Впервые посмотрела на знаменитые картины Клода Моне... в Стокгольме. В местном музее современного искусства была сногсшибательная выставка с самыми знаменитыми работами Моне, совмещенная с показом картин Тернера и Твомбли. Увидеть вживую виды
моста Ватерлоо, многообразный
Руанский собор или чертовы кувшинки было здорово, ощущение игры света и восприятия наедине с картинами никогда не сравнится с созерцанием любой репродукции. Импрессионизм неуловим, изменчив, таинственен, смотреть на наложенные взразнобой мазки и то, как они складываются в изображение, очень увлекает.
Но гораздо интереснее было открыть Тернера. Поразительный художник. Тернер работал гораздо раньше того, как появился импрессионизм (конец 19 века), его годы жизни - 1775-1851. Более того - он оцень ценил Клода Лоррена и старался рисовать аккуратные, точные и прозрачные виды развалин, весьма популярные в то время. Кто-то мог вешать их в прихожей. Но потом с Тернером что-то случилось, он стал видеть совершенно по-другому - и начал рисовать ошарашивающе крутые работы, не имеющие связи с временем, в котором он жил. Смотрите сами:
Дождь, пар и скорость (поезд):
Совершенно очевидна передача ощущений при отходе от реализма. Айнрэндовская такая картина.
Похороны в море тела сэра Дэвида Уилки:
Восход солнца с лодкой между холмов:
Горящий уголь в ночи:
Репродукции, тем более электронные, совершенно не передают буйство и красоту, но в натуре это весьма впечатляет, особенно когда ты смотришь на год - и на Моне, висящего рядом. Делез писал об этом третьем периоде Тернера: "Но на уровне картин третьего периода, в серии тех картин, которые Тернер держит в секрете, происходит что-то невиданное. Нельзя даже сказать, что он слишком опередил свое время - здесь есть что-то, что не принадлежит никакой эпохе, что приходит к нам из вечного будущего или же убегает к нему. Полотно углубляется само в себя, оно прорывается дырой, озером, пламенем, ураганом, взрывом. Темы прошлых картин можно найти и здесь, но их смысл изменился. Полотно на самом деле разорвано, рассечено тем, что пронзает его. На поверхности удерживается только туманно-золотистый фон - насыщенный, интенсивный, из глубины разверстый тем, что рассекает всю его толщу, - шизой. Все смешивается - и здесь осуществляется прорыв (а не крушение)." Не говоря о названии картин, которые похожи на названия рассказов, вроде "Восход с морскими чудовищами". Вот тут еще можно посмотреть:
http://ec-dejavu.net/t-2/William_Turner.html Спецы стокгольмского музея совместной выставкой, где расплывающиеся на бумаге оружейные залпы Тернера соседствуют с яростной
мазней и царапинами Твомбли, достигли неожиданного для меня эффекта. Прыжок в будущее, который сделал Тернер, впечатляет еще сильнее. Кроме того наличие там Твомбли, современного художника, очень четко демонстрирует, как шло развитие искусства, к чему оно более становится не способно и что ему дозволено. Тернеру делали замечания на счет странных цветов и отхода от реализма - наверняка недовольно, пытаясь профессора перспективы (!) наставить на истинный путь, а у него из под кисти выходили такие крутые вещи. В общем, Тернер присоединился к моим любимым художникам. Машина времени какая-то. Без доктора Кто не обошлось.