МУЗЫКАЛЬНЫЙ КИОСК

Oct 30, 2013 00:59

Часто происходит так, что поэты чувствуют жизнь глубже, чем другие, и выражают это в своих стихах. По крайней мере, так было раньше. Теперича не то, что давеча… Но, не закрывайте этот пост, здесь содержится не только констатация фактов как все плохо, нет, подождите, не только это… Тупая констатация фактов о том, что "все погибло" или "мы все умрем" часто приносит вред, порождая депрессию. Поэтому при такой констатации необходимой добавкой должны быть следующие вещи (и/или):
- объяснение причин, почему все плохо, то есть выдвижение теории, дающей максимально полную картину (здесь я этим заниматься не буду, кишка у меня тонка);
- поиск и распространение «точек силы», где не все плохо, а может даже и хорошо или просто отлично, не отключая критического мышления, так как  это всегда опасно…..

Массовая культура лишена поэзии начисто, как голос кастрата лишен подлинности, как в синтезированном на компьютере новом хите только пустота и больше ничего. Масс-культура не достает до души, не пробивает толстую броню, которая похожа на старую мозоль, этой «культурой» и натертую. Да и какие душевные чувства может вызвать у живого человека мертвечина, кроме тошноты и отвращения? Ни в телевизоре, ни на радио нет места поэтам, да и есть ли они вообще в наше (с)мутное время?
Кто поет, и что теперь поют в компаниях и застольях? Только народные песни, да и то, из слов - только полкуплета и припев. Пение в компаниях стало очень редким явлением, одно время помогло караоке с 4000 песнями на диске, но видимо уже всем надоело, и нет на это у людей ни душевных сил, ни эмоционального заряда.

Недавно ездил на свою малую родину, где с другом детства отметили мой приезд и вдвоем ночью пели песни во дворе. Особенно душевно и громко выводили мощнейшие вещи -  «Славное море священный Байкал» и «Прощайте, скалистые горы», но никто из соседей почему-то не вызвал полицию и даже не сделал нам замечания. А на следующий день пожилая соседка, выразив свое почтение, попросила при наличии такой возможности повторить концерт, так как она, видите ли, давно не слышала такого хорошего  пения (дуэтом бас-баритон). Смешно, однако…

Я не смотрю телешоу, если я включил радио в машине, это не значит, что я его слышу. Если спросить меня о чем пелось или говорилось пять минут назад, я скорее всего не отвечу, если не включал восприятие из чисто медицинского интереса. Чисто медицинский интерес возникает редко и заключается лишь в полуавтоматической постановке диагноза, если из эфира всплывает что-то новое. Остается послушать нового мертвеца, проанализировать тип его «пустоты», поместив затем в соответствующую «папку». Раньше было Ретро-ФМ, теперь от него тоже тошнит. После песни Ю.Антонова обязательно врубят рекламу «У Вас проблемы с мочеиспусканием?»… Сплошной глум, явный и скрытый. Яд, медленный и быстрый. Легкость в мыслях у радиоведущих необычайная.
Но с недавних пор, забыв взять в машину МР3плеер, который я забрал у своего старшего сына, я испытываю досаду. А если нужно ехать куда-нибудь далеко, я испытываю радость, что можно будет воткнуть в уши наушники. С чего бы это?

В нашей юности нам хватало Цоя, Чайфа, Гражданской обороны, Мамонова, Ноля и пр., это было своего рода рок-гетто, в котором мы жили. Но по мере взросления гетто стало очевидным и не нужным, его содержание не отвечало ни на какие вопросы и перестало трогать душу. Возьмешь, бывало, гитару в компании, а те песни уже не идут, они стали пустыми. Споешь пару куплетов и останавливаешься, все не то…, какая-то фальшь и ненужность.

Со времен моей бесшабашной юности прошло довольно много времени, а сегодняшняя молодежь по-прежнему поет Цоя, Чайфа и еще других прочих ископаемых! Те, кто еще что-то поет для души - поют именно это! Удивительно. То есть это все-таки гетто? Получается, что в мире мертвечины достаточно всего лишь малой крупицы намека на смысл, чтобы молодежь это пела? А есть ли сегодня те, кто покажет выход из этого музыкально-культурного гетто? Те, кто даст культурный ответ пустоте. Еще недавно я думал, что нет, без вариантов. Теперь я не сужу так категорично, и сказать однозначно «нет» уже не могу. Прошу не искать далее в моих словах рекламы, прошу не подозревать меня в этом.

