Обещала написать про алфавит, а пишу про математику. Просто потому что день у нас такой сегодня вышел - математический. И на фоне конкретных ситуаций у меня начали структурироваться какие-то мысли, которые захотелось вылить в текст.
Сегодня утром меня подняли младенцы в шесть часов двойным объятием с каждого боку. Это к математике не относится, но зато передает атмосферу утра и свежесть работы моего головного мозга. После Олег готовил завтрак, а я сидела на диване в гостинной и просыпалась. Лёня притащил мне какой-то журнал с Пеппой, который он вынул из папы в Асде, я обнимала его, листала страницы, а он выполнял дурацкие задание из серии сколько незакрашенных чашек, сколько будет 6-2, какой не хватает буквы в словах ...lant и ... ookies. И вот там был какой-то вопрос из серии "Свинок за столом больше чем зебр или меньше". Ленька молниеносно определил, что три зебры это больше чем две свинки, а меня чего-то дернуло спросить "А на сколько?"
И уже не в первый раз на подобный вопрос он начал путать и плутать - а потом сказал, что не знает. Я опять попыталась объяснить, и показать на примере, но казалось, словно в голове его этот концепт пока не укладывается.
Для меня существует тонкая и не всегда очевидная грань между "пока не может понять" и "пока не понимает, но понять уже готов". Я в такие моменты замираю и присматриваюсь, правда ли не понимает? Может я как-то коряво объясняю? Я попросила Олега принести нам винограду - на пищевом примере всегда получается эффективнее. И вот я взяла себе три виноградины и ему две. Стала задавать вопросы - начиная с простых: сколько у меня, сколько у него. И опять мы застопорились тогда, когда я пыталась вынуть из него эту самую разницу.
Я поняла, что он не воспринимает мои две виноградины как свои две, в его голове оно не одно и тоже. Он может сложить две свои и три мои, может вычесть из своих часть и получить разность, но вычесть из моих свои не может, потому что это же разные кучки! И в общем-то он прав - это же мы абстрактно приравниваем их друг к другу, а на практике виноградин пять и все тут.
И тогда мы пошли в другом направлении - я спросила его, что такое поровну. Как получить это поровну? Сколько виноградин надо у меня отнять, чтобы у нас было по две. Когда я показывала виноградины и визуально их вычитала, он смог сосчитать, но повторить это действие не смог, смысл остался за бортом. Мы съели виноградины по моей инициативе, потому что мне показалось, что наверно ещё рано и пора завязывать на сегодня. И тут Ленька побежал на кухню и принес нам виноградин поровну: три мне и три себе. И тут произошло чудо - у него начало получаться. Удивительно, но оказалось, что ему удобнее идти от равенства величин к неравенству, ему проще нарушать равенство, чем возвращать его.
Потому что теперь ситуация стала практической и наглядной. У меня было три виноградины, и у него три. Я съела одну виноградину - и у меня стало две. А у него по-прежнему три, то есть у меня на одну меньше. Казалось бы это тоже самое, что и в предыдущем примере, а для практного мышления малолетки это гигансткая разница - представлять гипотетические виноградины, на которые различается две кучки, или самому нарушать "поровну" и видеть его физическое существование. Теперь он с легкостью определял, когда виноградин больше на 1 или на 2 даже в уме, без наглядного материала (а на большие числа я пока решила его не гонять). Тут и мой мозг проснулся...
Закрепляли материал мы днем - и тоже стихийно. Надо сказать, что в понедельник мы шли из сада под снегом и нашли малярную кисть. Я понимаю, что это очень неожианная информация - но поверьте, its bloody relevant. Мы шли под снегом, я толкала спящую Ульку, Лёнька подметал "пыль" (см. на картинку) и так кисть была донесена до дома и даже до квартиры.
А сегодня Лёня достал вторую нашу малярную кисть, и предложил устроить антифутбольную игру под названием "толкаем мячь". На самом деле, это было не столько толкание, сколько перекидывание воздушного шарика ударами по нему нашими большими кистями, а антифутбольное оно потому, что ногами бить нельзя. И вот в разгар этой веселой игры - а игра была очень веселая, в меру дурацкая, шумная и азартная - мы начали считать голы. И их записывать звездочками на доске. И вот тут я убедилась, что Ленька понял наконец про разницу, я вела со счетом 7:4, и он хитро выщитывал, сколько ему ещё надо забить голов для поровну - и для окончания игры (на 10 голе).
А вечером он вдруг неожиданно попросил нарисовать ему звездочку - такую же, какую я рисовала ему на доске. И я рисовала звездочки, а потом нарисовала точки и пронумеровала их от 1 до 6, чтобы он по порядку рисовал линии - и так он нарисовал свою первую звезду.
Помимо гордости вообще, мне ещё приятно, что меня хватает дать ему именно то, что ему интересно в данный момент. Что не я бегаю за ним с учебниками, и что не я придумываю, чем же мы займемся сегодня. Я не уверена, что я прямо в диком восторге от интереса к математике и словам, и возможно с большим удовольствием читала бы новую книгу, ставила бы спектакль или что-то лепили, чем пинала кистями воздушный шарик, но меня не перестает восхищать, как детская тяга к знанием проявляется именно так, не отдельно, а внутри обычного дня, внутри глупой игры, вперемешку со смехом и с набитым мармеладками ртом.