Жостово

Feb 23, 2012 00:15

Поднос - необходимая человеку вещь, когда надо поднести что-то, и как подставка для блюд и напитков. Более широко он стал использоваться с распространением чая и кофе: на поднос ставили самовары, чайники и кофейники, складывали свои визитные карточки посетители особняков знати и учреждений, на них лакеи подавали господам письма. Они украшали стены купеческих и мещанских домов, трактиров, чайных.
Первые в России подносы были либо в виде больших расписных деревянных блюд, либо металлических досок с бортами из олова, меди и латуни. Разная форма, резные узоры - гравировка или рельефное изображение на бортиках. В XIX веке медные подносы все чаще стали заменяться сделанными из папье-маше и железа.
Жостово - подмосковная деревушка (село). Сперва здесь появились подносы из папье-маше в связи с распространением чая, металлические подносы делали на Урале, в С.-Петербурге.
Начало производства подносов относится к 1807 г., когда была основана мастерская Филиппа Вишнякова, затем его дело продолжил брат Тарас.

Цветы, плоды - вот из чего составляют свои букеты жостовские живописцы. Собранные в плотные букеты или "враскидку", поставленные в кувшин или разложенные на тарелке, они никогда не в "портрет цветов" или "портрет плодов", цветы и плоды Жостова трехмерны. Техника сложна и делится на шесть этапов: вначале художник наносит замалёвок, пятна широкой кистью рисует силуэты цветов и листьев. Затем подносы сушат в печах сутки. Жостовскую роспись называют лессировочным письмом, она многослойна, слои наносятся жидкими лессировочными прозрачными красками. Второй этап - тенёжка, прокладка теней, прописка теней тем же цветом, но более темным, сливающимся с фоном.  Третий этап - прокладки. Высветление выступающих частей теми же красками, но более плотными (добавляются белила). Четвертый этап - бликовка, наложение бликов, пробела и оживки, усиливается игра света. Бликовка бывает легкая или плотная. Завершающие этапы - привязка и чертёжка. Роспись насыщается линией, уточняется рисунок из частей, штрихи, мелкие детали (стебли, усики, травка). Поверхность подноса перед росписью грунтуют, шпатлюют смесью глины, "голландской сажи" и масла, сушат в печах, шлифуют, покрывают поочередно черным и бесцветным лаком и только потом расписывают маслом. Сушат подносы после каждой операции, затем роспись покрывают лаком, в конце делают уборки - орнамент бронзовой краской по краю.









роспись, народные традиции, Жостово

Previous post Next post
Up