Лет десять назад я увлекся творчеством группы «Калинов Мост», и так как тогда был еще молодым инженером, то безответственно позволял себе проводить часть рабочего времени с наушниками на голове. Очень оригинальная, и трогающая что-то внутри музыка. Потом была пауза лет в 5-6. Потом дома появился интернет и, внимательным образом читая газету «Завтра», различные сайты типа Contr-tv, я постепенно перестал быть аполитичным и созрел в своих красных убеждениях не на уровне веры, а на уровне понимания. Потом душа чего-то вспомнила и попросила музыки. Я набрал «Калинов Мост» и качнул пару альбомов, которых я раньше не слышал. Сначала был «Ледяной поход» .
……
Край восточный терпкой долготы,
Не измерить, не объять.
То ли сладкий, толи горький дым...
А то ли пьяный, то ли трезвый дым...
Позови прозреть опять.

Три казака ловко повстречались
И решили загулять
Закипели мёдом чары
Льётся с неба, льётся с неба,
Льётся с неба благодать.
Льётся с неба, льётся с неба,
Льётся с неба благодать….. («Благодать»)

И дальше:
…….
А окрест кипит измена -
Сатана играет бал.
Душу пробуют безменом -
Тут уж пан или пропал!

Знает парень: пуля - дура,
Штык калёный - молодец!
Сохнет сладкая микстура,
Тает горький леденец……. («Крест деревянный»)
              ……..
Эти ночи и дни не забудем с тобой:
Смерть косила ряды, разохотилась лютая.
Супостат окаянн, наседает бешено:
Бьём картечью его, где штыком, где саблей вострою.

Ох, кровей напилась земля крымская.
Черноморский флот на дне покоится.
И всё меньше нас, адмирал убит,
Но мы держимся из последних сил... ("Севастополь")

Если честно, мне все равно, что за рацио у автора этих песен Дмитрия Ревякина. Когда-то он эмоционально и путано говорил что-то восторженное о Белой Гвардии, о «ледяном походе» отступавшей колчаковской армии. С такой оценкой тех событий лично я категорически не согласен. Но песни мне понравились. Если верить Н.Тесле, который утверждал, что человеческий мозг - это, прежде всего, приемник космической информации, то Ревякин молодец, так как в принимаемые им из Космоса стихи он не подмешивает субъективности (почти шутка), а если и подмешивает, то «без фанатизма». Наверное, здесь, и далее действует принцип А.Ахматовой: «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», который говорит о противоречивой сложности и тонкости психического процесса творчества. Вдвойне молодец Ревякин, нечего сказать, пусть он говорит что угодно, песни мне его нравятся, в них нет даже запаха мертвечины. Просто кое-где нужно немного фильтровать и все.

Затем вышел альбом «Эсхато». Ну тут уж, извините…, снимаю шляпу.  С каждым альбомом радикализм текстов нарастает, обычная лирика «КМ» уступает место более жестким и злободневным вещам, например, «Друг»:
….
Тихо, словно в гробу
Запах прелой доски
Время выбрать тропу
Необъятной тоски
Только сердце в груди
Рвётся, просит добра
Выпить каплю тепла
Видеть свет впереди

Так, пойди, поищи
Сторонись цепких рук
Громче, звонче свищи
Может, явится друг
Друг сердечный, родной
Без коварства и лжи
Вместе песню сложить
Он с тобой заодно……

Или сильнейшая композиция «Мать-Европа»:
…..
Нечем дышать - оскверненный спекается воздух
Бред бесноватых зловонием застит глаза
Заклятым время распада, бремя притворства
Близятся сроки Праведный Суд возглашать
Солнце Европы сгорает скорбным укором
Сытый потомок Империй праздно молчит
Пламень целебный в груди незримо расколот
Падаль вокруг, вороньё, стаи волчиц

Мать Европа, что с тобой случилось?
Мрак кромешный, хляби мутной лжи
Мать Европа, нам судьба вручила
Дней последних знамя водрузить…..

Пару лет назад увидел по телевизору реакцию зала (какой-то рок-фестиваль, типа «Нашествие») на песню «Мать-Европа». Реакция зала - почти полная тишина (относительно полная, конечно). Народ был оглушен и не знал, как реагировать. Когда поет Гарик Сукачев что-нибудь странное о своей бабушке и очень кривляется, то всем понятно как в данном случае реагировать, нужно тоже визжать и кривляться, поминая его бабушку и поднимая себе настроение. А когда специфическая молодежная тусовка слышит: «Мать Европа, что с тобой случилось? Мрак кромешный, хляби мутной лжи…», то проглатывает язык. Ну, и зря не отреагировали, ведь сказано-то все по делу: - дней последних знамя водрузить….

