Читаешь рижскую белоэмигрантскую прессу и диву,порой, даешься.
Умели же люди сами себя напугать, качественно чтоб до дрожи.
"Вечернее время: ежедневная русская газета", № 242 от 02.01.1925 г. Мастера заголовка 80-го уровня.
Между прочим, отчасти неведомый автор прав.
"Забастовкой рабочих сардин" - под этим названием длительная стачка рабочих рыбоконсервных предприятий Бретани осталась в истории, - руководили женщины.
"Несмотря на закон, принятый в 1919 году, работницы работали по 10 часов в день, не получали премий за сверхурочную работу и работали по ночам, что предположительно было незаконным. Несмотря на закон, принятый в 1919 г., трудящиеся, на 50% - женщины, вкалывали по 10 часов в день, не получали никаких премий за сверхурочную работу и постоянно работали по ночам. Зимой 1924 г. 2 100 человек, в том числе 600 женщин, вышли на демонстрацию против заработной платы в 80 сантимов в час и того факта, что им регулярно приходилось ходить на фабрику в любое время дня и ночи, когда доставлялась очередная партия сардин.
("Douarnenez greves des sardinieres" -20 nov. 1924")
Забастовка "сардинных рабочих" Дуарнене в ноябре 1924 г. с требованием повышения заработной платы стала началом рабочей "мобилизации", которая продлилась несколько месяцев.
Бастующие, в основном женщины, прошли маршем под лозунгом "Pemp real a vo!" ("Это будет пять реалов!"). Вот только с главой восставших рижские писаки поднапутали ... Жозефина Пенкале член профсоюза металлистов Дуарнене, приняла участие в забастовке и де-факто возглавила движение. Ее имя на бретонском, Пенн Калет, означало "горячая голова" или "упрямица".
(Josephine Pencalet, 1886-1972)
Жандармы подавили забастовку и вызвали штрейкбрехеров, а мэр городка, Даниэль Ле Фланчек, публично поддержавший восстание, был отстранен от должности. Министр труда предложил своё посредничество, но борьба продолжалась. К рабочим присоединились моряки и заняли улицы, город был блокирован, а конфликт широко освещался в СМИ.
5 декабря 1924 г. газета коммунистов "L'Humanite" сообщила об обвинении демонстрантов, выдвинутом от имени Министерства внутренних дел, в статье, озаглавленной "Le sang ouvrier a coule a Douarnenez" ("В Дуарнене пролилась кровь рабочих"). Также были опубликованы протоколы отстранения Ле Фланчека от должности. Сообщение об отстранении Даниэля Ле Фланчека за попытку мятежа спровоцировало освещение забастовки национальными газетами, включая "Paris Soir" и "La Depeche de l'Aube", журналисты которых были возмущены "провокационной непримиримостью владельцев консервного завода по производству сардин".
6 января 1925 г. владельцы фабрики уступили требованиям рабочих. Несколько месяцев Ж.Пенкале состояла членом Городского совета, но Париж, в том же, 1925-ом году, признал ее избрание недействительным на том основании, что женщина не имела права голоса и, следовательно, не могла заседать в выборном собрании.
Советская пресса, ,разумеется, не оставляла своим внимание "сардинную забастовку", оперативно выпуская сводки с описанием событий в Дуарнене. Кроме того, в 1927 г.в ленинградском издательстве "Прибой" вышла книга левого французского публициста Франсуа Берри, "Фашизм во Франции", где дуарненскому инциденту было также уделено особое внимание.
P.S.
Приметы копеечной монетизации: номер карты автора 2204 1202 0001 6083