В нашем походе по Южной Джунгарии затворы наших четырех камер сработали не менее 6000 раз. Съемка была абсолютно разноплановая: люди, горы, цветы, озера, панорамы, панорамы, панорамы... Снимки делали многие из нас, каждый в своем стиле и со своими приоритетами. Если попросить каждого обработать свои фотографии - получится очень красивый совместный альбом из лучших фотографий. У меня же, в голове руководителя похода, была немного другая задачка - сделать один большой фотопоток, где снимки с различных камер дополняют, усиливают и создают целостную атмосферу похода, где каждый возможный момент запечатлен и может быть точкой опоры при написании отчета. В рамках данного поста я расскажу о том, как создавался единый подробный альбом из наших походных фотографий с точными привязками по времени и координатами.
Для каталогизации фотографий я использую лайтрум и обработку буду иллюстрировать именно на примере этой программы. Тем не менее, читатель, использующий альтернативное ПО, может извлечь пользу из предложенного мною подхода и адаптировать его. Предполагается, что читатель обработал не одну тысячу фотографий, прежде чем начал читать этот пост. Хотя, я готов ответить на любые вопросы в комментриях и дополнить тот или иной пункт.
Содержание
Ввиду того, что размер сообщения достигает объема в 2500 слов,
автор посчитал разумным начать с описания структуры данного сообщения.
1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка
1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек
1.2. Первичная пакетная обработка пресетами
2. Синхронизация фотографий
3. Обработка панорам
3.1. Группировка панорам
3.2. Обработка панорам
3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог
4. Обработка остальных фотографий
5. Отметка фотографий на карте
6. Экспорт фотографий
Заключение
1. Сбор всех походных фотографий и пакетная обработка
1.1. Постпоходная чистка мусора с флешек
В первые дни все походные «фотографы» находят пару исключительных снимков, обрабатывают их, выкладывают в соц.сети и успокаиваются. Что я бы хотел предложить всем, кто приносит какие-либо фотографии из похода? Просмотрите все ваши фотографии и удалите откровенный мусор. К откровенному мусору я бы причислил те снимки, у которых есть более качественная альтернатива. Например, в серии из нескольких одинаковых портретов можно удалить кадры с закрытыми глазами или нерезкие исполнения, при наличии хорошего кадра. Часто такое бывает, что фотограф не сразу угадывает с экспозицией и делает несколько кадров на пути к желаемому результату. Всю эту предысторию можно также отправить в корзину. Так вот, если каждый «фотограф» почистит подобным образом свои исходники, то создание общего альбома значительно ускорится, ибо в противном случае чисткой мусора занимается главный фотограф.
1.2. Первичная пакетная обработка пресетами
Предполагается, что по окончанию предыдущего пункта все фотографии чудесным образом оказываются на компьютере у главного фотографа. Все, теперь он один на один со всеми фотографиями и у него впереди много работы. Тем не менее, побывав на его месте, я пришел к выводу, что правильная последовательность действий с самого начала может сэкономить очень много времени.
Загружаем все фотки в лайтрум и ложимся спать, пока происходит рендеринг превьюшек. Если у вас медленный компьютер - то полезно прочитать статью и задуматься о рендеринге 1:1 превьюшек.
https://helpx.adobe.com/lightroom/kb/optimize-performance-lightroom.html
Одновременно с рендерингом превьюшек лайтрум умеет применять пресеты. Я, честно признаться, в этом деле дилетант, поэтому могу посоветовать лишь «Autotone» из основных встроенных пресетов лайтрума (для ночных снимков потом делаю «reset»). Для всех своих фотографий я изначально выставляю параметры увеличения резкости и уменьшения шума, обеспечивая наилучшее отображения фотографий, сделанных при достаточном освещении (коих в горах абсолютное большинство, а для вечерних и ночных подкручиваю ползунки отдельно). Так как мой единственный (нутыилох.жпг) объектив дает значительные искажения, обязательно активирую исправление геометрии линзы «Lens correction» для всех фотографий. Немного забегая вперед объяснюсь: лайтрум (и, наверное, фотошоп?) при склейке панорам все равно примет во внимание, что я снимаю на линзу со встроенными искажения и все исправит, а вот про программу PTGui я такого сказать не могу (мне кажется там нет встроенных профилей для объективов, не так ли?). В общем, чутье мне подсказывает, что склейка панорам в PTGui будет лучше для «выпрямленных» кадров, впрочем, если это не так, можете натыкать меня носом в комментариях.
