Однажды у меня с Лёней был случай, который очень отрезвил меня. Но вот уже прошло более полутора лет, а я никак не могла найти верный тон, чтобы рассказать о нем, и о моих мыслях.
Когда я родила Лёню, я очень долгое время была далека от материнских кругов. В интернете я не искала единомышленников и не общалась на форумах, искренне засыпала под Сирсов равно как и под Джину Форд, не волновалась от цвета какашечек, и не замечала того, что обычно занимает большую часть сознания молодой мамы. В реальной же жизни у меня были нескончаемые отчеты, памперсы, ролики, презентации, конференс-колы с насисечником на руках, ведомости и таблицы, дедлайны и лёрнинги - а между ними ребенок, фотоаппарат, одиночество и море. Чего уж там, про "родничок" который оказывается там где-то был на голове, я узнала уже в ближе к Лёнькиному году. Мамские сообщества мне казались каким-то страшным и достаточно невменяемым сгустком энергии, который лучше вообще не трогать - никада. К моему великому счастью удивительные талантливые мамы сами находили меня, читали меня и мои записи про ребенка, вовлекали в беседы, потом я начинала читать их - и так потихоньку меня втянуло, я начала делиться мыслями о родительстве и применять наблюдения за детьми на нас взрослых и наоборот, и теперь мой блог все чаще описывают как "блог думающей мамы". Чем я, к слову сказать, в общем-то горжусь, хотя произошло это ненамеренно.
Так вот, играла с ребенком сперва я тоже не "по-интернетному", а как умею. А поскольку я "второе поколение", играть было для меня делом приятным и естественным, мне в голову не приходило это кому-то особо рассказывать и показывать, а уж тем более хвастаться шкафчиками из коробок для подгузников, которые я делала не от особой ненависти к нормальной красивой мебели, а от сдержанного бюджета и очень ограничивающего нашего небольшого жилищного пространства. А потом я узнала, что оказывается такие вещи могут быть кому-то интересны, что есть целые блоги, построенные на советах и идеях. И не зная ещё, чем хочу быть в сети я, я пробовала разное, и в том числе мне хотелось показать какие-то наши идеи, задумки, поделки. И я для начала стала их фиксировать.
Это оказалось для меня совершенно кошмарным занятием, потому что когда меня несло и мы придумывали что-то интересное, я совершенно не понимала, как бросить эту игру, как вместо этого бежать и выставлять свет, хватать камеру.... Снимать после было обычно неинтересно, потому что игра и игрушки быстро трансформировались, и к концу игры или рисования уже мало чего оставалось от процесса, у нас было слишком много речевой игры, которую снимать можно было только в контексте - да и самой мне уже хотелось заняться чем-то своим. Так собственно я и не стала популярным мамокрафтоблоггером.
Но этот период очень здорово сказался на мне и на наших играх. Как и у всех, у меня был некий типичный подход к решению задач, и после знакомства с огромным пластом крафтоблогов он здорово поменялся. Я стала больше обращать внимание на внешний вид игрушки, стала использовать новые материалы и нетипичные для меня решения, стала в принципе чаще обращаться к чему-то визуальному, хотя ещё полгода назад в большинстве ситуаций мы бы просто представляли или брали что-то очень условное. А ещё - меня понесло. В прямом смысле этого слова. Идеи рождались постоянно, они постоянно вылезали во всем, из всех щелей, я постоянно хотела использовать что-то для чего-то, пробовать вот то и вот это. Сперва Лёня был счастлив, но как-то к вещевой стороне игры все равно не особо тяготел. Потом он все чаще отказывался от моих идей и предлагал свои - зачастую абсолютно бредовые и нефункциональные, но интересные ему. Я предлагала делать настоящую гирлянду, а он отмахивался от меня, брал воду и поливал ею натянутые веревки и твердил, что вот это "самая прекрасная гирлянда".
И вот в какой-то момент я увидела крышечки. Мы сидели за столом и говорили про полицейскую машину и вдруг взгляд упал на крышечку от кефира. Еще несколько таких же было в холодильнике на йогуртах от той же фирмы. Чудесных разноцветных крышечек, из которых вышли бы чудесные колеса для автомобиля. И меня понесло. Ааааа, Лёнька, а давай сделаем из этой коробочки машинку с колесами - радовалась я. И вдруг заметила, что еле уловимое напряжение скользнуло по его лицу и губы задражали.
- Что такое? - спросила я
Ребенок насупился, замялся, а потом тихо так и жалобно - словно я его держу на черном хлебе и воде - прошептал: "Я хочу настоящую полицейскую машинку". И тут у меня вдруг на примере нашей семьи встал перед глазами какой-то целый пласт реальности, где "поделки из ничего" становятся мейнстримом, где все дружно лепят, клеют, выпиливают лобзиком и делают экологически чистые игрушки из фанеры - и презрительно морщаться в сторону пластика. А мой ребенок хочет пластик - уже три дня мне говорит про машинку, - а я так искренне увлечена тем, что ее можно сделать самой, что словно не слышу его. А он хочет нормальную обычную пластиковую китайскую полицейскую машинку! For God sake!
С тех пор я в принципе перестала специально снимать наши игры и поделки - только если он сам просил или как-то "приходилось к слову". Ну и показывать соответственно тоже. Это было нужно в первую очередь мне, чтобы различать игрушки для игры и "ради шашечек". Когда нет на подкорке мысли "а вот это я покажу в жж", лично мне как-то проще и свободнее игралось с ребенком, во всяком случае в тот период. Я давно хотела об этом рассказать, чтобы оброненные мною случайно слова не были понятны превратно или на свой счет.
Прошло полтора года. Это перестало меня волновать, и наконец нашлись слова поделиться. Потому что я уверена, кому-то нужно знать вот это про меня. На днях Лёня играл в почту. Почта - это огромная часть нашей жизни, в Англии всё на ней завязано. Мы постоянно получаем посылки и письма, счета и извещения, ходим на почту забирать заказные бандероли и посылаем свои посылки, пускаем почтальона в наш дом, расписываемся за свои коробки и за соседские. И мне было бы конечно интересно наделать красивых марок, почтовых ящиков, красочных посылок... А Лёне хочется настоящего. Он взял настоящие весы (мои кухонные), чтобы взвешивать посылки, собрал настоящих коробок из-под посылок, настоящих конвертов с пупырышками, настоящих марок с полученных нами писем, настоящих извещений, настоящих ножниц и скотча.... И теперь носит посылки в нашу четвертую квартиру.
Сколько же счастья от возможности играть в настоящее! Наверно столько же, сколько у взрослого от возможности играть в игрушки)))))))