Процесс клерикализации мчится на всех парах, безостановочно, экспрессом. Быстровозводимые храмы замещают собой бывшие скверы и места отдыха горожан, устойность льется рекой из всех рупоров СМИ, указующие персты служителей культа грозно помавают уже перед лицами богохульников: "Всепокайтеся сейчас, потом поздно будет". И встаёт не таким уж далёким миражом на рельсах, колышется силуэт хорошо знакомой книжицы за авторством тт.Шпренгера и Инсисториса. Хоть и схизматики, но службу туго знали.
Покуда же славные традиции позднего средневековья не в полной мере воплотились в госсистеме РФ, мы можем наблюдать симптоматику больного. В частности, Министерство Культуры России как может отзывается на "вызовы времени", посильно участвуя в убиении светского знания и заполнении образующегося вакуума наукообразной дремучестью.
Прошу взглянуть на пример.
1 380 000 рублей, между прочим, потрачено из бюджетного кармана.
Признаться, я ожидал (исходя из заглавия и целей работы) увидеть в сём труде попытку осмысления феномена природно-исторических святынь различного генезиса - таких как Куликово поле - где был положен конец гегемонии Орды, - как невообразимо красивый, очень русский вид с Волжского откоса в Нижнем Новгороде, воспетый целым рядом литераторов и живописцев, - как Красная площадь и её архитектурный ансамбль в Москве или поле великой танковой битвы под Прохоровкой и т.д.
Ан нет. Категория "сакральности" была сужена авторами до примитивизма, и заявленное научное исследование обернулось корявой попыткой пристегнуть теологию к географии.
"Из всех православных святынь именно мощи святых играют в сакральном ландшафте главную роль, потому как речь идет о неизменном элементе ландшафта. Даже если мощи обретаются, их нечасто переносят в другое место. А подавляющее большинство мощей святых Русского Севера до сих пор не обретены и пребывают под спудом.
Иконы и крест - движимы, и могут быть легко перемещены из одного места в другое. Святые Тайны, миро, и крещенская вода, - это все, что освящается на потребу человека, все что потребляется или используется в ходе богослужения.
В отношении же святых мощей этого сказать нельзя, они уже не зависят от богослужебного круга, они сами способны освящать пространство. Похороненный в земле святой человек становится единым с этой землей, его могила сама становится частью ландшафта, освящает его.
В структуре сакрального ландшафта мощи святых являются наиболее значимой святыней. Они становятся пространственной константой, вокруг которой формируется сакральное пространство (136) каждой конкретной территории. Погребения святых образуют священные места поклонения - наиболее значимые священные места. Логика формирования сакрального пространства предполагает, что рядом с этим местом должен находиться
действующий храм и должны совершаться богослужения.
В реальности, это идеальная модель чаще всего не работает и места почивания святых нередко пребывают в запустении.
Таким образом, логика создания сакрального пространства предполагает, что на вершине иерархии располагаются священные места поклонения с могилами святых на территории действующих и недействующих монастырей и храмов. За ними следуют действующие монастыри и храмы, на территории которых захоронений святых подвижников нет. Далее - руинированные монастыри и храмы. Часовни, кресты и почитаемые природные объекты являются святыми местами только отчасти. Это как раз те точки, в которых сакральное пространство постепенно переходит в профанное.
Прим. 136: В православии обожение понимается не только как уподобление Богу "в душе", но и как просвещение тела. Вот как пишет об этом св. Григорий Палама, цитируя св.Максима Исповедника: "Да что я говорю о сродстве будущего тела с умной природой? Ведь душа по святому Максиму: "через причастие Божией благодати сама делается Богом, прекращая в себе всякую мысль и ощущение и одновременно прекращая природные действия тела, которое обоживается вместе с ней в меру доступного ему приобщения к Божеству, так что и душа и тело являют тогда одного только Бога и изобилие славы пересиливает их природные свойства" (Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих . М., 2011. С . 71).
Полностью шедевр читать в PDF
здесь.
Со ссылками на святых отцев, как положено на занятиях в бурсе губернской семинарии. "Под спудом", "не обретены" мощи - вот и маловато сакральных ландшафтовъ. Нету храма - нет сакральности, conditio sine quo non. Чудесные, чудесные учОные из ФГБУ имени Лихачева. Эти лихие ребята на полном серьёзе, кстати, предлагают свести туризм в сакральных ландшафтных зонах к заурядному религиозному паломничеству. И так 194 страницы, включая приложения.
Ушлые ребята, далеко пойдут. Новый тип объекта культурного наследия, как пить дать, хотят ввести - "сакральный ландшафт" - полностью пристегнув его к культовым сооружениям - и, складывается такое впечатление, полностью игнорируя все прочие компоненты и аспекты ценности. То есть отношение пространства к церкви рассматривается как единственный и достаточный аргумент, для внесения какого-нибудь Митькина урочища (где по местночтимой бабками побасенке, юродивый XVII века Димитрий Вносуковыркин плёл лапти и раздавал проезжим браконьерам) в реестр ОКН. Разумеется, сразу в федеральный реестр, поскольку РПЦ мелочиться не с руки. Да и с дензнаками в муниципальной казне, как правило, тухло.
Красиво сработали!