Таким образом, в конце шага 1.2 у нас в каталоге импортированы все фотографии и уже даже немного обработаны. Хотелось бы добавить еще такую ремарку - лайтрум сам по себе является неплохим файловым менеджером. В режиме библиотеки вполне удобно создавать новые папки, перекидывать файлы изображений. Кроме того, подобный подход избавляет вас от необходимости “find missing files and folders”.
2. Синхронизация фотографий
Изначально я импортировал четыре больших папки с исходниками - на каждую камеру своя папка. В первую очередь это удобно при синхронизации фотографий, т.к. точки отсчета времени зачастую не совпадают и нуждаются в синхронизации. В идеальном случае группа перед началом похода собирается где-нибудь с фотоаппаратами, выставляет на всех единое время, а для пущей надежности делает еще и одновременный кадр со всех тушек. (Раз уж пошла такая пьянка, можно синхронизировать диктофон и все, что вы планируете использовать для хронологии похода). Наша группа безусловно планировала это сделать, но что-то пошло не так.
Когда я отсортировал файлы в библиотеке по “capture time” то конечно обнаружил относительные сдвижки по времени для каждой из камер. Вот группа сидит на перевале и пишет записку, а вот через пару минут ребята начинают на него подъем и так далее. С фотографиями с пентакса все было проще - там дата тупо на месяц позже стояла :P.
Нас, конечно же, спасло обилие сделанных фотографий. Очень удобно синхронизировать Ванькины и Лёнькины фотки, где Лёнька сфоткал, как Ванька фоткает Ольку. Методика простая и интуитивно понятная:
а) запоминаем время кадра Лёньки;
б) выделяем все фотки с фотоаппарата Ивана и находим ту самую фотку Ольки (важно, не снимая выделения);
в) выставляем время кадра Лёньки, которое запомнили в пункте а);
г) в результате получаем идеально синхронизированные Ванькины и Лёнькины фотопотоки;
д) больше читаем тут
http://help.adobe.com/en_US/lightroom/using/WS57264460-DC72-4a1f-A665-1E90907A9FFD.html По ссылке выше написано и о том, как сбросить отредактированные времена Metadata -> Revert Capture Time to original. Конечным результатом всех ваших манипуляций должен стать единый фотопоток, где кадры с разных камер установлены в правильном хронологическом порядке и имеют правильную привязку к мировому времени. Если поднялись на перевал в 10:40 по Казахстанскому времени, фотки этого перевала должны иметь характерные времена. Это будет критически важно, если вы захотите автоматически привязать фотографии к GPS-треклогу.
3. Обработка панорам
Исключительной особенностью наших походных фотографий стали панорамные снимки. Свыше 2000 кадров объединенные по 3, 5, 40 штук в одно большое полотно. Панорамы в горах популярны в связи с тем, что позволяют объять необъятное, дают богатые сведения о расположении хребтов, перевалов, ледников и т.д. Каждый походный фотограф скорее всего без труда найдет свои панорамы, он их вспомнит. Дела обстоят значительно сложнее, когда чужие кадры панорамы достаются главному фотографу - где начало? Где конец? Это уже вторая панорама пошла, или это второй ряд предыдущей?
Во время написания поста возникла мысль о том, что каждый походный фотограф может в пункте 1.1 не только выкинуть мусор, но и склеить свои панорамы. Тогда исходные файлы для панорамы можно будет исключить, оставив только конечный продукт. В моем случае подобной утопии не было, и все панорамы я склеил сам.
3.1. Группировка панорам
В поиске панорам среди чужих исходников неоценимую помощь оказывает автоматическая группировка фотографий по времени снимка. Эффект очень простой - лайтрум автоматически создает группы, если между соседними кадрами прошлом меньше чем Х секунд, где Х единственный параметр (я использовал Х=8). Лайтрум, безусловно, объединит и много всего лишнего, но с панорамами ошибок не будет. Для этого выделяете все фотографии с какой-нибудь камеры и из контекстного меню запускаете этот могучий инструмент.
https://helpx.adobe.com/lightroom/help/grouping-photos-stacks.html
Дальше - больше, лайтрум также умеет создавать панорамы и hdr прямо из RAW-файлов вашей библиотеки. Он создает новый dng-файл в папке с исходниками, у которого вы также можете крутить все ползунки, как будто при работе с RAW.
https://helpx.adobe.com/lightroom/help/panorama.html3.2. Обработка панорам
Небольшие панорамы до 10 кадров я создавал в лайтруме, больше 10 - обрабатывал в PTGui. Лайтрум очень удобен при склейке панорам - нажал одну кнопку, подождал и все готово. Результатом склейки панорамы является новый "увесистый" dng-файл, занимащий примерно столько же места, сколько сумма исходных RAW-снимков. Конечный dng-файл можно "без потерь" обрабатывать всеми средствами лайтрума. Если у вас производительный компьютер, резкие снимки и много места на жестком диске - то смело создавайте панорамы в лайтруме. На моем компьютере клеить 10 кадров уже занимало минут 5, и я не смог терпеть. При склейке панорам в лайтруме я оставался в рамках папки с исходниками фотографий.
