О выборах главного по памятникам истории

Jun 28, 2019 15:54


Заметки карандашом на полях анкеты.
Субъективно, сum ira et studio.

Внезапно подувший над Нижним Новгородом, с конца 2017 года, ветер условно-либеральных веяний, имевший причиной приход в НН новой команды управленцев, принёс и такую диковину, как отбор руководителей ведомств на конкурсной основе. Соискатели бьются за кресло чиновника в честной борьбе, наглядно демонстрируя всей России - насколько велика тяга команды губернатора Г.С.Никитина к прогрессизму.  Изумление нижегородцев невиданному ранее разгулу демократии, однако, сопряжено с опаской: "А ну как ветер перемен вынесет, игрою случая, на руководящую должность какого-нибудь молодого прощелыгу или бюрократа старого закала, формально подходящих под условия конкурса, но не становящихся от этого обстоятельства ценными кадрами?" Непредсказуемость российской государственной машины в вопросах кадрового плана уже давно стала притчей во языцех, а результаты некоторых опрометчивых назначений представляют собою живую иллюстрацию к анекдоту о переставляемых по борделю кроватях.

Тем не менее, градозащитники Горького города приветствовали инициативу власти, когда в Нижегородской области "...были определены девять претендентов на пост руководителя регионального Управления государственной охраны объектов культурного наследия. Заполнить эту ответственную кадровую вакансию в регионе решили новаторским методом открытого конкурсного отбора в рамках программы "Команда Правительства". В числе кандидатов оказались как лица, чрезвычайно далёкие от госслужбы - как например градозащитник и гражданский активист из Перми Денис Галицкий aka denis-galitsky, так и зубры "вертикали власти"(ТМ), такие как нынешний и.о. руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородского региона Игорь Петров, или начальник отдела государственного надзора управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Григорий Меламед.


Поначалу общественность рукоплескала конкурсу на должность начальника УГО, выражая надежду на объективность конкурсной комиссии: Марина Чуфарина из общественного движения "Деревянные города" выразила общее мнение следующим образом: "Мне очень нравится тот беспристрастный подход к отборочным процедурам, который складывается в правительстве на сегодняшний момент". В конце концов проф. юрист Н.А.Преподобная, некоторое время исправлявшая эти обязанности, доказала нижегородцам, что можно оставаться честным, принципиальным в вопросах соблюдения законности менеджером, будучи неотъемлемой частью Системы и соблюдая при этом правила т.н. "большой игры".

Тем горше было разочарование градозащитников, когда Дятловы горы стали полниться околополитическими слухами. Мол, в качестве самого реального кандидата на пост начальствующего над Управлением госохраны памятников рассматривается вот этот приятный во всех отношениях джентльмен:

Будучи плоть от плоти аппаратчиком, руководитель аппарата комитета по жилищной политике и градостроительству ЗСНО, региональный координатор проекта "Школа грамотного потребителя" Александр Борисович Рыжов предположительно имеет к культуре настолько же отдалённое отношение, насколько балерина Большого театра могла бы разбираться в вопросах водоснабжения призимбавийской Мутумбы. Прожжёный бюрократ, правда, имеет в своём активе 1 год работы в музее им.Горького, в далёком уже начале "нулевых", но после того случая выходец из бизнеса ("Генеральный директор ЗАО "Пищевые концентраты", OMG!) передвигался исключительно по внутривластной лестнице. Вокруг, да около Законодательного собрания региона, консультируя и аппаратно - это слово-репей сопровождает весь боевой путь г-на Рыжова - шурша бумагами. Тяжелее ручки не держал, крупнее секретарских никем не руководил. По крайней мере, именно такой прискорбный вывод напрашивается после прочтения его официально размещённой на сайте нижегороцких единороссов биографии.

