Потихоньку буду переносить в ЖЖ заметки, опубликованные в период ФБшного сидения.
О чем писала белоэмигрантская пресса 90 лет назад.
Неизвестный нам, экзотический и такой странный Китай: персоналии эпохи перемен.
Газета "Возрождение", Париж, № 2249 от 30 июля 1931 года.
***
Завещание китайского миллионера.
"В "Возрождении" недавно сообщалось о смерти одного из богатейших людей Китая, русского выходца, еврея Арона Гердуна, скончавшегося в глубокой старости в Шанхае. Корреспонденты английских газет приводят любопытные подробности его погребения и рассказывают, как покойный распорядился своим огромным состоянием.
Тело Арона Гердуна было похоронено в склепе, посреди великолепного парка в его имении. Тут же неподалёку находится дворец, выстроенный покойным для его многочисленных приёмных детей (он всю жизнь оставался бездетным). Сперва состоялось погребение по еврейскому ритуалу, затем вдова покойного - китаянка - распорядилась произвести отпевание по буддистскому закону. Свыше тысячи буддийских монахов, в белых траурных одеждах, совершили у склепа обряды под звуки барабанов, флейт и гонгов.
Гердун оставил всем своим многочисленным приёмным детям по два миллиона долларов каждому, с тем, что они получат деньги только после окончания высших учебных заведений. Покойный завещал 50 000 долларов на перевод Библии и Корана на китайский язык. Перевод будет сделан выдающимся китайским ученым и знатоком буддизма Хи Шо Май, близким другом Арона Гердуна."
***
Прежде всего, уточнив личность упоминающегося в заметке покойного, мы можем убедиться, что во всех англоязычных источниках Silas Aaron Hardoon (1851-1931) называется евреем, выходцем из Багдада, чья семья впоследствии перебралась в Индию, в Мумбай. Вроде бы русского следа не наблюдается ... Но, как выяснилось, сейчас "багдадскими евреями" именуют этническую группу евреев Индии, эмигрировавших из Ирака в XVIII-XIX вв. и говоривших на особой "багдадской" разновидности "русско-еврейско-иракского диалекта арабского языка"(С). Подобный сложносоставной лингвистический термин свидетельствует о том, что в генезисе багдадской еврейской общины явно принимали участие и выходцы из Российской империи. Вследстве чего, - можно предположить - русская община Шанхая лояльно относилась к мультимиллионеру Г(Х)е(а)рдуну, с пятого на десятое понимавшему великоросскую речь и, в целом, слывшему уникальным меценатом и филантропом, не отказывавшему в помощи просителям всех национальностей.
Фото с приёмными детьми.
В 1868 г. Сайлас Аарон Хардун (наверное, так будет правильнее транскрибировать) отправился в Шанхай, без гроша в кармане, где устроился в компанию "David Sassoon & Company" вышибалой долгов и ночным сторожем.
Стоит отметить, что в Мумбае маленький Сайлас также ходил в школу, основанную главой ("nasi") общины багдадских иудеев, Давидом Сассуном (1792-1864), чрезвычайно влиятельным на Востоке человеком. Сыновья Д.Сассуна, который сам ни слова не говорил по-английски и всю жизнь носил тюрбан с традиционным халатом, вполне инкорпорировались в высший свет британских колоний, а один из них, Абдаллах (в дальнейшем - Альберт), стал баронетом и вошёл в семью Ротшильдов.
Давид Сассун с сыновьями. Альберт (Абдаллах) - второй слева.
Вернёмся, однако, к жизненному пути Хардуна. Он быстро поднялся по служебной лестнице в компании, проявив недюжинные таланты в сфере недвижимости. Земельный бум в Китае побудил Хардуна к 1920 г. открыть собственное дело. Продуманные инвестиции, особенно в недвижимость на Шанхайской "Пятой авеню", Нанкин-роуд, в конечном итоге сделали его одним из самых богатых жителей этого мегаполиса. Фактически, Сайлас Хардун был человеком, который профинансировал строительство первоначальной "Нанкинской дороги". Эту часть сохранившихся застройки в стиле ар-деко, можно увидеть и сегодня. Любопытно, что в начале 1920 г. будущий китайский лидер Мао Цзэдун останавливался в Шанхае именно в гостинице Хардуна, на нынешней Аньи-роуд.
