Стоящий внимания, необычный короткий роман, написанный вроде бы просто, но ломано, неожиданно. Здесь язык - способ передавать часть идей романа или даже тип взаимодействий - что-то проглатывается, что-то превращается в краткую речь; реплики - как расстановки фигур. В романе соединяется тема путешествия внутри бессонницы и видоизменения типа мышления под действием оторванных от реальности операций. Главный герой так привык делить время на микросекунды, что летит вперед слишком быстро, обычные предметы для него вмиг устаревают, а сам он - стремительно опустошается, вожделея нового опыта. "Космополис" читается как Дик, хотя никакой фантастики тут нет. Миллионер, ищущий в изменениях иены код, превращается в андроида или человека новой формации, чей клаустрофобический танец внутри лимузина прерывается то ли ошибкой, то ли тягой к саморазрушению. Неудивительно, что чем дальше, тем сильнее происходящее обретает характер психоделического трипа, оставаясь насквозь логичным. При этом в действиях Эрика присутствует какая-то искусственная, неожиданная красота. Особенности мышления героя интересуют, да и сам расклад кинематографичен - богатый гений, не способный спать как следует, вдруг срывается и решает поехать постричься на другой конец города, наплевав на визит президента, колесящие похороны известного рэпера и восстание анархистов. Степень хаотичности возрастает, а в машину подсаживаются новые и новые персонажи, произносящие многозначительные реплики - находка для кино. С Эриком нельзя себя идентифицировать, и это большой плюс в литературе, где все стремятся прочитать про своего двойника. Появление образа крыс и восторг героя от того, что все разъезжается по швам, напоминает "Бразилию" Гиллиама. Самоуверенность Эрика порой исчезает, давая волю восторженности, но восторженность лишь оттого, что он может познать, овладеть чем-то еще. Характер неординарный и прописанный так, как это мог бы сделать, скажем, Баллард, если бы дал волю легкой психоделии, к тому же тут достаточно эротизма, чтобы взвести. Напоминает почему-то и Эллиса, но Делилло более изящен. Эрик выходит в мир, он ищет своего волка.
Что особенно удивительно для современной литературы, у "Космополиса" есть начало и есть конец, поездка начинается и завершается, давая кульминацию. Но роман у аудитории отнимает
обложка, - взрослый человек поостережется покупать томик с Паттинсоном, а девочки-фанатки Делилло не осилят. Уверена, Содерберг Кроненберг запорол идею. [Забавно, что Кроненберг здесь выступает как Содерберг как раз - т.е. автор мутного кино без стержня.]