Переборов консервативность, купила дешевый e-book reader. Теперь могу читать ебуки, миллионы не переизданных (или не изданных) засранцами романов у моих ног! Многие легендарные вещи на русском или вышли давным-давно, но не переиздавались, либо вообще не выходили, в итоге у меня информационный взрыв, ведь в сети полно лежит ебуков, а закрома Амазона так и вовсе ломятся.
Оказалось, что я пропустила одного из стоящих внимания киберпанков восьмидесятых,
Алека Джорджа Эффинджера. В 1987 он смешал мусульманский колорит (!), киберпанк и чандлеровский детектив - и написал трилогию про Марида Одрана, живущего в опасном квартале восточного мегаполиса. В Будайене живут отбросы общества, почитающие Аллаха, в барах пляшут переделанные из мужчин в женщин шлюхи, каждый может подключить к мозгу "модик", либо дающий знания в определенной области, либо подгружающий дополнительную личность. Но это, скорее, краски, чем суть. Трилогия про Одрана - это крутой детектив (не с точки зрения интриги, а из чувства нуар-истории), причем с саркастическими реверансами в сторону Ниро Вулфа или Майка Хаммера. Крутой не за счет красок или интриги, а за счет необычного окружения и того, что герой неожиданно развивается. Если первый роман When gravity fails был мне интересен скорее как удивительный ликбез с удачными эпизодами, то второй, A fire in the Sun, по-настоящему завел.
Во-первых, Марид Одран из первого тома - это человек, который противопоставляет натуральные, немодифицированные способности миру, где чужую психику заливают в мозг так же легко, как напитки по стаканам. Он консерватор, но при этом наркоман. Если внедрение контактов в мозг его пугает, то психоделики, амфетамины и обезболивающие - нисколько. Он сидит на всем, что известно, периодически по ходу романа просто отрубаясь. Причем это не выглядит бравадой или штрихом сурового контркультурного героя. Это слабость. Во-вторых, конечно, колорит. Боссы района и наемные убийцы, прячущие истинные намерения за длинными рассуждениями о гостеприимстве и сиянии милосердного Аллаха, - это необычно. В-третьих, отличный язык. Он нигде не фальшивит, он крайне точен. Чириги похожа на барменшу из комиксов про инопланетного червя Темплсмита. После Эффинджера пролистала "Семь грехов радуги" Овчинникова - и это был epic fail.
Герой трилогии Эффинджера отчасти слабак, но от этого неожиданно становится более интересен. Он не размазня, но и не ходячее мясо. Ему очень, очень не хочется влипать в неприятности, но он огребает там, где не ждал. Его слабость смягчена юмором висельника и богобоязненностью, которую Одран тщательно подавляет. Кажется, что черты хрестоматийны, но это ничуть не так. Черты Одрана очень удачно сочетаются, он настолько же рассудителен, насколько в другие моменты глуповат, он ждет своих прозрений, а попадает в ловушку богатства. Он в чем-то наивен, и эти черты мне близки - у него достаточно смелости, смекалки и умений, но порой он буксует на территории подлости, просто не умея предсказать ход событий. Первый том начинается с того, что мужик с "модиком" Джеймса Бонда заходит в бар и убивает клиента Одрана. Это смешно. Забавы, серийные убийцы, гомоэротизм, педалирование мусульманского обрамления, - айе. Концовка же - мощный нуар, в котором герой спасает район, но теряет дружбу. Красавицы с большими руками, приятели-мужланы - все исчезает, герой остается один.
Второй том по сравнению с первым смотрится очень зрело. Особенно он понравился мне тем, как филигранно развивает нуар-тематику одиночества героя, фатальности даров. Чем больше одаряет его вежливый глава района Фриландер Бей, чем громче хруст бумажек, тем больше он теряет, тем меньше людей готовы с ним разговаривать. Крайне хорош момент, в котором Фриландер делает Одрану подарок, от которого нельзя отказаться, - и этим отталкивает последнего друга Одрана. Но герой не застывает на месте, он злится, печалится, закидывается - и приспосабливается. Из мелкого мошенника, ненавидящего копов и кое-как делающего свою опасную работенку, он превращается в охотника; из классического наркомана - в техногика; из легкомысленного любимца девчонок - в чьего-то защитника, не теряя сплава периодической житейской бестолковости и хватки детектива.
Думаю, по большей части Эффинджер прикалывался. Если верить статьям, он не слишком серьезно подходил к написанию романов, писал, что дают, - и новеллизации Zork'а, и новеллизации "Планеты обезьян", но трилогия стоит особняком. Он подшучивает над классическими нуарами, как и над киберпанком, но поиски бога или потерянность в пустыне воспринимаются серьезно. Из условных европейцев, пищущих про Восток жестко, круто, с мистической ноткой я с ходу вспоминаю Пола Боулза (но он ближе к Берроузу, чем к киберпанкам, он мистический реалист) и Эдварда Уитмора с "Иерусалимским покером" и остальными книгами серии. Эффинджер встал в один ряд с ними.
Интересно, что Эффинджер издавался в России Центполиграфом в серии "Стальная мечта" (
http://www.ozon.ru/context/detail/id/87216/) - ну, дурацкие обложки, все дела. Так что редактор "Стальной мечты" заслуживает уважения. Последний роман серии, "Поцелуй изгнанья", тоже издавался, но я не обнаружила его в сети. Если попадется, покажите. В бумаге, конечно же, у вас нет шансов их найти, разве что у букинистов Новосибирска.