Решилась написать более-менее полноценный отзыв о нашумевшей премьере РАМТа "Нюрнберг". Недавно посмотрела его второй раз после значительного перерыва. Во мне боролись смешанные чувства после первого просмотра в день премьеры. Потом были разные обсуждения как в Интернете, так и в реальной жизни.
Смотреть масштабные декорации Бенедиктова лучше с бельэтажа или балкона. Вообщем-то первый раз я и смотрела с бельэтажа. Бенедиктов мой любимый сценограф на данный момент, что уж там скрывать. Хотя лучшей его работой я считаю декорации к спектаклю "Участь Электры". "Нюрнберг" по стилю оформления напоминал мне "Берег утопии". Может кажется, но втрой раз не могу отделаться от этого ощущения.
А вот мимику актеров лучше наблюдать все-таки с ближних рядов партера. Ибо зрение у меня совсем не айс, а когда смотришь в бинокль, то скрывается отсальное пространство сцены. Что тоже не очень комильфо. Поэтому в этот раз я задвинулась в партер :)
Бородину аплодирую стоя, за то что решился взять такую тему. Она актуальна и остра сейчас. И Бородин молодец, что не боится искать новые формы подачи материала. Но, на мой субъективный взгляд, сей эксперимент с формами не задался. Все мы люди, не всегда же творить шедевры. Это вполне нормально. Но в итоге получился спектакль с очень-преочень нужной темой, но с неудобоваримой формой.
Надеюсь, у меня сейчас получиться выразить нормально словами то, что я думаю, чувствую, считаю.
Вся "мишура", которая происходит в кабаре, на мой взгляд, отвлекает от основной идеи. Да, если зритель с мозгами, то он поймет все. Но. Если режиссер хотел показать то, что все эти судебные процессы и эта страшная тема о гибели миллионов людей, проходит на фоне веселья, ибо жизнь продолжается все равно, то не получилось. Ибо на фоне веселья и жизни дальше затерялась основная тема. Она ушла вглубь и не кажется страшной. А она страшна. И даже очень.
По поводу голых мужиков на сцене. Долго думала к чему они? Я не ханжа. В моем наилюбимейшем фильме С.Ростоцкого "А зори здесь тихие" есть сцена в бане, где показаны голые женские тела. И они меня ни сколько не смущают и там они очень даже к месту. Но в фильме режиссер хотел показать те молодые женские тела, в которые попадут пули и они уже не могут рожать и т.д.
А в спектакле голые мужские тела к чему? Массовые расстрелы евреев, которых заставляли раздеваться. Но тогда почему так весело и с нотами? Как-то не вяжется... Абсурдность суда? Мертвых не вернешь? Да, не вернешь, но суд не для них. А для живых. Чтобы одумались, остановились, не повторяли. Я, если честно, потерялась в вариациях и не знаю зачем это было.
И зачем госпожу Бертхольд на приговоре Хейвуда отправили на мост в верху. Ее там не видно. Не сделан световой акцент и та точка не во всех местах РАМТа просматривается. А это важный момент. Когда она ждет от него одного приговора, верит, что смогла его убедить. Но он выносит иной вердикт. Здесь важна ее реакция. Как-то было у Марлен Дитрих в соответствующем фильме.
Раз про актеров зашла речь, то остановлю внимание на Евгении Редько (на ком же ещё мне останавливать свой взор?ыыы). Иногда у него проскальзывали еврейские интонации в голосе. Только не пойму, то ли он делал это специально, с определенным умыслом, то ли случайно получилось. И другой смысл приобретали все слова, сказанные им.
На этот раз на этом остановлюсь. Напоследок хочу ещё сказать про Бородина.
Он всегда отличался, как мне кажется, тем что говорил со зрителем на прямую, не прячась за яркими формами. Как-то в "Берегии утопии". Поэтому хочу обратиться к нему лично в надежде, что кто-нибудь из добрых людей или не очень добрых донесут до него мои слова.
Алексей Владимирович, оставайтесь собой, не гонитесь за новыми веяниями в театральном мире, не изменяйте себе. Темы, которые Вы поднимаете, очень важны. И когда Вы говорите о них со зрителем прямо, то получается шедевр, который проникает в глубину души, в самое сердце. И очень надеюсь, что следующая Ваша премьера будет именно такой.