Но и вышеуказанное обстоятельство вряд ли бы настолько смутило нижегородцев, поскольку охрана объектов исторического и культурного есть сфера узкоспецифическая, специалистов с опытом руководящей работы в оной - днем с фонарём не сыскать, а потому просто хороший, крепкий управленец с опытом госслужбы был бы тут вполне на месте. На худой конец и аппаратчик бы сошёл ... но, к огромному сожалению, А.Б.Рыжов неосторожно разместил на сайте "Команды-800" свои, простите за выражение, умозаключения по поводу сохранения памятников в нашем городе, которые повергают читателя в шок и трепет.

Надеваем очки, всматриваемся в строки. Навскидку, ознакомимся с предложениями Александра Борисовича по вопросу ветхой средовой застройки, в т.ч многоквартирных домов.
"...инвестиции в аварийный или ветхий объект, не обладающий историко-культурной ценностью, разорительны и бессмысленны. В 90-е годы прошлого века в перечни объектов, относящихся к объектам культурного наследия, были включены объекты недвижимости, в отношении которых не всегда проводилась историко-культурная экспертиза. В результате в реестр попали объекты, которые могут не являться объектами культурного наследия. Это разрушает возможность для реализации рекомендации ЮНЕСКО о проведении системной политики интеграции культурного наследия в жизнь народа. ... государственная охрана не имеющих соответствующего потенциала объектов разрушительно влияет на качество жизни нижегородцев. Таким, образом, объекты культурного наследия, выявленные объекты культурного наследия, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, и в первую очередь расселенные аварийные и ветхие многоквартирные дома, как представляющие угрозу окружающим и требующие значительных инвестиций, должны подвергаться объективной оценке их историко-культурной ценности, если такая проверка не проводилась ранее, либо повторной оценке указанной ценности."

Снимаем очки, протираем слезящиеся от божьей росы глаза. Мастер писал, великий затейник в искусстве бюрократической писанины. Одним выстрелом убил двух зайцев.

1) Метко плюнул в своих давних предшественников, действительно сумевших в 90-ые годы спасти исторический центр Нижнего от окончательного исчезновения, а заодно в градозащитников, до сих пор вспоминающих добрым словом Н.Н.Бахареву. Благодаря деятельности Натальи Николаевны, с 1992 по 2002 годы возглавлявшей Департамент  по охране и использованию историко-культурного наследия г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области было поставлено в реестр около 1500 ОКН, было разработано и принято около 200 нормативных актов, в том числе более 90 из них регламентировали режимы содержания и использования территорий и зон охраны памятников и ист. поселений. В тяжкие времена владычества "Ё.Поросёнка"(С) продвижение адского бульдозера по улицам старого города сковывалось, во многом, лишь нормативно-правовой базой и статусами памятников, выданных деревянным домам и усадьбам заботами Н.Н. и её сотрудников.


2) Потрафил потенциально девелоперам, по сю пору алчно взирающим на участки старинной застройки по улицам Ильинской, Новой, Славянской и другим островкам исторической среды, уцелевших каким-то лишь чудом, да усилиями немногих активных граждан, придерживающихся обратной позиции. Более того, нагло прикрываясь рекомендациями ЮНЕСКО, мыслитель де-факто предлагает вернуться к практике заказных, заведомо отрицательных экспертиз объектов культурного наследия, имеющих единственной целью  вычеркивание оных из государственного Реестра. Давненько мне не доводилось читать такой беспардонщины в отношении объектов наследия в Нижнем. Духом сидельца Олега Валентиновича С. повеяло, пополам с солярным выхлопом бульдозера.

