Сейчас в боевиках популярны спецэффекты. Компьютерная графика, настоящие взрывы, шум, дум, крики раненых… Это добавляет энергичности повествованию, с этим не поспоришь. Когда пересматривал недавно Мстителей, Человека из стали и Трансформеров, заметил, что в этих фильмах массовые разрушения городов используются на каждом шагу, но гибель мирных американцев не любят показывать в кадре. Машины переворачиваются, здания падают, а люди или успевают отбежать, или их гибель происходит где-то за кадром, как бы предлагая зрителю домыслить. Я не кровожадный монстр: понимаю, что развлекательное кино не должно быть похоже на кадры документального фильма «Война на Украине», но в таких фильмах просто необходимо повысить градус реализма.
Я понимаю, что производители кино гонятся за снижением возрастного рейтинга к фильму, чтобы и юные киноманы раскошелили своих родителей в пользу кассовых сборов. Потому при монтаже избегают лишней жестокости на экране. Но это может иметь далеко идущие социальные последствия, вам не кажется? Юные умы ещё не полностью сформировали свои представления о добре и зле. Подростки могут находиться в переходном возрасте, когда ломаются взгляды на мир. И в это время им через массовую культуру транслируется поток драйва от крушений и разрушений, жертв и столкновений в масштабах всего города. При этом не показывается оборотная сторона медали: скорбь родных и близких, кровавые останки на асфальте, потоки крови из оторванных конечностей, стоны умирающих, из последних сил цепляющихся за жизнь, сдирая ногти о землю.
Я не ханжа и не моралист, но не может ли привести это к однобокому пониманию войны? Не появится ли поколение молодых людей, считающих силу и стильные фразочки решением любых проблем? Будут ли понимать значение ответственности? Трудно сказать. Уже сейчас многие молодые украинцы нехотя, но идут на войну с юго-западом. Отдельные элементы со рвением вступают в националистские организации. Конечно же не фильмы сделали Украину такой, но они были частью культуры, сформировавшей такое лёгкое отношение общества к жестокости. Отчасти, алые капли крови и нынешних жертв артобстрелов, этих трёх десятков людей, упали на руки... Нет, не авторов фильмов. На руки родителей убийц.
Я не ханжа и не моралист. Но причина всему происходящему в Незалёжной том числе и в лёгком отношении к жестокости среди её населения. И это отношение формировалось общественной культурой, частью которой был и будет массовый кинематограф. Давайте же смотреть хорошие фильмы. Смотреть хорошее кино, к которому я отношу и боевики вроде Мстителей или Человека из стали. Но давайте ещё и говорить с детьми, обсуждать просмотренное. Учить детей рассуждать и видеть обе стороны медали предлагаемой экраном картинки. Мы в силах научить их этому.