Хардун жил со своей супругой, полукровкой-француженкой Луо Цзялин (урожденная Лиза Роос, 1864-1941), предельно набожной буддисткой и 20 (точное число приемышей неизвестно!) приемными детьми в т.н. "парке Айли", огромном поместье площадью 10 га (на этой территории ныне располагается Шанхайский выставочный центр - в девичестве "Дом советско-китайской дружбы"), и лично финансировал печать буддийских священных текстов.
Сайлас и Лиза.
Как отмечали современники, с точки зрения ортодоксальных иудеев, Сайлас был слишком очарован китайской культурой и искусством. "Безродный космополит", выражаясь языком другой страны и эпохи. В знак любви к своей жене, буддистке, он заказал в 1903 г. проект уникального сказочного парка известному буддийскому монаху Хуан Цзунъяну. В целом, строительство было завершено к 1909 г. и продолжалось шесть лет. Профессор Университета Тунцзи Цянь Цзунхао отмечает, что, несмотря на то, что сад Айли "слишком рано унесло ветрами" (ах, что за оборот в научном труде!), он остался самым известным садом в тысячелетней истории Шанхая. "Люди, которые жили в этом поместье, в том числе Хардун, Ло Цзялинь, монах Хуан Цзунъян и придворный Цзи Цзюэми, были частью легенд современной истории Шанхая. Кроме того, целая плеяда знати, революционеров и литературных деятелей - от императрицы Цыси и Сунь Ятсена до поэта Сюй Чжимо были связаны с владельцами сада или бывали здесь...".
Виды парка Айли.
Когда Сайлас скончался, его состояние оценивалось в 650 млн. USD, что эквивалентно примерно 15 миллиардам нынешних вечнозелёных бумажек.
Менее чем через месяц после похорон Лизы-Луо, 8 декабря 1941 г., вслед за нападением на Перл-Харбор, части японской императорской армии заняли сады Хардуна, расхитив бесценных предметов антиквариата и сокровищ искусства на астрономические суммы, а следующей весной поместье более чем наполовину выгорело в пожаре.
Шанхайский выставочный центр, вполне позднесталинской архитектуры (1953-55 гг.), строившийся как Дом советско-китайской дружбы.
Стоит точно на месте парка Айли.
После смерти Хардуна Лиза и приемные дети пары поссорились между собой, а также с членами иракской семьи Хардуна за поместье, что вылилось в серию судебных процессов, длившихся 16 лет. Дело о наследовании С.Хардуну считается самым известным делом о наследовании в истории Китая XX века и рассматривалось, в т.ч, в Верховном суде Великобритании, и закончилось решением в пользу супруги в 1937 г. Однако Эзра Хардун, представлявший других иракских родственников, с маниакальным упорством продолжал подавать иски в китайские суды как до, так и после прихода к власти компартии в 1949 г. В 1956 г. Шанхайский народный суд постановил, что, поскольку у покойной к тому времени Лизы (скончалась в 1941 г.) накопились большие неоплаченные долги, всё имущество Хардуна будет "обеспечено судом", или, де-факто, национализировано. В июне 1957 г. суд прекратил рассмотрение дела о наследстве Хардуна, и Эзра наконец уехал из Шанхая в Ирак, несолоно хлебавши.
Так закончилась история одного из самых эксцентричных азиатских мультимиллионеров ХХ века.
P.S. В сер. 20-ых гг. С.А.Хардун пожертвовал ок 4 млн. долларов на строительство нового, монументального здания синагоги в Шанхае, названной в честь его отца, "Бет Аарон". Она располагалась по адресу Museum Road,20 (ныне Huqiu Road, 42). В истории иудаики это здание получило известность в связи с тем, что в 1941-45 гг. в нем размещались беженцы - ребе и ученики - из белорусских иешив Мир, Любавичей, Люблина и пр., что ненадолго сделало Бет Ааарон одним из самых активных центров иудаики в мире.
Синагога Бет Аарон в Шанхае. Фото 30-ых гг. XX в
После революции 1949 г., синагогальное здание - величественное и подававшее надежды пережить своего создателя, оставаясь единственным памятником Сайласу Аарону Хардуну, отдали под редакцию печатного органа КПК, потом под какую-то фабрику, а затем и вовсе снесли, в 1985 г.
Sic transit gloria mundi, как говаривали латиняне.