До лайтрума я успел познакомиться с программой для склейки PTGui и я могу уверенно сказать, что она очень помогла при создании панорам. Из минусов - необходимо обработать и экспортировать JPEG-файлы «паззлов» будущей панорамы, конечный файл не является RAW и его невозможно редактировать lossless «без потерь», как это реализовано в лайтруме. Самый большой плюс - возможность видеть кусок какого файла используется в том или ином месте конечной панорамы. Если у какого-то из файлов «уплыла» резкость - то его вклад в панораму можно минимизировать с помощью маски или полностью выкинуть. Из своего опыта отмечу, что такое приходится делать достаточно часто. В лайтруме маску к нерезкому файлу не нарисуешь - его будет очень заметно на панораме. Ну и потом на больших панорамах в несколько рядов с помощью масок PTGui можно полностью контролировать результат склейки.
Я сделал небольшую сравнительную табличку этих инструментов и всячески агитирую осваивать PTGui, если желаете развиваться в плане создания панорам. В табличке не указан критерий "Используемый объем жесткого диска", где далеко вперед оторвался PTGui с файлами настроек по 100-200Кб. Размер dng-файла лайтрума примерно равен сумме исходных снимков и в моем случае составлял 100-300Мб на каждую панораму, что в пересчете на количество панорам съедает приличный объем жестого диска. На картинке выше совсем вопиющий случай: на панораму из 5 кадров по 25 Мб лайтрум резервирует почти 200 Мб dng-файл. Если его отрендерить в жпег Q=11/12, то файл будет весить чуть меньше 18 Мб.
В завершение хотелось бы напомнить о существовании инструмента фотошопа content-aware fill (недоступна ни в лайтруме, ни в PTGui). Этот инструмент прекрасно заполняет пустые места (особенно небо) на ваших панорамах и позволяет сохранить информативность ваших панорам без ущерба эстетичности.
3.3. Внедрение JPEG-панорам в каталог
Для обработки в PTGui я создавал отдельную папку для каждой панорамы и перемещал туда RAW-файлы. Обрабатывал их, экспортировал в JPEG 100% и проводил процедуру склейки. На выходе получался один большой JPEG-файл, которого не было в лайтрум-каталоге после пункта 1.1 - а это значит, что целостность фотопотока нарушалась. Если вы сделали синхронизацию по времени на самом начальном этапе - то при добавление готовой панорамы в лайтрум она встанет на нужное место по времени.
По большому счету, исходные файлы из которых склеиваются панорамы начинают лишь загромождать каталог и мешать процессу. Я считаю, что достаточно логичным выглядит создание отдельной папки для панорам и перемещать туда все «сырье» для панорам, оставляя в исходниках лишь конечные dng и jpeg файлы. Папка с «сырьем» должна находить на уровне исходников. Теперь выделяя все исходники - 1927 файлов с панорамами просто не отображаются в библиотеке - это удобно.
4. Обработка остальных фотографий
Теперь, когда в библиотеке лежат обработанные панорамы и отсутствует «сырье» для них можно приступать к обработке остальных снимков. В ретуши фотографий я недалеко ушел от кнопки «Авто», поэтому предлагаю вам черпать знания об этом в других местах. С технической точки зрения хотел бы вас призвать разработать какую-то методику по сортировке фотографий и заниматься этим с самого начала. А может я и не прав, и в конце гораздо проще пробежаться по библиотеке и отсортировать то, что нужно.
В лайтруме можно использовать рейтинг 0-5 звезд, 6 цветов и флаги. Я в процессе обработки почти не удаляю файлы из каталога (за исключением пропущенного мусора из п.1.1.), обработанный файлам я ставлю оценку 1 звездочку, чтобы потом легко сформировать массив фотографий на экспорт (возможно тут разумнее было бы использовать таки-флаги).
https://helpx.adobe.com/lightroom/help/flag-label-rate-photos.html Для того, чтобы вам проще было придумать свою систему - пару примеров. Красить панорамы голубым, элементы флоры и фауны - зеленым, красным что-то плохое. Групповым фоткам с перевала поставить 5 звездочек, а карты для гугл-земли отметить флагом. Подобная организация файлов в лайтруме в-основном нужна для экспорта тех или иных изображений в отдельные альбомы. В комментариях было бы интересно почитать кто и как использует зведочки, цветы, флажки в лайтруме - особенно интересно про звездочки, так как в фильтре используется отсечка по нижней границе.