Сравнительно недавно появился альбом «Золотое толокно». А в нем есть - заглавная композиция «Толокно», предельно конкретная, но все же довольно лиричная композиция:

….
Из порожнего не пьют, не едят
Плесневеет тиной дно
Ищет выводок гадких утят
Золотое толокно

А вокруг притворно воет медь
Мох болотный да лишай
Уцелеть, где прописалась смерть
Поскорей решай…..

- такой текст вполне подойдет для любого концерта Сути Времени...

Дальше - больше:

…Как однажды нас с тобой продали полным ведром
Кто за это получил медали - чую нутром
Как средь бела дня такое вышло, - пьем, как всегда
Глянь - хомут на шее, рядом дышло, как у скота

Поздно нынче сокрушаться паря, репу чесать
Зараз всем гуртом в полон попались - ловок чужак…   («Продали»)

Все понимает Дмитрий, за это ему уважение. Не секрет и не загадка для него наша суровая злоба дня:
…..
Брошенные зерна
Всходы дадут
В осень соберем урожай
Вовсе не зазорно
В нашем саду
К сердцу человека прижать…

Спасибо, «Калинов Мост». Можно даже простить любовные намеки Ревякина на белую гвардию и прочие  выверты, носящие эпизодический характер. Хоть и клял когда-то Ревякин большевиков, на чем свет стоит, так давненько  это было и много воды утекло. Да и есть, возможно, у него в казачьей родне пострадавшие, можно, наверное, его понять. Бог с ним… По крайней мере это не отразилось на искусстве.
Есть у "КМ" композиции интересные и не очень, сильные и слабые, но нет у "КМ" мертвых и пустых вещей, и этого по нашим временам уже очень и очень много.
Благодаря «Калинову Мосту», а также той призме, через которую я с недавних пор смотрю вокруг, мной оказались замечены некоторые другие весьма обнадеживающие движения в современном роке. Вот, например, «Аквариум» с очевидным намеком на М.В.Ломоносова:

Когда-то у нас были руки и дороги,
Теперь мы ждем на пороге
Мы смотрим на дым из трубы
И голубь благодати встаёт на дыбы

И зной и ветер. Хрустальный ветер
Поздно ждать, когда наступит кризис
Смотри, как горят эти книги
Назад, в Архангельск!

Мертвые с туманом вместо лиц
Жгут в зиккуратах на улицах столицы
В небе один манифест
Куда бы ты ни шел - на тебе стоит крест

И зной и ветер. Хрустальный ветер
Поздно считать связи и интриги
Смотри, как горят эти книги
Назад в Архангельск …… («Назад в Архангельск»)

- в связи с реформой РАН звучит особенно актуально.

Или это:
….. А ты записан в GPS, теперь беги - не беги
Черные птицы будут сужать над тобой круги
По радио будут петь, что любовь - кольцо
Огонь печей Вавилона опаляет твое лицо

Многие надеются, что он отошел от дел
Что он продался, спился и оскудел
Что он сгорел или провалился под лед
Но неправильные пчелы продолжают
Делать свой неправильный мед

А значит остается только чистая вода
И скрепляющие тебя провода
Остается то, на чем машина дает сбой
И Вавилон... Вавилон...
Вавилон не властен над тобой
Вавилон не властен над тобой
Вавилон не властен над тобой
Вавилон никогда не был властен над тобой… («Огонь Вавилона»).

БГ конечно как всегда заумен и иносказателен, но в данном случае конкретики он дал необычно много, по-стахановски.

… Мы держались так долго, как только могли
Но туда и сюда - напрочь забыли пин-код
И теперь мы скользим, не касаясь земли
И бьемся в стену, хотя с рождения знали, где вход

Но тяжелое время сомнений пришло и ушло
Рука славы сгорела, и пепел рассыпан, и смесь
Вылита. И тому, кто тут держит весло
Сообщите, что Тайный Узбек уже здесь… («Тайный узбек») - тоже ведь очевидный смысл имеет место, правда?

На этом я остановлюсь, так как явно перегружаю формат поста, да и изливать все свои предпочтения на читателя невежливо, он и сам разбирается. Скажу только, что у приведенных авторов множество и других прекрасных и актуальнейших вещей. Не одна....две, а именно много. Есть и другие интересные авторы, которые в данный текст не попали, ну и ладно.
И остается порадоваться за наших «старичков», и помнить о том, что слово - это сила, а если оно подкреплено хорошей музыкой - это сила в квадрате…
Previous post Next post
Up