Очень неоднозначный роман. Не могу даже сказать понравился он мне или нет.
Начало повествования слабо напоминает что-то мистическое, гротескное. Гротеск не в сторону света, а, скорее, в сторону тьмы. Отдаленно напоминает Юрия Мамлеева, хотя, нет, сильно напоминает «Шатунов» Юрия Мамлеева. Я могу ошибаться, но ассоциации у меня именно такие. Роман медленно затягивает вас в какой-то сказочно-страшный мир, с тусклыми красками и какими вечно мающимися людьми. Ровно до половины можно ожидать всего, чего угодно. Повествование отрывочное, разрозненное. А вот во второй части произведения все становится на свои места - революция, светлое будущие, СССР. Перед нами антиутопия. Чевенгур - город, где люди построили настоящий коммунизм. Здесь никто не работает кроме солнца, здесь люди думают только о своей душе, у них нет угнетенных и угнетателей, буржуазии и частной собственности. Автор много иронизирует по этому поводу, что позволяет усомниться в его любви к советской власти. Однако, в то же самое время, это произведение можно считать и типично пропагандистским. Все зависит от того, что почувствуете вы. Здесь Платонов недвусмысленно пишет о пользе труда, о том, что от безделья человек страдает, не говорите мне, что это так и есть, потому что такие идеи отсылают к лозунгам советской власти. Роман глубокий, философский, скрывающий в себе множество загадок. Язык завораживает своей нестандартностью, наигранной корявостью и чудными метафорами.
Кстати, люди не были счастливы в Чевенгуре. Не то потому, что там так и не было настоящего коммунизма, не то потому, что коммунизм не может сделать человека счастливым.
PS: Так выглядит портрет Андрея Платонова в книге, которую я взяла в библиотеке.