5. Отметка фотографий на карте
Фотографии из похода полезно бы отметить на карте, это автоматизирует их геопозиционирование во всяких сервисах типа panoramio и т.д. Кроме того, при использовании в отчетных данных люди смогут понять, где сделана фотография. Отмечать фотографии можно двумя способами, правильно и «как мы».
Правильный способ подразумевает создание треклога на протяжении маршрута. Это такой файл, который содержит отметки о вашем местоположении в конкретный момент времени. В самом деле как только вы синхронизировали все фотографии из похода с мировым временем - можно их автоматически привязать в модуле “Map” лайтрума. Займет это совсем немного времени и от вас нужно будет просто подождать. За то у всех файлов пропишутся GPS-координаты, это будет удобно.
https://helpx.adobe.com/lightroom/help/maps-module.html Если у вас нет треклога - разметка фотографий на карте происходит вручную, «как мы» и сделали. Вам понадобится штурман группы, который нарисует нитку пройденного маршрута. Хронометрист группы, который подробно опишет в какой момент времени где находилась группа. Впрочем, любой другой участник, который может отождествлять место по снимку подойдет.
А дальше вы берете, открываете нитку маршрута в гугл-земле на одном мониторе, на соседнем открываете лайтрум и как можно точнее расставляете фотокарточки по карте. Достаточно точно можно разместить фотографии с, фотографии с мест стоянок (при отправке спутниковых сообщений). Все остальной «на глаз» и на совесть.
Кстати, из kmz-нитки, получаемой в гугл-земле можно сделать ориентировочный по времени gpx-файл, который и скормить лайтруму, тогда можно работать без второго монитора. Например, взять координаты из нитки и поставить к каждой точке сдвижку по времени в 1 минуту. Автоматическую привязку не делать, но трек будет видно хотя бы.
6. Экспорт фотографий
Последний шаг - экспортирование фотографий. От готовых файлов мне прежде всего хотелось, чтобы они все шли в хронологическом порядке, чтобы все были в одном месте и не приходилось искать по разным папкам, чтобы информация о дате была в имени файла - это поможет при написании отчета.
Все эти проблемы решаются правильным именем файла, задаваемого во время экспорта. Первое что пришло в голову - это применение автонумерации: 001, 002, 003. В-общем, это скользкая дорожка, не рекомендую так делать. Если вы захотите заменить какой-то файл в альбоме - нужно будет вручную переименовывать потом новый файл. Если вдруг захотите расширить альбом новыми фотографиями - то придется вклиниваться в последовательность опять же ручным переименованием файлов типа 062а, 062б и т.д., т.к. 063 был занят при предыдущем экспорте. Конечно, можно каждый раз делать экспорт сызнова, обновляю нумерацию, однако я нахожу это непрактичным при размере альбома в более в 1000 файлов.
Я бы предложил именовать файлы вышеуказанным пресетом. В данном случае один и тот же файл будет всегда иметь одно и то же имя и обновляться автоматически. А правильная синхронизация по времени выдаст нужную хронологию. При таком подходе можно будет сначала экспортировать все файлы с нужным разрешением, а потом, к примеру, экспортировать все панорамы в высоком разрешении в ту же самую папку. Всю вот эту меджиковскую порнографию с параметрами съемки в имени файла я не люблю, нафик-нафик.
Заключение
Если оглянуться назад и задаться вопросом - стоило ли оно того, я без сомнения отвечу, что стоило. Я считаю, что лишь в рамках подобного подхода к обработке фотографии можно выжать максимум полезной информации из накопленного материала. С учетом того, что некоторые перевалы были пройдены нами впервые и любая информация по ним представляет ценность для пешего туризма - делать абы как не хотелось.
На протяжении похода возникла идея о составлении статистики похода, и я думаю она бы здесь неплохо смотрелась. На группу из восьми человек у нас было четыре зеркальных камеры и 5 стёкол.
После сортировки мусора осталось 5278 фотографий, 1927 из которых при помощи PTGui были склеены в 140 jpeg-панорам. В лайтруме было склеено еще 103 dng-панорамы, где число сырых файлов на панораму не превышало 10. Было снято 60 hdr-фотографий. В конечном альбоме содержится 20 групповых фотографий. В среднем группа делала 240 кадров в день, 86 из которых составляли крупные jpeg-панорамы.
Ну и на этом все, художественного альбома пока мы не сделали, а альбом на 1500 фотографий показывать просто неприлично. Посмотрите еще раз слайдфильм и танец лучше.
Click to view
Click to view