женщины в фантастике и скандал на Хьюго

Oct 03, 2015 13:08

Не так давно мы с elle_nt (Еленой Бычковой и Натальей Турчаниновой) разговаривали на тему того, как относятся к женщинам-фантастам в России. Им эта тема хорошо знакома - несмотря на то, что Алексей Пехов неоднократно говорил читателям о том, что их книги рождаются в рамках совместной работы, а сами женщины- обладательницы множества премий,  народ яростно разыскивает "женские" и "мужские" куски в совместных с Олешером книгами, постоянно терпя сокрушительный фэйл. Изначально та же ситуация была и в США с Европой, поэтому многие женщины брали гендерно нейтральные или мужские псевдонимы (Андре Нортон, Ли Брэккет, проч), однако постепенно эта ситуация исправилась. У нас же, если женщина написала киберпанк, сайфай и т.д., ей нужно кому-то что-то доказывать, а читатель книгу с полки просто не возьмет из-за предубеждений.   Особенно меня позабавила история от неизвестной мне женщины-писателя, которой ставили в пример ее же книги, написанные под мужским псевдонимом. Тут уж не знаешь, плакать или смеяться. Многие затем стараются "извиниться", своими извинениями оскорбляя еще больше, - скажем, принижая роль женщины, называя ее "вдохновительницей" вместо автора или отказывая ей в эго, говоря "главное, что все, что мы, мужики, делаем - это ради женщин".  Все это достаточно неприятно, учитывая, что каждый индивидуальный человек обладает своим, особенным взглядом на мир, позволяющим писать отличную фантастику.



Тем не менее совсем недавно на премии Хьюго случился скандал  - туда ворвались "грустные щеночки", считающие, что на премии побеждают сплошные содомиты, женщины, одноногие негритянки и так далее.Подробнее историю на русском осветил Зилич в статье "Красная свадьба научфанта или Что случилось с премией Хьюго в 2015 году" , хотя он слишком вольно обошелся с фактами и к моменту написания статьи не прочитал ни одного из победителей или номинантов (там есть отличные комментарии). Но несмотря на это, основная идея простая: кучка "суровых белых мужчин" вознегодовала, что побеждают неугодные им люди, и начала портить голосование. Это гопническое поведение изрядно разозлило множество фантастов - от Джорджа Мартина до мастера боевиков Джона Скальци (кстати, он ведет чумовой блог, где то феерически поливает геймергейтеров, то открывает новые книги молодых авторов; я переводила его гид для комментаторов о том, как нужно комментировать). В общем, эта история рассердила всех, кто действительно пишет фантастику, и породила множество дискуссий. Скажем, Джемисин говорила, что фантастика вообще выросла из "Франкенштейна" Мэри Шелли (=женщины), и так далее. Женоненавистническая тематика - вообще тренд года: Геймергейт (после которого стало невозможно читать русскую игровую прессу, соревнующуюся в том, кто чаще употребит слово "мужской" и "сиськи"), скандал на Хьюго, проч. И это при том, что даже мастер черного фэнтези Джо Аберкромби написал "Полмира" - плотный, вышибающий дух роман о девушке-воине Колючке Бату, которой все [безуспешно] мешают стать крутым бойцом (кстати, у Аберкромби с женскими характерами - как подлыми, так и типичными вояками проблем нет). Я же решила написать на Redrumers про победителей (и часть номинантов Хьюго) последних 5 лет, чтобы проанализировать ситуацию и понять, была ли необходимость негодовать. И первой книгой был мега-раздражитель для разных "грустных щеночков" - "Слуги правосудия" Энн Леки, домохозяйки, собравшей урожай из всех премий 2014го.

И книга меня совершенно околдовала своей холодностью, прозрачностью, пустотой и пучком идей. «Слуги правосудия» и впрямь впечатляющий, завораживающий роман, полный игры ума. Простая проблема за счет множественности личностей приобретает совершенно иные масштабы - это тебе не подростковые метания. Это словно зеркальная комната, где чем больше смотришь, тем дальше "улетаешь". На одном из уровней роман является холодным, сдержанным триллером, а на другом - фрактальной феерией из множества личностей, прихотливо переплетенных друг с другом (что-то вроде «Квантового вора» Ханну Рааниеми, про которого я никак не могу написать, - он слишком крут). Главная героиня романа - космический корабль «Справедливость Торен» - является частью империи Радчааи. Империя поглощает планету за планетой в ходе аннексий. Во время аннексии всех сопротивляющихся уничтожают или используют как тела-переносчики для копий сознания завоевателей и их кораблей, а оставшихся делают полноценными гражданами империи. Космические корабли радчаай существуют на протяжение веков и представляют собой сложный искусственный интеллект, наделенный своеобразными чувствами (чувства ускоряют выбор, т.к. отпадает нужда перебирать миллиарды возможных сочетаний). Вот, читайте: http://redrumers.com/2015/09/08/ann-leckie-ancillary-justice/

фантастика

Previous post Next post
Up