Схожим радикальным образом, г-н Рыжов предлагает разрубить гордиев узел проблемы привлечения инвестиций к объектам, состоящим под гос.охраной. Поскольку на прилегающие к ОКН земельные участки налагаются законом ограничения, то проще всего будет ... наплевать на закон!
"Необходима возможность публичного и комиссионного рассмотрения вопроса о сделке с инвестором: в обмен на отмену определенных градостроительных ограничений на прилегающем земельном участке инвестора, он финансирует реставрацию собственно ОКН, из-за которого градостроительные ограничения и были наложены."
/вкрадчиво/ А точно ли гений аппаратных телодвижений и магистр делопроизводства читал 73-ФЗ и знаком с практикой его правоприменения? Возникает ощущение, что перед нами - творение скорее бизнесмена, но не политика и государственного служащего, стоящего на страже интересов России и её граждан. Предлагаемая "сделка" тут же должна будет заинтересовать прокуратуру и прочие бдительные инстанции, если их конечно высочайше не попросят зажмуриться на минуточку-две. Представим только: получает человек в собственность усадебный домик на красной линии с двором и зелёными насаждениями по периметру. Сделка, насколько можно понять из текста, должна привести к следующему результату - усадебный дом реставрируется, а на оставшихся трехстах кв. метров, позади памятника, вырастает, скажем, отель на 5 этажей с рестораном на крыше, блэкджеком и шлюхами сауной в цоколе, кроющий ОКН как бык овцу.

Тише, тише, товарищи! У меня вопрос к докладчику: "Вы кабинетом не ошиблись? Дирекция по развитию корпорации "МонстрСтройКонсалтинг" - налево по коридору, пятая дверь". Выпили водички из графина, успокоились.
Последний штришок остался, потерпите до звонка. Ознакомлю вас, пожалуй, с шедевром бюрократической писанины, вышедшей из-под клавиатуры человека, знающего толк в наливании воды в документ, до превращения докладной записки в нечитабельный манускрипт, навроде критского линейного письма "Б".
"Мощное объединяющее значение сложившейся градостроительной среды имеет, в некоторой степени парадоксальным, следствием то, что новые проекты становятся поводом для социальных конфликтов, зачастую иррациональных. Надлежащее внимание к сохранению объектов культурного наследия, целостная и последовательная политика в этой сфере, основанная на рациональных критериях принятия решений, их легитимных и прозрачных процедурах, обеспечивающая реализацию общественных интересов, обеспечат более предсказуемую и благоприятную инвестиционную среду, устранят предпосылки возникающих при осуществлении градостроительной деятельности конфликтов."
Кто на ком иррационально, извините за термин, сидел? Гугл-переводчик оказался бессилен пред бессистемным нагромождением вроде бы русскоязычной лексики, но попробуем разобраться. Поскребши в потылице, могу лишь предположить, что автор намекает областной власти на опасность градозащитных движений для стабильности (ТМ) в обществе и предлагает повысить, поелику возможно, внимание к деятельности по охране ОКН. При этом он выражается столь вычурно, что разобрать извивы рассуждения к вящей пользе государственной возможно лишь после второго стакана. Страшное погоняло "экстремисты" наш герой употребить поостерёгся, зато ударился в мистику, представив борцов за сохранение наследия инфернальными выходцами из-за края обетованного - в противном случае я не могу объяснить употребление в данном контексте отсылок к "иррацио".

Подводя итоги изложенному выше анализу предложений г-на А.Б.Рыжова, взалкавшего внезапно поста начальника УГО ОКН Нижегородской области, приходится констатировать: худшей кандидатуры придумать невозможно. Градозащитники Нижнего Новгорода полагают, что явно лоббируемый на эту должность кем-то из старой нижегородской политической элиты, Рыжов будет лишь дискредитировать всякие усилия команды Глеба Никитина в поле сбережения культурного наследия и ревитализации Старого Города, а то и просто скрытым образом саботировать указания руководства области. Дело не в косноязычии и малой осведомлённости кандидата-аппаратчика в предмете, которым он собрался "рулить", а в том что подобные бесцветные деятели с практически нулевым управленческим бэкграундом всегда являются чьими-то креатурами и абсолютно несамостоятельны в решениях. В данном случае, вы видим перед собою клиентеллу патрона, что явно родом из прошедшей эпохи "борьбы с гнилушками". Чужой.

Ergo, будем бдительны.

Местечковая политика, Лютый необъяснимый пиздец в квадрате, Размышления у парадного подъезда, СпасГрад, Блядоксомолия на марше

Previous post Next post
Up