важного священнодейства в те времена. Состояло оно в том, что священник, которому выпал жребий совершить этот обряд, входил во святилище и возлагал на алтарь благовонный фимиам - символ молитвы его народа к Богу.

Во время каждения Захарии явился Ангел и сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн (Лк. 1, 13).

О чем молился в тот момент праведный священнослужитель? Вряд ли о своих личных нуждах - ведь священник, входящий во святилище, был, в первую очередь, представителем всего народа. Блаженный Августин предполагает, что Захария молился в этот момент о пришествии Мессии. Значит, говоря об услышанной молитве, Ангел пообещал ему, что Мессия вот-вот придет. Уже намечен и предтеча Мессии, каковым будет сын Захарии. Этому мальчику выпадет тяжелая ноша, поэтому Господь дарует ему особые таланты, о которых тоже произносится предзнаменование: он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1, 15-17).

Захария в ответ на эту радостную весть просит у Ангела знамения, и Ангел называет свое имя: Гавриил! Это имя должно быть хорошо знакомо священнику - ведь именно Архангел Гавриил дал пророку Даниилу великие обетования о приходе Мессии, и вот они - сбываются! Но Захария являет нестойкость в вере, сомневается, поскольку по естеству они с супругой уже не могут, кажется, быть родителями, - и в наказание Гавриил налагает на него печать немоты, которая падет тогда, когда исполнятся слова Ангела о рождении будущего пророка.

Первая встреча

Захария, несмотря на глубочайшее потрясение и немоту, оставался в Иерусалиме несколько дней, чтобы закончить свое священническое служение. Такова была его верность долгу. Его жена Елисавета скрывала от окружающих свою беременность до тех пор, пока к ней не пришла Сама Пречистая Дева. В тот момент, когда они встретились, младенец во чреве Елисаветы «взыгрался радощами», то есть начал активно двигаться, и мать заметила это. Так святой Иоанн, еще не родившись, единственно доступным ему способом приветствовал своего Господа в их первую встречу. А праведная Елисавета, исполнившись Духа Святого, произнесла пророчество, которое и по сей день, в отрывке из Евангелия от Луки, читается на Богородичных службах: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! (Лк. 1, 42). Такое простое и обыденное на первый взгляд событие, как встреча двух родственниц, будучи наполнено духовным содержанием, приобрело вселенский масштаб.

Между жертвенником и алтарем

Все сказанное Архангелом Гавриилом сбылось в судьбе святого Иоанна полностью. Но его родителей к моменту исполнения этого предсказания уже не было в живых. Церковное предание говорит о том, что Захария был убит по наущению царя Ирода. Ирод, несомненно, знал о чудесных знамениях, сопровождавших рождение пророка, и вознамерился его убить, ошибочно полагая, как и многие потом, что Иоанн и есть тот самый Мессия. Праведная Елисавета укрылась с младенцем в горах, а Захария служил свою череду в Иерусалимском храме. Воины Ирода тщетно пытались выпытать у отца, где спрятан его сын, и закололи священника между жертвенником и алтарем, о чем впоследствии напомнил иудеям Сам Спаситель: да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником (Мф. 23, 35). Елисавета умерла через сорок дней после смерти мужа.

Святой Иоанн остался сиротой и, скорее всего, был взят на воспитание обособленно живущими иудеями - ессеями. Ессеи не вступали в брак, но принимали на воспитание чужих детей. В отличие от других иудеев, ессеи не приносили жертвы в Храме, а совершали собственные очистительные жертвоприношения. Многое в образе жизни Крестителя Господня Иоанна напоминает обычаи ессеев - и обет безбрачия, немыслимый для правоверного иудея, и удаленность его служения от Храма. Но между сектой ессеев и святым пророком есть кардинальное различие: ессеи были целиком и полностью во власти ветхого закона, а Иоанн Предтеча являлся своеобразным связующим звеном между царством Закона и Царством Благодати.

Нередко Иоанна Крестителя относят к назореям. Так назывались люди, полностью посвятившие себя Богу. Они давали обет в течение некоторого времени не пить вина и более крепких напитков, не стричь волосы, не прикасаться к умершим, чтобы не оскверниться. Очевидно, что если святой Иоанн Креститель дал такой обет, то сроком на всю жизнь.

«Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное»

Проповедь святого Иоанна - проповедь покаяния - была чрезвычайно далека от законничества ессеев, нова и удивительна для его последователей. Подобно ветхозаветным пророкам, он обличает народ Израиля в отступлении от заповедей Божиих: Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3, 8-9). Но спасение уже близко: грядет Мессия. Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Наставления святого пророка просты, видно, что он говорит с простыми людьми, которые и хотели бы соблюсти все заповеди, но запутались «в сложностях современной жизни»: И спрашивал его народ: что же нам делать? Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем (Лк. 3, 10-14). Для каждого у грозного пророка находится слово одобрения: все получится, как бы трудно ни казалось поначалу, потому что уже совсем близко Сильнейший.

Креститель и Крещаемый

Святой Иоанн видел Господа во время Его земной жизни всего один раз - в момент совершения Крещения. Господь начинает с крещения у Иоанна Свое общественное служение. Он приходит к берегам Иордана тогда, когда в народе появилось всеобщее стремление к крещению и покаянию, то есть когда дело Пророка и Крестителя Иоанна было уже выполнено. Иоанн лучше многих понимал, Кто стоит перед ним. Он в ужасе воскликнул: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Но Спаситель сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (Мф. 3, 15). После этого Господь на сорок дней удалился в пустыню, а Его Предтеча принял мученическую смерть по повелению Ирода Антипы.

Пока Предтеча находился в темнице, между его последователями и учениками Иисуса Христа произошел спор. Многие почитали Иоанна Мессией, и не все были готовы к тому, что Мессией окажется скромный плотник из Назарета, ничем до сих пор не примечательный. Уже пребывая в темнице, святой пророк послал двоих своих учеников, чтобы они спросили Иисуса прямо: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? (Мф. 11, 3). Согласно церковному толкованию, Иоанн отправил это посольство не ради себя, а только ради своих учеников, чтобы они, сомневающиеся, лично увидели Господа в лице Христа.

Когда же вышли от Иисуса ученики Иоанна Крестителя, Господь обратился к народу с такими словами: Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 26-28). Как понять это высказывание? По толкованию святителя Иоанна Златоуста, под меньшим в Царстве Небесном Спаситель имеет в виду Самого Себя, младшего по возрасту относительно Своего Предтечи и меньшего по мнению многих. Есть и другое толкование этих слов: Господь хотел подчеркнуть, что с Его пришествием в мир начинается новая эпоха, и самая великая праведность Ветхого Завета не может превзойти новозаветной жизни, вход в которую открывается крестной смертью и воскресением Христовым.

Газета «Православная вера» № 13 (585)
[Екатерина Иванова]

Христианство, вера, Православие, праздник

Previous post Next post
Up