"мода и мораль" Рибейро

Aug 31, 2015 19:04


Обнаружила подборку книг о моде, среди которых оказалась ссылка на серию "Библиотека журнала "Теория моды". Вот здесь есть также полный список: http://www.nlobooks.ru/books/Bibliotyeka-zhoornala-Tyeoriya-modi. Меня заинтересовали две книги оттуда - "Мода и мораль" Эйлин Рибейро и "Политическая история брюк". Обе работы очень интересны, т.к. неожиданным образом рассказывают о предубеждениях и глупости человеческой истории через изучение такой неожиданной для серьезных исследований вещи как одежда. Т.е. надо бороться и с собственными стереотипами в том числе (мне мода не казалась любопытной для наблюдения), чтобы открыть что-то новое.

В предыдущие века одежда должна была однозначно определять человека, четко демонстрируя его пол, социальное положение, а также религиозное рвение и мораль. Сейчас мы по большей части не ожидаем, что одежда будет отражать душевные качества или уровень добродетели - очевидно, что это лишь маскарад, однако будет наивностью сказать, что ожиданий и реакции на необычную или яркую одежду нет. С человеком в деловом костюме здороваются, даже не зная его - на всякий случай, а одетого в джинсы и растянутую футболку считают неудачником и неряхой, хотя факты могут не отвечать ожиданиям. Богатые люди стремятся демонстрировать свой доход и статус как одеждой, так и аксессуарами. Клеймление людей дураками, невежами или шлюхами в зависимости от внешнего вида никуда не делось, хотя значение таких мнений сильно потеряло вес. Однако сейчас одежда интересует нас с точки зрения красоты, а не морали.

В прежние же времена одежда не просто должна была быть "пристойной". Она была однозначным идентификатором социальной группы. Встречающий кого-то на улице простолюдин должен был знать, снимать шляпу и кланяться или нет, приличная это женщина или блудница, замужняя или дева, мужчина ли это или девушка. Поэтому любые переодевания, любое травести воспринималось как нарушение закона, за это сурово карали. Ведь иначе можно было принять проститутку за приличную женщину, девушку - за юношу, богатого - за нищеброда, нищеброда - за богатого, верующего - за распутника и т.д. Полный беспорядок! Ведь идентификация социальной группы немедленно влекла за собой и изменение поведения. Т.е. человек прежних времен должен был сразу же транслировать некий слепок социально приемлемых характеристик.Религиозный мир всегда делит людей на праведников и грешников, и внимание к одежде отражало это разделение. Т.е. одежда не оценивалась с точки зрения функциональности, она оценивалась с точки зрения религиозной морали. Одежде вменялось в обязанность проецировать добродетель, скромность, целомудрие, сдержанность. В этом я вижу основную проблему моралистов - они хотят выглядеть как праведники, но не являться ими.

В "Моде и морали" Эйлин Рибейро очень интересно прослеживать, какие искаженные и нездоровые формы приобретает желание контролировать чужаков. Если сегодня люди, недовольные чужими костюмами, пишут "Каждому человеку ясно, что..." или "Любому разумному существу...", то раньше подобного рода критики не мелочились и сразу писали что-то в духе "Фижмы противны Господу Иисусу" или "Дева Мария не носила чулков", выдавая свое мнение за мнение бога. Еще более интересно наблюдать за тем, какой чепухой занимались священники и прочие религиозные мужи, строча текст за текстом с названиями типа таких:
  • "Трактат об омерзительности длинных волос"
  • "Чрезвычайно омерзительные фижмы"
  • "Разнообразные аргументы против краски, мушек, обнаженных спин, грудей, рук и проч"
  • и даже "Воззвание к милости короля по поводу боковых хвостов"

Дальше тут - http://heresyhub.com/moda-i-moral-eylin-ribeyro/

non-fiction

Previous post Next post
Up